Роль духовной музыке в разделе программы
«О России петь – что стремиться в храм»
Сегодняшний школьник совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает духовно-нравственно. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.
Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, отношении его к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самим себе.
Поэтому вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству, как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития. Воспитательное значение искусством сегодня как никогда актуально.
Сегодня детям близка тема религии, веры, так как многие дети принимают обряд крещения, посещают службу в церкви, отмечают церковные праздники. Обращаясь к духовной музыки, церковным праздникам на уроке я вижу эмоциональный отклик, заинтересованность детей, они оживленно вступают в диалог, делятся своими впечатлениями, знаниями, задают много интересных вопросов.
Хорошо сопровождать прослушивание духовной музыки «доброй беседой по душам», показом репродукций с изображением икон, фресок, храмов.
Духовная музыка настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека, собирает, выправляет ребенка. Та же гармония и красота царят в архитектуре храмов, в рисунке и сочетании красок на иконах и фресках.
С духовной музыкой в слуховой опыт детей входят новые интонации, мелодии, отличные от фольклора, классической и современной музыки. Это не просто очень красивая музыка, в ней – наша национальная основа, наша духовность и нравственность. Она – камертон отечественной культуры в целом.
Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих, и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорбь и согреть сердце небесной благодатью.
Церковное пение служит средством выражения чувств, оно «… является торжеством для радующихся, и утешением для унывающих» (св. Иоанн Златоуст).
Однако, духовная музыка – это не только музыка религиозного содержания. Любое истинное произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа. Духовность – как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому – она и будет для него духовной.
Духовная музыка ценна не только как часть культового обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свой свет. Она, учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Это Рождественские, Пасхальные, Троицкие праздничные песни для детей, духовные хоры и песнопения.
Как хорошо, что в помощь учителю музыки в программе Е.Д. Критской есть замечательный раздел «О России петь – что стремиться в храм». Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся в художественные образы духовной музыки.
Духовная музыка раскрывается в нескольких направлениях:
-
Колокола на Руси и колокольность в русской музыке;
-
Знакомство с храмом, как памятником архитектуры, иконография;
-
Собственно музыка, звучащая в церкви во время богослужения, знакомство с песнопениями, литургией, всенощной;
-
Духовные образы в произведениях композиторов классиков, духовные стихи;
-
Содержание церковно-православных праздников;
-
Идеи героизма и подвига в рассказах о Святых и подвижниках.
Задачи уроков - через связь духовного искусства с жизнью осознать главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек.