СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкольников и коррекции речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить и укрепить здоровье детей, делая работу по развитию речи более эффективной и заметно ускоряя процесс  коррекции звукопроизношения.

Просмотр содержимого документа
«Роль дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкольников и коррекции речи»

Роль дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкоьников и коррекции речи.


Аннотация: дыхательная гимнастика направлены на сохранения физического здоровья детей и формирование речевого выдоха – основы четкой дикции, плавности и выразительности речи.

Ключевые слова: физиологическое дыхание, речевое дыхание, дыхательная гимнастика, речь.


В последнее время все большую популярность приобретают методы укрепления и сохранения физического здоровья детей. Одним из таких методов, играющих важную роль в системе оздоровления дошкольников, является дыхательная гимнастика. Она положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении внутренних органов. Способствует восстановлению нервных регуляций со стороны центральной нервной системы. Улучшает дренажную функцию бронхов. Улучшает носовое дыхание. Дыхательная гимнастика помогает справиться с волнением, успокоится.

При обследовании, практически у всех детей с нарушением звукопроизношения, обнаруживается расстройство речевого выдоха. Правильное речевое дыхание способствует четкой дикции, выработке плавности и выразительности речи.

Дыхательные упражнения помогают выработать у детей диафрагмально-реберный тип дыхания, при котором происходит полное расширение грудной полости и наиболее полная вентиляция легких. Именно при таком, физиологически правильном дыхании, возможен плавный выдох, незаметный для окружающих.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать определенные правила:

- проветрить помещение перед занятием;

- не переутомлять детей;

- следить, чтобы дети не напрягали плечи и шею;

- движения должны быть плавные и ритмичные;

- при признаках кислородной недостаточности необходимо прекратить гимнастику.

В коррекционной работе для развития диафрагмально-реберного типа дыхания я провожу комплекс физических упражнений, которые можно разделить на статические, выполняемые лежа, сидя или стоя, и динамические, связанные с ходьбой, бегом, движениями рук и ног.

В своей работе я использую игровые приемы для формирования сильной, направленной воздушной струи, необходимой для речеобразования, и стараюсь подбирать их в соответствии с лексической темой. Осенью ребята дуют на подвешенные разноцветные листочки, зимой - на снежинки или на зимующих птичек, которые «летают» у кормушки. Во время изучения лексической темы «Транспорт» ребята дуют на бумажные вертолеты, пытаясь «посадить» их на горки. Дети с удовольствием играют в «футбол», пытаясь загнать мячик в ворота, дуя на него через трубочку.

Для речевого дыхания характерны короткий вдох и удлиненный выдох, что очень важно для плавности речи. В коррекционной работе упражнения по формированию речевого дыхания сначала принято проводить с использованием слогов, количество которых постепенно необходимо увеличивать. Затем от произношения слогов на одном выдохе можно переходить на слова, словосочетания и предложения.

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить и укрепить здоровье детей, делая работу по развитию речи более эффективной и заметно ускоряя процесс коррекции звукопроизношения.


Литература:

1. Белякова Л.И, Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.