апрель 2017г.
Доклад, представленный на городском методическом объединении по физическому развитию и здоровьесбережению детей дошкольного возраста, представление опыта работы по взаимодействию с семьей и школой.
Слайд 1. Я Щербакова Галина Геньевна, инструктор по физическому воспитанию МБДОУ «Детского сада №24 «Колосок» г. Назарово Красноярского края, представляю Вашему вниманию Детско-взрослый педагогический проект«Спортивная семья-здоровая семья!»
Слайд 2. В настоящее время состояние здоровья детей вызывает серьезную озабоченность. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие плоскостопия. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка дошкольника оказывает отклонение в опорно-двигательном аппарате, что является первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.
Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Лучшим образом организовать взаимодействие инструктора по физкультуре с родителями является создание эффективной системы сотрудничества, через реализацию проекта «Спортивная семья – здоровая семья!».
Слайд 3. Тип проекта:долгосрочный (срок проекта: сентябрь-март), практико-ориентированный.
Слайд 4. Для организации проектасоздали условия: зал, площадка, групповое помещение (для активной самостоятельной физкультурной деятельности).
Формы реализации проекта: совместные с родителями, педагогами спортивно-массовые мероприятия (досуги, праздники, соревнования).
Вид проекта: физкультурно-оздоровительный.
Слайд 5.Этапы реализации проекта – традиционные:
1 этап – подготовительный;
2 этап – основной (практический);
3 этап – итоговый.
Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.
Слайд 6. В силу сложившихся экономических причин, занятости на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на педагогов.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, развития двигательных навыков.
Заинтересовывать родителей, создавать мотивацию к сохранению и зарождению семейных спортивных традиций, привлекать к составлению соглашения о сотрудничестве и плана взаимодействия. Рекомендовать использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом которого могут стать достижения и трудности ребенка в физическом развитии. Побуждать помогать устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми посредством совместных физкультурных мероприятий.
Слайд 7. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.
Слайд 8. Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать таким образом:
- создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;
- контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливание, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;
- непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, походах, соревнованиях семейных команд.
На слайде Вы их видите на моделивзаимодействия инструктора по физкультуре с руководителем клуба ФСК «Олимп» по формированию положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом в детском саду, школе и семье, которую мы разработали на подготовительном этапе. В центре в кругах указаны инструктор по физической культуре, руководитель клуба ФСК «Олимп» и воспитанники, учащиеся и их родители в тесном сотрудничестве (так, как круги переплетаются в модели)через разные формы: познавательные, наглядно-информационные, информационно-аналитические, практические.
Слайд 9.С наглядно информационным блоком и информационно-ознакомительным Вы сейчас можете ознакомиться на слайде. (пауза дать посмотреть, а мне помолчать (30 секунд).
Слайд 10.Совместная физкультурно-оздоровительная деятельность родителей с инструктором по физкультуре в основном практическом этапе проходила через разные формы физкультурных мероприятий – праздники, досуги, развлечения:
«Веселые семейные старты»
Слайд 11.
«Папа, мама, я - спортивная семья!»
Слайд 12.
«Спортивная семья-здоровая семья»
Слайд 13.
«Вместе с мамой, вместе с папой!»
Слайд 14.
«Аты-баты, мы солдаты!»
Слайд 15.
«В здоровом теле – здоровый дух»
Слайд 16.
Участие родителей в городских спортивных соревнованиях:Всероссийская «Лыжня России!»
Слайд 17.
Всероссийский день бега «Кросс-Нации»
Слайд 18.
Помощь в проведении «Дней интересных встреч»- походы и туристские прогулки.
Слайд 19.(Спасибо за внимание!) Отмечается положительная динамика активности родителей воспитанников ДОУ,которые стали активными участниками досугов, праздников, открытых мероприятий, конкурсов.
В результате проделанной работы увеличился процент родителей, которые считают, что для улучшения физического воспитания ребенка в семье необходимо взаимодействие с инструктором по физкультуре (на 32%)из анкет.
Об эффективности взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса;
- стремление родителей к взаимодействию и участию в жизни ДОУ;
- рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи: положительное отношение к работе ДОУ, мотивационная готовность к физкультурно-оздоровительной деятельности в семье;
- рост посещаемости родителями физкультурных мероприятий.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по взаимодействию с семьей "Спортивная семья - здоровая семья"»
Детско-взрослый педагогический проект «Спортивная семья – здоровая семья»
Цель проекта:
Вовлекать детей и их родителей в активную физкультурную и спортивную деятельность, организованную в детском саду и школе в течении учебного года.
Задачи:
- Способствовать формированию положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом в детском саду и семье.
- Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Развивать у детей жизненно важные двигательные умения и навыки, способствующих эмоциональному самовыражению и раскрепощению детей в процессе совместных спортивных досугов и праздников.
- Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание сохранению и укреплению физическому здоровью детей старшего дошкольного возраста посредством соревнований семейных команд.
Целевая аудитория:
- воспитанники старших и подготовительных групп и их родители;
- инструктор по физической культуре;
- музыкальный руководитель;
- Воспитатели;
- ученики 1 классов и их родители;
- учителя начальных классов;
- руководитель клуба ФСК «Олимп»
Прогнозируемые результаты
- Осознание детьми понятия «здоровый образ жизни» как нормы повседневного бытия и его влияния на состояние здоровья.
- Появление у детей осмысленного отношения к собственному физическому и духовному здоровью, как к единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей (увеличение физической нагрузки) детского организма.
- Повышение заинтересованности родителей в здоровом образе жизни ребенка.
Подготовительный этап
Формы работы:
- Создание модели взаимодействия инструктора по физкультуре с руководителем клуба ФСК «Олимп» по формированию положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом в детском саду, школе и семье.
- Разработка календарно-тематического плана работы со школой.
- Обсуждение плана работы с родителями на собрании.
- Разработка конспектов физкультурных мероприятий.
- Изготовление необходимых атрибутов и оборудования.
Практический этап
Формы работы:
- Совместная деятельность инструктора по физической культуре и руководителя клуба ФСК «Олимп» в рамках календарно-тематического плана работы по взаимодействию с семьей;
- Совместная деятельность инструктора по физической культуре с родителями воспитанников ДОУ;
- Оформление стендовой информации для родителей, картотеки.
[email protected]
Итоговый этап
- Анализ физкультурно-оздоровительной работы по теме проекта, составление отчета о проделанной работе;
- Проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы .
Модель взаимодействия инструктора по физкультуре с руководителем клуба ФСК «Олимп» по формированию положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом в детском саду, школе и семье.
[email protected]
Формы и методы реализации проекта
Наглядно-информационный блок
Информационно-ознакомительный блок
Рекомендации по организации физкультурных уголков дома, использовании спортивного инвентаря.
Ознакомление родителей с результатами совместной работы по физкультурно-оздоровительной работе на 2016-2017 учебный год «Наши достижения».
Использование комплексов оздоровительной гимнастики в семье.
Консультации по физкультурно-оздоровительной тематике: «Как организовать занятия физическими упражнениями дома», «Игры с мячом», «Спортивные игры», «Один дома», «Здравствуй, лето!»
Памятки по организации подвижных игр дома и на прогулке.
День открытых дверей: «День здоровья»,«Неделя здоровья»
Информационный стенд для родителей с фото прошедших мероприятий.
Анкетирование: «Какое место занимает физкультура в Вашей семье»
Картотеки подвижных игр.
[email protected]
[email protected]
[email protected]
[email protected]
[email protected]
[email protected]
[email protected]
[email protected]
[email protected]
[email protected]
[email protected]
[email protected]
[email protected]
Спасибо за внимание.