СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Роль деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обществознания на тему "Роль деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Роль деятельности"»

Конспект урока обществознания в 6 классе на тему «Роль деятельности в жизни человека. На пути к жизненному успеху»



Тема урока – Роль деятельности в жизни человека. На пути к жизненному успеху.

Дата проведения – 13.11.2018 г.

Учитель истории и обществознания: Назарова Юлия Сулайманкуловна (МОБУ «ООШ №5»).

Тип урока - урок систематизации знаний.

Цель урока: научить детей структуризации полученного знания по теме «Понятие деятельности», определить роль деятельности на пути к жизненному успеху.

Задачи:

  1. Формировать умения определять различные виды деятельности

  2. Развивать умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность

  3. Формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников

Методы и приемы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, фронтальный опрос, «ассоциация», «работа над понятием», «лови ошибку», «подводящий диалог», «на понимание и синтез: фантастическая добавка», «лесенка успеха».

Формируемые УУД:

Предметные:

1. Закрепляется представление о деятельности человека.

2. Применение понятийного аппарата (деятельность, цель, результат).

3. Устанавливать причинно-следственные связи;

4. Формирование умения анализировать схемы и таблицы;

5. Уметь высказывать собственное мнение и суждения.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели;

  2. Анализировать вопросы, формулировать ответы.

  3. Осуществлять поиск дополнительной информации;

  4. Учатся сравнивать, обобщать факты и явления;

  5. Давать определения понятиям.

Коммуникативные;

  1. Участвуют в коллективном обсуждении проблем;

  2. Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;

  3. Формулируют точку зрения.

Регулятивные:

  1. Принимают и сохраняют учебную задачу;

  2. Учатся составлять план последовательности действий.

Личностные:

1. Сравнивать разные точки зрения;

2. Оценивать собственную учебную деятельность;

3. Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни.

Основные термины, понятия – деятельность, игра, учение, труд, цель, средства, результат.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная презентация, ватман, раздаточный материал.







Ход урока


1 этап. Организационный (слайд 1 приложения 1)

Ёж и заяц (Асирийская притча) (слайд 2)

Ёж и заяц состязались в беге. Решено было бежать до подножия горы.

Заяц, понадеявшись на быстроту своих ног, часто отдыхал. В пути он даже прилёг и заснул. А ёж, который знал, что он неуклюж и медлителен, без устали двигался вперёд.

Заяц проспал весь день, а ёж весь день бежал и первым достиг подножия горы.

(Вывод: упорством и настойчивостью можно добиться большего, чем способностями, если их растрачивать попусту.)


2 этап. Проверка домашнего задания


Работа с электронной рабочей программой образовательной платформы LECTA. (слайд 3)

Для этого захожу в личный кабинет на сайте lecta.rosuchebnik.ru в раздел «Классная работа», выбираю из «Моих рабочих программ» универсальную линию «Обществознание 6 класс». Из перечня тем выбираю тему «Деятельность», загружаю интерактивные задания.


    1. Тестовое задание на первичное закрепление.

Соотнесите виды деятельности и их особенности.

И гра Получение новых знаний

У чение Получение практически полезного результата

Труд Развлечение, развитие


    1. Задание на соотношение элемента структуры деятельности с иллюстрацией.

На интерактивном слайде представлены иллюстрации к элементам: цель, средства, действия, результат. Справа от элементов располагаются иллюстрации создания скворечника.


    1. Работа по карточкам.

Учащимся раздаются карточки с заданиями из ОГЭ по теме «Деятельность человека» (приложение 2). После выполнения работы ребята обмениваются карточками и выполняют взаимопроверку, консультируясь с учителем.


3 этап. Актуализация знаний и фиксирование затруднений


Таблица «Виды деятельности».

Учитель: Давайте выполним следующее задание: заполним таблицу, в которой не хватает некоторых данных (приложение 3)


Учеба

Труд

0-7 лет




А теперь давайте сверим с решением на слайде (слайд 4). Проверьте и объясните, все ли верно мы сделали? (ПРИЕМ «ЛОВИ ОШИБКУ»)

Игра

Учеба

Труд

0-7 лет

7-21

21-63


Учащиеся: неверно определена верхняя возрастная граница учебы. Потому что, все люди в разном возрасте прекращают учебу; неправильно написали возраст окончания труда, так как при желании и возможности человек может трудиться и после выхода на пенсию.

Учитель: Молодцы, что смогли объяснить, почему вы написали именно так, а не как в примере.





4 этап. Постановка учебной задачи, цели урока


4.1 Задание на сопоставление. (слайд 5)

Части поговорок находятся на слайде презентации с макросом Drag&Drop. По очереди выходят дети и соединяют поговорки.

1 «Делом спеши / да людей не смеши»;

2 «Сделал дело / гуляй смело»;

3 «Весь мир – театр / а люди в нем – актеры»;

4 «Яблоню любят плодовитую / а человека деловитого»;

5 «Не ошибается тот / кто ничего не делает».

Учитель: Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Есть фраза, которая отличается от остальных?

Есть ли у вас предложения, почему мы заговорили о театре?

Как можно сформулировать цель урока? Чему мы должны научиться? (запись темы «Роль деятельности в жизни человека»). (слайд 6)


4.2 Ассоциативное рисование.

Учитель: А какие ассоциации у вас возникают со словом «Деятельность»? Давайте займемся ассоциативным рисованием (на доске записываются ассоциации детей: работа, труд, игра, человек, общение, учёба, помощь, поддержка.).

Ребята, вы молодцы, ваши ассоциации близки к толкованию этого термина, ведь если мы обратимся большому толковому словарю современного русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова, то узнаем, что деятельность – это работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области.


5 этап. Первичное закрепление


5.1 Задание «На понимание и синтез».

Учитель: А сейчас предлагаю вашему вниманию старорусскую пословицу, которую пытался растолковать не менее известный советский лингвист Владимир Иванович Даль. Этот человек был писателем, этнографом, исследовал в том числе и этнос Оренбургского края. А пословицу, над которой вы поможете ему поработать, звучит так: «То не беда, что во ржи лебеда; а то беды, что ни ржи, ни лебеды». (слайд 7)

Представьте, что Владимиру Ивановичу нужно срочно закончить свою грандиозную работу – «Толковый словарь», но ему никак не удается справиться с пословицей. Объединитесь в пары, постарайтесь растолковать пословицу и отправить срочную телефонограмму великому писателю. (ПРИЕМ «РАБОТА С ПОНЯТИЕМ», «НА ПОНИМАНИЕ И СИНТЕЗ: ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА», межпредметная связь с русским языком и литературой).


5.2 Подводящий диалог.

А теперь ответьте на такой вопрос: взаимосвязаны ли эти виды деятельности между собой? Почему? (ПРИЕМ «ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»)

Учащиеся: Мы думаем, что, конечно же они взаимосвязаны. А вот почему, ответить затрудняемся.

Учитель: А навести вас на правильную мысль по этому поводу, поможет _________,

который(-ая) расскажет об одном известном человеке. (слайд 8)

Знает ли кто-либо из вас, кто этот человек? А чем он заслужил внимание и уважение соотечественников?

Учитель: Слушаем выступление и готовимся ответить на вопрос, почему виды деятельности между собой взаимосвязаны.

Выступление учащегося с рассказом о детстве Петра 1 и его увлечении военными играми. (приложение 4)

*Можно использовать историческую справку в качестве раздаточного материала. В этом случае учащиеся индивидуально ознакомятся с информацией, проанализируют ее, после чего совместно с учителем смогут сделать выводы из прочитанного.

Учитель: Ребята, какие выводы мы можем сделать из услышанного/прочитанного?

Учащиеся: Можно сделать вывод о том, что интересы человека проявляются в предпочитаемых им играх и впоследствии это может перерасти в постоянное занятие, учебу, работу. Все виды деятельности взаимосвязаны и от того, чем занимается человек с самого детства, может зависеть успех всей его трудовой деятельности.

Учитель: Кроме этого важно знать, что именно Петр 1 создал первый в России театр, который назывался «Комедиальная храмина», а случилось это в 1702 году.


    1. Сценка

Учитель: Чтобы добиться успеха, человек должен приложить много усилий. Для этого ему нужна цель. Вспомним структуру деятельности. Цель является одним из первых элементов структуры деятельности. Цель - определенный результат, на достижение которого направлено действие человека. А для того, чтобы наглядно изобразить необходимость постановки цели, приглашаю наших «актеров» разыграть сценку из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».

(Сценка: «Алиса спрашивает Чеширского кота: - Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? - А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот. - Мне всё равно… - сказала Алиса. - Когда всё равно, туда и иди, - заметил Кот.»)

Учитель: Была у Алисы цель? Куда она придет? Что же такое цель? Как вы думаете, почему мы разыграли сценку, а не просто поработали с текстом? (год театра) А на каком этапе урока мы уже говорили про театр? (в начале урока при сопоставлении пословиц).

Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата. (слайд 9) Результат деятельности может быть разным: успешным, если цель достигнута и неудачным, если цель не достигнута, поэтому очень важно научиться целеполаганию. Чтобы это доказать, предлагаю вам дидактическую игру.


6 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации


6.1 Дидактическая игра (слайд 10)

Ситуация 1 «Выход на пенсию».

К доске выходят 2 учащихся и отвечают на ситуации, остальные ребята по желанию выполняют работу в тетради.

Учитель: Ребята, представьте, что вы находитесь в 2070 году. Вы уже являетесь бабушками и дедушками. Скажите, пожалуйста, что самое важное вы сделали в жизни? Чем можете гордиться спустя столько лет?

Ситуация 2. «Статья в газете».

Учитель: Представьте, что за окном 2028 год. О вас написали статью в газете. Как называется эта статья? О чем она?

Ситуация 3. «Планы на завтра».

Учитель: Ребята, что вы планируете делать завтра? Какое дело выполните вопреки любым обстоятельствам?

После выполнения заданий ребята анализируют свои ответы, ответы одноклассников и совместно с учителем делают вывод о том, что на пути к жизненному успеху важно поставить цель и идти к ней маленькими шагами, но каждый день, обозначают роль деятельности в жизни человека.


6.2 Толкование пословицы.

Учитель: Вернемся к вашим телефонограммам. Кто хочет поделиться своим вариантом толкования пословицы? (слайд 11)

Один из вариантов толкования пословицы: не в том беда, что ошибок череда, а в том, что ни действий, ни ошибок. Политический деятель Великобритании Уинстон Черчилль говорил: «Успех – это движение от одной неудачи к другой без потери энтузиазма». Такая фраза тоже может стать вариантом толкования пословицы.

7 этап. Домашнее задание.

Ребятам предлагается творческое задание на выбор. (слайд 13)

- Иллюстрация к пословице о деятельности (игре, учении или труде);

- Синквейн на тему «Деятельность»;

- Эссе на тему «Сделай шаг, и дорога появится сама собой» (Стив Джобс).


8 этап. Рефлексия.

Учитель предварительно изобразил на доске лесенку из трех ступенек с пояснениями (можно использовать ватман и двусторонний скотч). Каждый обучающийся выходит к доске и прикрепляет человечка (приложение 5) на одну из трех ступеней, исходя из уровня усвоения материала на уроке.

1 ступень: «Бил баклуши» или «Просиживал штаны»

2 ступень: «Работал не покладая рук», но все это еще нужно «Довести до ума»

3 ступень: Работал активно, «как белка в колесе» и теперь могу «Перейти от слов к делу».

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!