И.К.Бердникова, г. Ульяновск,
ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»
Научный руководитель: к. психол.н., доцент Николаева И.А.
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация: в статье представлен обзор научных исследований, посвященных проблеме формирования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Определена роль дидактической игры в развитии пространственных представлений старших дошкольников с ОНР.
Ключевые слова: дошкольники, общее недоразвитие речи, математические представления, пространственные представления, коррекция, формирование.
Пространственные представления – это отражение пространственных отношений предметов (величина, форма, месторасположение, движение). А.А.Столяр отмечает, что уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, так и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты) [16].
Благодаря развитию оптико-пространственных представлений человек получает информацию о величине и форме, расположении объектов по отношению к друг другу или человеку, а также о свойствах предметов. Оптико-пространственные представления и зрительный (оптический) анализ и синтез, не являясь непосредственно речевыми, также играют очень важную роль не только в общем развитии человека, но и в обеспечении письменной речи [10].
Б.Г. Ананьев отмечает, что благодаря движению ребенка восприятие пространства формируется и совершенствуется с каждым днем, так как ребенок может перемещаться в пространстве, а также играть с различными предметами, расположенными рядом с ним. Ребенок воспринимает пространство посредством взаимодействия различных анализаторов его внутренней и внешней среды. И важную роль в данном процессе играет не созерцательное, а именно действенное отношение к миру. Младенец играет с погремушками, с интересом рассматривает игрушки и рядом находящиеся предметы, однако, он еще не владеет понятиями «близко» или «далеко» [1]. С этого момента устанавливается тесная связь пространственных представлений детей и их мышления и речи. Благодаря тому, что происходит постоянное взаимодействие ребенка и взрослых, малыш переходит от общих обозначений пространства к более точным, используя специальные слова, обозначающие пространство и расположение предметов в пространстве. Знакомясь с такими понятиями, ребенок получает некий инструмент, который, в дальнейшем, позволит ему более глубоко воспринимать пространство. Со временем каждое понятие для ребенка приобретает оттенок относительности, что дает ему возможность определить отношения между несколькими предметами. Такие изменения осуществляются посредством того, что ребенок может перенести пространственные отношения между объектами на схему собственного тела. Б.Г. Ананьев определяет ее в качестве словесной системы отсчёта [1].
Как отмечает З.М. Дунаева, к моменту окончания детского сада ребёнок уже знаком с понятием «слева», «справа», «ближе», «дальше», «впереди», «позади» и т.п. Он может уже не только практически воспроизвести, но и на словах рассказать, где находятся предметы относительно себя. С каждым годом дети изучают новые данные о протяженности, высоте, расстоянии, особенностям направления собственного тела и т.п. [8].
Существенные сложности в овладении пространственными представлениями отмечаются у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Они заключаются в неумении данной категории дошкольников правильно сравнивать предметы по форме, величине, затрудняются в ориентировке в пространственном расположении предметов друг к другу и распознавании оптически сходных букв. Такие нарушения у дошкольников с ОНР обусловлены дефицитарностью процессов переработки пространственной информации на невербальном и вербальном уровнях.
А.Н. Корнев выделяет следующие этапы развития оптико-пространственных представлений в практике работы с дошкольниками:
- ориентировка в собственном теле, дифференциации правых и левых его частей;
- ориентировка в окружающем пространстве;
- уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения [9].
Одним из средств, благодаря которому процесс овладения оптико-пространственными представлениями дошкольников с ОНР будет протекать эффективнее, является дидактическая игра. Как указывали отечественные исследователи дошкольного детства, такие как: Л.В. Выготский [2], В.В. Давыдов [5] и другие, именно игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, в которой он познает мир и развивается, взаимодействует с окружающим миром.
Игра – это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе [6]. Дидактическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы воспитанников, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.
По мнению Г.Г. Григорьевой, для того, чтобы использовать дидактическую игру в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, необходимо организовать предметно-пространственную среду группы, приспособив ее под цели и задачи игры. Для формирования мотивации к игровой деятельности и снятия барьеров общения детям нужно предварительно познакомиться с новой игрой, данное знакомство может происходить несколькими путями:
1. Знакомство детей с новой игрой и правилами может происходить в совместной деятельности педагога с детьми: показ способов, объяснение правил. Для этого очень важно создавать в это время непринужденную атмосферу, предоставлять право выбора задания, материалов, только тогда у детей развивается инициатива, самостоятельность, познавательная активность.
2. Дошкольники сами могут приносить какую-либо игру, связанную с математикой. В данном случае ребенок самостоятельно объясняет правила игры.
Также, по мнению автора, необходимо учитывать положения дифференцированного подхода к обучению [3].
Материал игры может быть разделен по уровням успешности математического развития ребенка: высокий, средний, низкий. Так, некоторые дети с ОНР могут самостоятельно продолжать объясненную игру воспитателем, а некоторым может понадобиться дополнительное объяснение ее условий. При самостоятельной игре дошкольники могут индивидуально играть или объединяться попарно, малыми группами в зависимости от игры и от индивидуальных предпочтений.
Непосредственно основной этап – овладение пространственными представлениями и в дидактической игре, по мнению Т.А. Павловой, необходимо начинать с развития у детей зрительного восприятия в соответствии с педагогическим принципом от простого к сложному. Затем следует учить дошкольников ориентироваться в схеме собственного тела, определять положение предметов относительно него. При этом обязательным условием является выработка опорных образов, то есть начальных точек отсчета в системе координат пространства и только после этого вырабатывать противоположные понятия [13]. Работа по развитию пространственных представлений строится поэтапно.
В дидактической игре важно обращать внимание воспитанников с ОНР на грамматические формы выражения пространственных отношений предметов. Это можно сделать сначала, опираясь на реальные предметы, затем, можно переходить на использование знаков и их систем, перенося действия во внутренний план. Педагогам и родителям стоит помнить, что общий уровень импрессивной речи воспитанников с ОНР приближен к норме, поэтому они, в целом, понимают лексику взрослых при описании пространственных отношений. Однако многие слова могут быть непонятны детям, соответственно, перейдя в активный словарь, такое слово в речи воспитанников с ОНР может использоваться неверно. Таким образом, важно пояснять новые для детей слова, означающие пространственные отношения, в особенности со стороны родителей.
Таким образом, можно отметить важность использования дидактических игр в системе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Для успешности такой работы обязательно должна быть организована соответствующая пространственно-предметная среда и учитываться основные положения дифференцированного подхода к обучению воспитанников c ОНР.
Список использованной литературы
Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1964. – 304 с.
Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 2006. − №6. – С.29-31
Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2005. – 220 с.
Гриншпун, Б.М. Недоразвитие речи у дошкольника / Б.М. Гриншпун // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 63-67.
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008. − 613 с.
Дроздова, Н.В. Нарушения устной и письменной речи: учеб.-метод. пособие / Н.В. Дроздова и др. – Мн.: УО «БГПУ», 2003. – 64 с.
Дройская, А. С. Дидактические игры для ознакомления детей с пространственным значением предлогов / А. С. Дройская, Л. Л. Кузнецова // Дошкольная педагогика. – 2010. – N 2. – С.68-69.
Дунаева, З.М. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста /З.М. Дунаева. – М.: Эксмо, 2009. – 144с.
Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. − СПб.: Речь, 2006. − 380 с.
Летягина, Е. И. Некоторые развивающие методы в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста/ Е. И. Летягина // Вестник Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. – 2003. – N 19. – С. 182-186
Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2006. – 350 с.
Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2009. – 365 с.
Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т.А. Павлова. − М.: Школьная пресса, 2004. − 64 с.
Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников: современные направления / Г.А. Репина. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 280 с.
Савин, А.П. Занимательная математика для детей / А.П. Савин, А.Ю. Котова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 224 с.
Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.