Доклад на тему:
«Роль декоративно-прикладного искусства в процессе его преподавания в общеобразовательной школе».
Педагог – носитель, передатчик новым поколениям именно целостного фундамента художественной культуры
Пройдя огромный путь развития, декоративно-прикладное искусство продолжает жить в сегодняшнем дне, сохраняя духовно-социальную значимость и актуальность. Наравне с другими видами пластических искусств оно активно участвует в жизни общества: организует его, упорядочивает, осуществляет коммуникативную функцию. С этим напрямую связаны и особенности его образно-пластического языка, принципиально отличающегося от языка других пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн).
Базовая программа «Изобразительное искусство и художественный труд» созданная под редакцией знакомит детей с тремя формами художественной деятельности – изобразительной, декоративной и конструктивной уже в начальной школе. Дети учатся видеть, различать в каждом произведении, с которым они общаются элементы конструктивности, декоративности как работу мастеров «постройки», «украшения», «изображения». Целостный курс декоративно-прикладного искусства осваивается в 5 классе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Значение народного традиционного искусства в эстетическом воспитании и художественном развитии учащихся трудно переоценить – впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, оно обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека, формирует его внутренний мир. В искусстве, созданном народом, живут и развиваются глубокие и древние традиции. Это передаваемые из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери, правила, навыки, приемы, обычаи, представления о красоте и целесообразности, образы, мотивы, отражающие народные мироощущения, несущие свой национальный характер. В нем выкристаллизовывалось то, что представляло истинную ценность для народа.
Приобщение к народной культуре, замечательным памятникам крестьянского прикладного творчества дает возможность детям соприкоснуться с особым складом мышления наших древних предков-славян, которое во многом отличалось от нашего, с первыми шагами человека в познание и освоение мира через созидательно-творческую деятельность.
Предметы крестьянского бытового искусства, все без исключения, служили практическим целям, были предназначены для повседневного использования. Для утилитарно-бытового предмета главное содержание – его потребительская функция, которая проявляется непосредственно через конструкцию, форму, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения, каждый предмет имеет конкретную конструкцию, форму. Крестьянская бытовая вещь, выходящая за рамки функциональности и обладающая художественными признаками (будь то прялка, деревянная посуда или народный костюм) характеризуются двойственностью содержания («функция»+ «идея», воплощенная в образной форме предмета). Задача педагога – в доступной форме донести до учащихся эту информацию, подкрепляя ее наглядными примерами.
Знакомясь с произведениями народного прикладного искусства, дети с помощью педагога стремятся «расшифровать» традиционные образы и мотивы, приблизиться к пониманию изначального смысла, который вкладывался в них, понять значение этих образов в жизнедеятельности земледельческих народов. Постепенно учащиеся начинают осознавать вещь художественную как идееноситель.
Каждый художественно оформленный предмет был включен в систему человеческих отношений, помогал строить общение на духовном уровне. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентаций подростка.
Народное прикладное искусство предлагает детям доступный образный язык, который отличается выразительной условностью, обобщенностью, лаконичностью, и который может стать основой понимания других пластических искусств. Совершенно очевидно, что от декоративности цвета легче перейти к его живописности (игре тонов и оттенков), от условного, обобщенного изображения – обозначения, символического знака – к реалистическому изображению с присущей ему свето-теневой моделировкой формы, ее пространственным расположением.
Все многообразие современного декоративно-прикладного искусства родилось на основе народного прикладного искусства. Детям не только чрезвычайно интересно, но и полезно в познавательном отношении сопоставить в процессе восприятия два склада мышления – народный (крестьянский) и современный профессиональный, увидеть новые возможности пластической интерпритации древних образов в творчестве современного художника-прикладника, новые формы, которые рождает ничем не сдерживаемая фантазия профессионального художника, стремящегося наиболее полно и многообразно выразить свою творческую индивидуальность.
Дети учатся видеть четкую социальную регламентацию форм, материала, цвета, декора одежды в разные времена у разных народов (например, в Древнем Египте, Китае, в Западной Европе эпохи средневековья, в современной среде). Декор для учеников должен раскрыться как знак, символизирующий определенные отношения между людьми, как знак, обладающий определенным смыслом. Например, шкура тигра на плечах предводителя племени или шкура леопарда (верхняя одежда жрецов) у древних египтян – признак социальной иерархии. Благодаря этим деталям костюма отдельные персоны резко выделяются своим внешним видом из общей среды. И так в любом классовом обществе. Увидеть, распознать в разнообразных формах костюма их социальный смысл – составляет одну из важнейших задач, решаемых на уроках по декоративно-прикладному искусству.
Метод сравнительного анализа, используемый при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства (отдельных элементов декора) принадлежащих не только одному времени, эпохе, стране, культуре, но также разным эпохам, культурам, наглядно убеждает в соблюдении обществом строгой регламентации, регулируемой даже законом.
Содержательный разговор с учащимися в этом направлении, подкрепляемый яркими примерами, дает возможность осмысления, осознания важной функции декора, без которой любое общество потеряло бы всяческие отношения. Сегодня в школе нужны содержательные уроки по декоративно-прикладному искусству, формирующие художественный вкус-камертон, позволяющий отличать истинную красоту от пошлого, уродливого, безобразного, эмоционально-ценностное отношение к материальной, духовной культуре человечества, а также помогающие понять суть, смысл существования этого искусства в жизни общества.