Материалы выступления
по теме самообразования
на методическом объединении
воспитателя ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска
Герваловой Екатерины Леонидовны
«Роль эстетического воспитания в формировании личности школьников»
Дата: 09.01.2017 г.
Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отличается с его первых дней. Важно, чтобы с детства восприятие красоты сохранилось на всю жизнь, а для этого ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. В самой материальности мира, во взаимодействии его явлений заключена природная основа прекрасного. Постепенно познавая эту красоту окружающего бытия, ребенок обогащает свой внутренний мир, откликается на жизненные явления, отношения, предметы.
Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.
Основные задачи эстетического воспитания:
1) воспитание в личности чувство прекрасного;
2) формирование умений и навыков творить красоту в повседневной жизни;
3) формирование умения отличать прекрасное от безобразного;
4) формирование умения жить по законам духовной красоты.
Процесс эстетического воспитания продолжается на протяжении всей жизни человека и направления этой работы многогранны.
К ним относятся:
1. Жизнь и деятельность ребенка в семье. Здесь закладываются основы формирования эстетических вкусов, эстетических чувств. Организация эстетического быта в доме, одежда, красота взаимоотношений между членами семьи, оценка старшими предметов, явлений окружающей действительности с позиций эстетики, непосредственное участие в эстетической деятельности, игрушки и др. - все это, так или иначе, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов ребёнка.
2. Воспитательная деятельность дошкольных воспитательных учреждений.
3. Учебно-воспитательная деятельность общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Задачи эстетического воспитания решаются путем привлечения школьников к различным сферам деятельности: овладение содержанием учебных дисциплин, внеклассная воспитательная работа, которая несет в себе эстетическую нагрузку.
В условиях школы эстетическое воспитание, так или иначе, пронизывает всю систему воспитательной работы. Ученики овладевают эстетическими знаниями в процессе изучения учебных дисциплин. Язык, литература, история, дисциплины естественнонаучного цикла несут в себе значительный эстетический потенциал. Особое место среди учебных дисциплин занимают музыка и изобразительное искусство.
В рамках общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений широко практикуется привлечение учащихся к различным видам внеклассной воспитательной работы по эстетическому содержанию. Это участие в работе танцевальных кружков, хоровых коллективов, студий изобразительного, литературного искусства и др.
4. Учебно-воспитательная работа внешкольных детских воспитательных учреждений (дома и дворцы детского и юношеского творчества, студии, детские музыкальные и художественные школы и т.д.) Деятельность этих заведений направлена на удовлетворение интересов детей, развитие способностей, привлечение к активной эстетической деятельности.
5. Самообразование.
6. Деятельность профессиональных учебно-воспитательных заведений, где будущие специалисты продолжают овладевать эстетическими знаниями, участвуют в деятельности художественных любительских коллективов, приобретают умения эстетической деятельности.
7. Влияние средств массовой информации: художественная и научная литература, газеты, журналы, радио, кино, телевидение, концертная деятельность.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М.Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Эстетическое воспитание и образование не только открывают душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира, но и в целом способствуют более полному, более связному и глубокому пониманию мира и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя. Это способствует и развитию творческого мышления, расширяет возможности в поиске и нахождении новых путей, новых решений, в том числе в сфере науки, производства, экономики.
Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит программе эстетического воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.
Эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому структурируя душу и эстетизируя мировоззрение, в то же время, становясь заключающим звеном формирования личности, ”суммирующим” ее, объединяющим в единую целостность. Становясь сам субъектом культуры, человек проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности. Именно в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций – залог развития общества, залог здоровья человечества как биологического вида.
Эффективность эстетического воспитания обеспечивается через единство и взаимообусловленность национального и общечеловеческого. Эстетическая культура личности должна формироваться, прежде всего, на почве национальной культуры с привлечением к достижениям культуры мировой.
Формы эстетического воспитания могут быть самыми различными и делятся на те, которые используются во время уроков и те, что применяются во внеурочное время:
- эстетическое воспитание путем общения с природой. Это могут быть экскурсии в парк или лес, походы, экологические игры и различные развлечения. Затем дети могут описывать увиденное в сочинениях или выражать приобретенный опыт в виде рисунков.
- эстетика в физической культуре. К примеру, организация спортивных мероприятий, праздников и конкурсов.
- эстетическое воспитание через искусство. Походы школьников в музеи и театры, литературные встречи и музыкальные вечера, детские конкурсы и викторины. Можно организовать встречу детей с писателями, актерами или певцами, а также проводить литературные обсуждения.
- эстетика работы заключается в оформлении рабочего места, сооружении рабочего инвентаря и т. д.
Общая структура средств и форм эстетического воспитания











Формы
Средства
Экскурсии
Изобразитель-ное искусство
Уроки
Окружающая среда
Беседы, диспуты
Семинары
Архитектура
Литература
Театральное и киноискусство
Кружки
Коллективное творческое дело
Музыка
Всё вышеперечисленные формы активно использую в своей воспитательной деятельности. Проводятся мероприятия в классе (классные часы разной тематики и направленности), ходим на экскурсии в музеи («Краеведческий музей», «Музей книги», «Музей А.Г. Уфимцева и Ф.А. Семёнова»), ездили на экскурсию в Центрально-Чернозёмный заповедник им. В.В. Алёхина, посещали концерты в «Детской школе искусств», «Областном дворце молодёжи», «Дворце пионеров и школьников», систематически посещаем Центр досуга «Юность». Дети с удовольствием принимают участие в подготовке и проведении классных и школьных мероприятий, ко всем праздникам оформляются стенгазеты. Занимаются в театральном кружке «Волшебный сундучок» и вокальном кружке «Дивертисмент», посещают кружок «Рукодельница», кружок «Ниткография», где учатся создавать красивые вещи своими руками. Развиваю эстетический вкус, бережное отношение к своим вещам и к школьному имуществу. Развиваю умение чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитываю художественный вкус и потребность в прекрасном.
Влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. Именно, задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
Только подлинное искусство делает человека умнее, сильнее, добрее, счастливее. Оно и является поэтому мощным и незаменимым орудием целостного формирования личности.
Литература
Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 790-792.
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Москва, 2000.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
Кузьминский А.И., В.Л. Омельяненко. Педагогика в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: Знание, 2006.
Толстых В. И., Эренгросс Б. А., Макаров К. А. Эстетическое воспитание,– М.: Высшая школа, 1997. – 290 с.
Бычков В. В. Эстетика. – М.:Гардарики, 2005. – 150 с.
Буров А.И. О специфике содержания и формы.// Вопросы философии.-1998. – №5.
Киященко Н. И. Эстетика-философская наука. – М.: Вильямс, 2005.
Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. Библиотека «Программы воспитания и обучения». – М.: Мозаика-Синтез, 2009 г. – 352 с.
Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников.- М.: Просвещение, 2006.
Поляков О. Система работы по художественно - эстетическому воспитанию учащихся. 5-11 класс. – М.:Корифей, 2009 г. – 112 с.
Шапинская Е.Н. С.А. Иванов, Н.И. Киященко. Образование и искусство в формировании целостной личности. – М.: Школа-Вуз-Академия, 2002.
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений./ Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Б. Неменский. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. Книга для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.