Просмотр содержимого документа
«Роль дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкольников и коррекции речи»
Роль дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкоьников и коррекции речи.
Аннотация: дыхательная гимнастика направлены на сохранения физического здоровья детей и формирование речевого выдоха – основы четкой дикции, плавности и выразительности речи.
Ключевые слова: физиологическое дыхание, речевое дыхание, дыхательная гимнастика, речь.
В последнее время все большую популярность приобретают методы укрепления и сохранения физического здоровья детей. Одним из таких методов, играющих важную роль в системе оздоровления дошкольников, является дыхательная гимнастика. Она положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении внутренних органов. Способствует восстановлению нервных регуляций со стороны центральной нервной системы. Улучшает дренажную функцию бронхов. Улучшает носовое дыхание. Дыхательная гимнастика помогает справиться с волнением, успокоится.
При обследовании, практически у всех детей с нарушением звукопроизношения, обнаруживается расстройство речевого выдоха. Правильное речевое дыхание способствует четкой дикции, выработке плавности и выразительности речи.
Дыхательные упражнения помогают выработать у детей диафрагмально-реберный тип дыхания, при котором происходит полное расширение грудной полости и наиболее полная вентиляция легких. Именно при таком, физиологически правильном дыхании, возможен плавный выдох, незаметный для окружающих.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать определенные правила:
- проветрить помещение перед занятием;
- не переутомлять детей;
- следить, чтобы дети не напрягали плечи и шею;
- движения должны быть плавные и ритмичные;
- при признаках кислородной недостаточности необходимо прекратить гимнастику.
В коррекционной работе для развития диафрагмально-реберного типа дыхания я провожу комплекс физических упражнений, которые можно разделить на статические, выполняемые лежа, сидя или стоя, и динамические, связанные с ходьбой, бегом, движениями рук и ног.
В своей работе я использую игровые приемы для формирования сильной, направленной воздушной струи, необходимой для речеобразования, и стараюсь подбирать их в соответствии с лексической темой. Осенью ребята дуют на подвешенные разноцветные листочки, зимой - на снежинки или на зимующих птичек, которые «летают» у кормушки. Во время изучения лексической темы «Транспорт» ребята дуют на бумажные вертолеты, пытаясь «посадить» их на горки. Дети с удовольствием играют в «футбол», пытаясь загнать мячик в ворота, дуя на него через трубочку.
Для речевого дыхания характерны короткий вдох и удлиненный выдох, что очень важно для плавности речи. В коррекционной работе упражнения по формированию речевого дыхания сначала принято проводить с использованием слогов, количество которых постепенно необходимо увеличивать. Затем от произношения слогов на одном выдохе можно переходить на слова, словосочетания и предложения.
Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить и укрепить здоровье детей, делая работу по развитию речи более эффективной и заметно ускоряя процесс коррекции звукопроизношения.
Литература:
1. Белякова Л.И, Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.