СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль библиотеки в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад о роли библиотеки в патриотическом воспитании подрастающего поколения в наше время.

Просмотр содержимого документа
«Роль библиотеки в патриотическом воспитании подрастающего поколения»






Доклад


Роль библиотеки

в патриотическом воспитании

подрастающего поколения







Библиотекарь: Спицына Т.Г.










Дуйсекинская ООШ

Родина – это город, в котором родился, аул где ты

вырос, школа где ты учился, одним словом, это среда,

которая способствовала твоему формированию как

человека.

Если это так, ты должен знать их, они нужны тебе,

как воздух и вода.

М.. Ауэзов.




Огромные изменения происшедшие в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловлено переосмыслением сущности патриотического воспитания, его места и роли в собственной жизни. Патриотическое воспитание выступает неотъемлемой частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни.

Воспитание патриотических чувств у детей всегда было в центре внимания библиотек. Формирование у читателей - детей любви к Отечеству, своей истории, личной ответственности

за происходящее вокруг – одно из приоритетных направлений работы школьной библиотеки.

Патриотическое сознание, чувства любви, верности Отечеству и гордости за него, чувство связи с его историей, культурой составляющее духовно – нравственные основы личности. Формирование патриотизма ведется на основе изучения исторических ценностей, присущих всем сторонам жизни и общества и государства.

Что такое патриотизм? Заглянем в словарь: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству: одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями».

Чтобы ни делала библиотека, главная её цель приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны Родины. Патриотизму нельзя научиться, его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, как образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, причем именно школьной библиотекой, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп. Чувство патриотизма сродни чувства любви к матери. Недаром слова «родина» и «мать» часто употребляются как синонимы. И если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие – то отрицательные стороны характера, но несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека.. Нечто подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.

Задача библиотек не только сохранить, но и передать молодому поколению казахстанцев то богатство, которое определяется словами «историческое наследие», научить дорожить им.

Эффективность работы школьных библиотек по формированию патриотизма зависит не только от форм и методов работы, но и в большей степени от состава и организации книжного фонда.

Прошу обратить внимание на схему форм и методов работы библиотеки.



Формы и методы работы


Индивидуальные: Массовые:

рекомендательные беседы книжные выставки

беседы о прочитанных книгах литературные игры


Рекомендательные беседы происходят прямо у книжной полки. Даже когда ребенок спрашивает конкретную книгу, это не означает, что рекомендательная беседа не нужна. Опыт работы с детьми и знание книг подсказывает библиотекарю, на какие трудные и важные моменты в книге надо обратить внимание, чтобы лучше узнать книгу. Можно порекомендовать другую книгу, более подходящую по уровню развития ребенка.

Беседы о прочитанных книгах помогут не только узнать мнение ребенка о прочитанной книге, но и подскажут, что ему еще можно порекомендовать почитать о Казахстане. Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание и чувства. Сохраняя яркость восприятия конкретного содержания, ребенок во время разговора с библиотекарем может увидеть и понять тот более глубокий слой произведения, который не раскрылся ему при чтении.

Книжные выставки бывают тематические, посвященные определенному жанру литературы или определенному писателю.

Литературные игры пользуются наибольшей популярностью у школьников. Что не удивительно, так как они несут в себе элементы праздничности, необычности, они дают возможность воспринимать материал более эмоционально. Литературные игры – это форма работы, которая развивают память, сообразительность, дают возможность проявить себя школьникам.

Формы и методы работы выше перечисленные формируют патриотизм. О чем бы мы ни говорили, чтобы ни делали – всегда уместно упомянуть о Казахстане

Книги о Казахстане и литература на казахском языке, произведения казахстанских писателей в нашей библиотеке выделены из общего фонда и выставлены перед каждым разделом. Заголовки тематических стеллажей и книжно-иллюстрированных выставок выполнены на двух языках. Оформлена постоянно действующая выставка о Казахстане «Казахстан – общество, политика, культура». На выставке представлен материал по истории нашей Родины, о государственной символике. Материалы из данной выставки используются учителями при подготовке к урокам и так же учащимися при подготовке домашнего задания. Были собраны материалы статей из газет и журналов в папки «Герои казахстанцы», «Наши знаменитые земляки». Важное направление в работе библиотеки – это знакомство с творчеством казахских и казахстанских писателей. Были применены активные формы библиотечной работы: конкурсы стихов, викторины, литературные игры. Проведен конкурс стихов о мире, лучшие стихи собраны в папке. Наиболее верный путь формирования убеждений у детей , воздействие на их эмоции, на их ум и души. Поэтому важно, чтобы идеи патриотизма и интернационализма усваивались детьми при чтении лучшей художественной, публицистической, художественно-документальной литературы.Патриотическое воспитание не одновременный акт. Оно не может сводиться только к разовым мероприятиям. Процесс формирования патриотизма должен иметь собственную идеологию и целенаправленную систему. В школьной библиотеке патриотическое воспитание строится на примерах жизни и деятельности выдающихся людей Казахстана. Таких имен немало. Это великие батыры, которые ценой жизни отстаивали целостность и нерушимость казахстанских земель. Имена Алпамыс батыра, Камбар батыра, Ер Торгын и многих других сохранились в памяти народной. Их подвиги по охране и возрождению казахстанских земель достойны подражания и могут служить уроком для нынешнего поколения. Здесь заложен огромный потенциал для патриотического воспитания. Казахстанский патриотизм есть совокупность идеи и чувств, формирующихся под воздействием исторического сознания и политической культуры, под влиянием философии независимости. Неисчерпаемый материал для формирования у детей патриотических чувств дают материалы о Великой Отечественной войне. Народы Республики Казахстан вместе с другими советскими народами героически воевали против немецко-фашистских захватчиков в годы войны. Русские, казахи, украинцы и многие другие представители народов Казахстана показали образец преданности Родине. Благодаря великому патриотизму советских людей был побежден фашизм. Через литературу о войне мы учим детей не забывать уроки истории. По словам видного советского педагога В.А.Сухомлинского: « Никогда человек не переживает так глубоко чувства долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа». Для школьников младшего возраста выбор форм работы широк: это беседы, уроки мужества. Наши дети изучают историю родины. К празднику 9 Мая в библиотеке была оформлена выставка «Героический подвиг народа бессмертен». В школьных библиотеках можно организовать викторины, конкурсы, посвященные Дню защитника Отечества, конкурсы рисунков и поделок. Традиционные мероприятия, посвященные Дню Конституции РК, Дню Независимости РК, Дню Единства народов Казахстана – должны стать не формальными, а интересными, полными новых фактов и материалов, способными вызвать у ребенка интерес, чувство гордости и ответственности за страну, в которой мы живем.

Все формы использованные в работе школьных библиотек по воспитанию патриотизма формирует у учащихся интерес к чтению и повышает интеллект. Воспитательное значение книги трудно переоценить. Ведь именно в детском, подростковом возрасте, когда человек восприимчив и к хорошему, и к плохому, появляется у него сильное подсознательное желание иметь идеал, которому хотелось бы подражать. И здесь очень важна роль школьного библиотекаря. Умно и тактично мы должны помочь нашим читателям осознать то, что в крови у каждого человека – любовь к Родине. Ведь только истинный патриотизм может быть интернациональным, ибо без любви к отчему краю, к родному народу, к его истории, культуре и языку нет и не может быть чувства уважения и дружбы к другим народам.

Анализ деятельности школьной библиотеки позволяет выделить следующие на­правления патриотического воспитания:

воспитание любви к Родине, к "малой" Ро­дине

правовое просвещение детей в условиях библиотеки;

эколого-патриотическое воспитание;

воспитание любви к родному слову, родно­му языку, литературе и культуре.

Таким образом, можно говорить о сложив­шейся системе и традициях патриотического воспитания в нашей библиотеке.

Т.е. я хотела сказать о том, что любая деятельность библиотеки в конечном итоге направлена на воспитание казахстанского патриотизма. И в этой деятельности мы очень тесно сотрудничаем со всеми членами педагогического коллектива школы, не только с классными руководителями, но и с учителями-предметниками

Я считаю, что казахстанцам есть чем гордиться. Во-первых, Казахстан — это земля, с которой человек шагнул в космос. Во-вторых, Казахстан — первая страна в мире, добровольно отказавшаяся от ядерного оружия. В-третьих, Казахстан — это первая в мире страна, организовавшая Съезд лидеров мировых религий. И таких примеров — тысячи! Республика стремительно растет, она независима и уважаема другими государствами. Мы открыто смотрим в будущее! Я горжусь Казахстаном! И в наших силах помочь молодому поколению научиться любить свою страну и гордиться ей!

























Список используемой литературы.


1. Айтхожина Г.Р. Воспитание казахстанского патриотизма, национального согласия// Воспитание школьника.-2010.-№1.-С.2-10.

2. Балтабай Е. Использование содержания казахстанской этнопедагогики как условие формирования патриотической воспитанности учащихся// Воспитание школьника.- 2011.- №5.- С.7-8.

3. Буря В.И. Воспитание у детей и подростков чувства патриотизма и гражданственности// Практическая помощь учителю.- 2012.- №5.- С.21-23.

4. Мантариди Н.И. классный час: «Казахский язык – язык Республики Казахстан»// Практическая помощь учителю.- 2010.- №6.- С.2-5.

5. Камбулова Г. Поэты – барды Cтепи// практическая помощь учителю – 2006.- №2.- С.8-12.

6. Ягунина А.В. Урок – откровение: «Поэт – батыр» (Махамбет Утемисов)// Практическая помощь учителю.- 2011.- №6.- С.7-10.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!