СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьей ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьей ребенка

Просмотр содержимого документа
«Роль эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьей ребенка»

4


Роль эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьей ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду


Воспитатель

МДОУ «ЦРР - д/с № 98»

г.Магнитогорск

Соломкина И.В.


Проблемами взаимодействия педагогов с семьей занимались такие педагоги, как Бабаева Т.И., Березина Т.А., Доронова Т.Н, Крулехт М.В., Полякова М.Н., и др.

Березина Т.А. и М.Н.Полякова М.Н. рассматривают взаимодействие с семьей как согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками взаимодействия значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнера.

М.В. Крулехт разработала трехступенчатую модель взаимодействия детского сада и семьи в целостном развитии личности ребенка в труде, посредством приобщения к посильной повседневной трудовой деятельности. Модель включает:

- создание общей установки на совместное решение задач целостного развития ребенка (первая ступень);

- выработку общей стратегии сотрудничества для приобщения ребенка к труду как ценности (вторя ступень);

- реализацию единого, согласованного, индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечения его целостного развития как субъекта детской деятельности (третья ступень).

Успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Характер позиции субъектов взаимодействия во многом определяется уровнем знаний, умений, профессиональной подготовки и социально-культурного опыта.

Семья и детский сад предоставляют ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека, в большой мир.

Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешной адаптации и дальнейшего развития ребенка. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно ориентированного, адресного индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Как показывают А.В. Тавребидзе и В.А. Калугина, такое взаимодействие зависит от изучения семейной среды, условий воспитания и развития детей-дошкольников. При этом используются традиционные педагогические методы: наблюдение, опросные методики, диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности. Кроме того, в этом процессе важную роль играют более близкое знакомство с семьей, ее посещение, беседы с родителями, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч.

Е.П.Арнаутова рассматривает содержание общения с родителями воспитателей различных возрастных групп ДОУ, в том числе первой младшей группы. Содержание общения с родителями детей, посещающих первую младшую группу, заключается в следующем:

- как подготовить малыша к посещению детского сада;

- игры дома, улучшающие адаптацию ребенка к условиям семейно-общественного воспитания;

- организация здорового образа жизни ребенка в семье: все о личной гигиене, закаливании и домашнем питании;

- что обеспечивает малышу ощущение безопасности и эмоционального уюта в семье;

- как смотреть, чтобы видеть, понимать и чувствовать ребенка по его телесным проявлениям;

- о запугивании в семье, приводящем к психической травме;

- про вредные и полезные привычки малыша (сосать палец, соску, грызть ногти и пр.);

- как можно избаловать ребенка;

- как реагировать на детские истерики; составляющие эмоционального самочувствия ребенка в семье.

Однако основное содержание общения с родителями на первых этапах пребывания малыша в условиях ДОУ заключается именно в облегчении для него адаптационного периода. Для осуществления эффективной адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ применяются виды взаимодействия с семьями воспитанников:

- индивидуальная работа с семьей;

- дифференцированный подход к семьям разного типа;

- коллективные формы работы.

При осуществлении данного взаимодействия используются различные формы, такие как:

- индивидуальные и групповые беседы: и в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность;

- консультации: обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию;

- семинары-практикумы: целесообразно приглашать на семинары-практикумы родителей, особенно молодых, нуждающихся в приобретении практических навыков воспитания детей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу детям раннего возраста, рассматривать иллюстрации, и др.;

- семейные клубы: семейный клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

- совместные досуги и др.

Педагогу, организуя взаимодействие, необходимо помнить, что родители - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Необходимо подбирать такие подходы, в которых отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а также необходимо владеть принципами работы с взрослыми. Такими принципами являются:

- отказ от критики участников взаимодействия,

- обеспечение свободы мнений в процессе обсуждения актуальных проблем,

- уважение жизненных позиций партнеров,

- удовлетворение познавательного интереса партнеров по общению.

Педагогу необходимо владеть приемами создания благоприятной психологической атмосферы для продуктивного взаимодействия, обеспечения комфортного пребывания в ДОУ (музыкальный фон, организация предметного пространства, взаимное уважение участников процесса взаимодействия, доброжелательное отношением друг к другу, умение понять и принять позиции различных сторон).

Для успешного взаимодействия с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОУ, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами приемами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями.

Таким образом, необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Очевидно, что родители должны активнее участвовать в воспитательно-образовательном процессе, формировании естественного детско-взрослого сообщества.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!