Роль дидактических игр математического содержания в развитии интеллектуальных способностей дошкольников
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, развития творческих способностей.
Дидактические игры используются в НОД и в самостоятельной деятельности детей. Использование дидактической игры, как метода обучения, повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточен ность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала, помогает воспитателю донести до ребёнка, трудный материал в доступной форме.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей:
Дидактические игры делятся на:
Увлекаясь, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Большое значение в умственном воспитании и в развитии интеллекта играют дидактические игры математического содержания.
Результатом вовлечения детей в игры математического содержания является не только знания, но и формирование определенного стиля мышления. Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка.
Мышление очень сложный процесс, включающий несколько видов психологической деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация.
Долгое время считалось, что мышление ребенка – это как бы «недоразвитое» мышлении взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительнее. Однако сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
Игры с цифрами и числами
Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей
Игры путешествие во времени
«Живая неделя», « Назови скорее дни недели», «Назови пропущенный месяц (день недели)», «Круглый год», «Двенадцать месяцев».
Игры на ориентирование в пространстве
«Помоги Карлсону найти потерянную игрушку», «Каждую фигуру на своё место».
Игры с геометрическими фигурами
«Сложи квадрат», «Выложи фигуру по образцу», «Колумбово яйцо»,Танграм.
Игры на логическое мышление
Блоки Дьенеша, головоломки, разгадывание ребусов, лабиринтов, задачи- шутки, шашки, шахматы.
Дидактические игры математического содержания можно представить в виде циклограммы по дням недели
День недели | Группа игр |
Понедельник | Игры с цифрами и числами |
Вторник | Игры путешествие во времени |
Среда | Игры на ориентирование в пространстве |
Четверг | Игры с геометрическими фигурами |
Пятница | Игры на логическое мышление |
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов
установление соответствия отобранной игры возрасту детей
определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры
выбор места игры
определение количества играющих
подготовка необходимого материала для игры
подготовка самого воспитателя ( ход игры, методы руководства)
подготовка к игре детей: обогащение знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.
Дидактические игры не должны проводиться длительное время. Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса, что может негативно повлиять на результат.
Если в игре принимает участие коллектив, нужно уделять внимание индивидуальным способностям каждого, и, если будет такая необходимость, оказывать помощь неуспевающим для благополучного исхода воспитательной проблемы.
Обучая маленьких детей через игру, педагог стремится к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию.