СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль фельдшера в правовом информировании пациентов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены основные принципы охраны здоровья, направленные на соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан» декларирует «равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счёт средств обязательного медицинского страхования» всем гражданам России.

Просмотр содержимого документа
«Роль фельдшера в правовом информировании пациентов»


Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»




«СОГЛАСОВАНО»

протокол методической цикловой комиссии

от ___31.08.___________2017__г №___

Председатель ЦМК

__________________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

________________Полстянко Н.Н.

«_01____» _____09__________ 2017 г.








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


ТЕМА: Роль фельдшера в правовом информировании пациентов.




ПМ 04. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МДК 04.01. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

по специальности среднего профессионального

образования

31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

уровень подготовки углубленный


курс_______ІV________


Ф.И.О. автора: Сухарева Тамара Михайловна


Методической целью практического занятия является формирование профессиональных компетенций, связанных с проведением профилактических мероприятий и санитарно-гигиенического обучения пациентов в рамках изучения данной темы.



СЕВАСТОПОЛЬ 2017

Пояснительная записка


Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледж ей для проведения практического занятия по теме: «Роль фельдшера в правовом информировании пациентов».


ПМ 04. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МДК 04.01. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

по специальности среднего профессионального

образования

31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

уровень подготовки углубленный


Методическая разработка содержит информацию об основных этапах, методах и формах обучения, методах контроля знаний, необходимых для изучения данной темы. Кроме того, добавлены приложения, с помощью которых осуществляется контроль исходного уровня знаний, закрепление изученного материала, указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. Имеются эталоны ответов.

























ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ



І. Тема: Роль фельдшера в правовом информировании пациентов


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

У каждого человека есть свои права от рождения только потому, что он человек, но пациент обладает особыми правами, так как он человек страдающий, ограниченный в своей свободе болезнью, а потому нуждающийся в большем внимании и сочувствии.

В законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены основные принципы охраны здоровья, направленные на соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан» декларирует «равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счёт средств обязательного медицинского страхования» всем гражданам России.

В Крыму и Севастополе данная тема особенно актуальна по причине того, что после референдума 2014 года ранее действующие законы Украины прекратили своё действие на данной территории, а вступило в силу Законодательство Российской Федерации. В связи с этим существует дефицит информации о правах и обязанностях пациентов в Крыму и городе Севастополе. В связи с этим, в обязанности фельдшера входит правовое информирование и ориентирование пациентов в реалиях нового времени.

Фельдшер должен знать основы законодательства о здравоохранении и основные нормативно-правовые документы, чтобы проинформировать пациентов об их правах и обязанностях, и в свою очередь соблюдать их права.


ІІ.

ПМ 04. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МДК 04.01. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

по специальности среднего профессионального

образования

31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

уровень подготовки углубленный


ІІІ. Цель: Приобрести навыки информирования пациентов об их правах и обязанностях при проведении санитарно-гигиенического посвящения населения.


Ознакомиться с основными документами, в т.ч. нормативно-правовыми актами, регламентирующими медицинскую и профилактическую деятельность фельдшера.

  1. Учебные цели занятия:


Студент должен знать:

  • Основные требования к работе фельдшера в поликлинике, ФАПе.

  • Роль фельдшера в правом информировании пациентов при проведении санитарно- гигиенического просвящения населения .

  • Права и обязанности пациентов.

  • Права и обязанности медработников.

  • Медицинскаю документацию.

  • Этику и деонтологию в работе фельдшера.

  • Виды ответственности.

  • пути и факторы, влияющие на улучшение информирования пациентов;


Студент должен уметь:

  • проинформировать пациентов об их правах и обязанностях, при проведении санитарно-гигиенического обучения населения.

  • организация собственной работы;

  • проведение бесед, создание памяток, выпуск сан.бюлетней


  1. Воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.


  1. Развивающие цели:

  • Повышение мотивации к учебе.

  • Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.


  1. Тип занятия: практическое занятия

  2. Время проведения: 270 мин


ІV.

Формирование общих компетенций: ОК 1-7 ОК 12;

Код компетенции

Содержание

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.


Формирование профессиональных компетенций:

Код компетенции

Содержание

ПК 4.3. 

Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.9. 

Оформлять медицинскую документацию.


















V. Схема интеграционных связей:


  1. Междисциплинарные связи:


Общественное здоровье и здравоохранение

Дисциплина ПМ

ПМ.01. Диагностическая деятельность



Роль фельдшера в правовом информировании пациентов



Гигиена и экология человека

Технология оказания медицинских услуг

ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра


Правое обеспечение профессиональной деятельности


ПМ.02Лечебная деятельность



Безопасность жизнедеятельности



Здоровый человек и его окружение

Психология


Безопасная среда для пациентов и персонала


Основы управления здравоохранением



Информационное обучение профессиональной деятельности




Основы медицинской статистики


Страховая медицина медицина


Экономические основы здравоохранения



Основы документоведения в здравоохранении






  1. Внутридисциплинарные связи:

Реализация практических навыков проведения мероприятий по охране здоровья и организации здоробьесберегающей среды, при проведении санитарно-гигиенического обучения и воспитания населения, при организации и проведении занятий в школах здоровья, центрах медицинской профилактики, центрах здоровья.


VI. Оснащение занятия:

  1. Методическое: методическая разработка практического занятия, мультимедийная презентация, материалы исходного и конечного уровня знаний.

  2. Техническое: ТСО

  3. Материальное: информационные стенды,



VII. Методы и приемы обучения:

Метод

Основное назначение

Уровень усвоения

Приёмы

Мотивация

1.Объяснительно-иллюстративный

Организация усвоения информации обучаемыми, путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

α-I

Словесные:

-беседа, рассказ, дискуссия, работа с учебным пособием, объяснение;

Наглядные:

- иллюстрации, демонстрация;


Формирует теоретические и практические знания. Воспитывает нравственность, терпение. Развивает внимание, логическое мышление.

2.Репродуктивный

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.

α - II – III

Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму.

Обогащают знания, формируют умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе.

3. Проблемное изложение

Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения.

α - II – III

Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.

Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.

4. Частично-поисковый

Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем.

α - III

Эвристическая беседа, работа с книгой, доказательства, сравнение, обобщение.

Развивает самостоятельность мышления, творческий подход к делу.



VIII. Перечень обязательной, нормативной и дополнительной литературы:

п/п

Дисциплина

/профессиональный модуль

(при необходимости по разделам/МДК)

с указанием специальности

Вид

занятий

Наименование учебно-методической литературы (автор(ы), место издания, издательство, год издания, кол-во страниц)

Кол-во

студ./

кол-во

экземпляров

Обеспеченность,

%

Наличие электронной версии

Примечание*

1.

ПМ 04. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МДК 04.01. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Теоретическое занятие

Абдуллина, В.С. Гражданско–правовая ответственность за нарушения в сфере оказания медицинских услуг: некоторые вопросы теории и практики: дисс. … канд. юрид. наук:12.00.03 / Абдуллина Венера Салиховна. – Казань, 2017. – 171 с.

-

-

-


Акопов, В.И. Медицинское право в вопросах и ответах / В.И. Акопов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2014. – 208 с.

-

-

-


Акопов, В.И. Медицинское право: книга для врачей, юристов и пациентов / В.И. Акопов. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014. – 368 с.

-

-

-


Баринов, Е.Х., Косухина, О.И., Ромодановский, П.О. Изучение дефектов ведения медицинской документации в терапевтической практике / Е.Х. Баринов, О.И. Косухина, П.О. Ромодановский // Медицинское право. – 2015. – № 2. – С. 40 – 43.

-

-

-


Блинов, А.Г. Юридический статус пациента как субъекта здравоохранительных правоотношений / А.Г. Блинов // Журнал российского права. – 2014. – № 4. – С. 18 – 26.

-

-

-


Ситдикова, Л.Б. Правовые критерии оценки качества медицинских услуг / Л.Б. Ситдикова // Медицинское право. – 2015. – № 4. – С. 22–26.

-

-

-


Черных, А.Е. Конституционное право граждан на охрану здоровья и проблемы его реализации в Российской Федерации: автореф. дисс. …канд. юрид. наук:12.00.02 / Черных Александр Евгеньевич. – М., 2016. – 18 с.

-

-

-






. Организационно-деятельностная структура занятия


Основные этапы занятия, их функции и содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции

Время в мин.

1

2

3

4

5

6

1.


Подготовительный этап


- Организация занятия:

- проверка внешнего вида, заполнение журнала




- мотивация учебной деятельности














-контроль исходного уровня знаний

-тестовый контроль (приложение № 1)


- фронтальный опрос (перечень вопросов – информационный блок)

(приложение№2)




Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид студентов.


Сообщает тему занятия, обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы,

цели и задачи, стоящие перед студентами, важность знания предмета для успешного овладения профессией в целом.


Раздает тестовые задания, проводит инструктаж.

Сообщает критерий оценки.


Проводит опрос студентов согласно учебным целям.

Анализирует ответы, корректирует ошибки




Студенты готовят дневники, алгоритмы манипуляций, учебники, ручки, карандаши




Записывают тему и план занятия в дневнике.














Отвечают на тестовые задания.







Отвечают и обосновывают свои ответы




Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация по теме.


Активизация мыслительной деятельности студентов на тему занятия, привлечение внимания и осознание её значимости для будущей работы.








Тесты исходного уровня знания (приложение 1)







Перечень вопросов


(приложение№2)

40мин



2 мин









3 мин

















5 мин







30 мин





2.
















Основной этап

I. Формирование профессиональных умений и навыков.




Задание№1

Роль фельдшера в правом информировании пациентов в учреждениях здравоохранения оказывающих первичную медико.- санитарную помощь населению а)поликлиника, б)ФАП).


Задание№2

Мед. документация фельдшера поликлиники, ФАПа при проведении лечебно-профилактической работы




Раскрывает содержание раздела, дает методические рекомендации к самостоятельной работе.

Создает условия для проведения самостоятельной работы студентов, обращает внимание на основные аспекты, проводит коррекцию ответов. Оценивает работу студента.


Студенты бригады демонстрируют результаты аудиторной самостоятельной работы (инструкции).



Решают ситуационные задачи.











Решают кроссворды по теме занятия


Презентация темы занятия (слайды).

Практический тренинг на рабочем месте.






(приложение 3)













(приложение 4)









185 мин


3.

Заключительный этап


1. Работа с дневниками. Обобщение и систематизация усвоенных знаний, умений и навыков.


2.Контроль и коррекция уровня умений и навыков.


- Тестовый контроль конечного уровня знаний


Подведение итогов занятия













Домашнее задание








Окончание занятия




Проверка дневников.






Обеспечение контроля усвоения знаний.

Оценка результатов тестового контроля.


Оценивает бригаду в целом и каждого студента индивидуально, обращает внимание на сложные моменты темы, выставляет оценку каждому студенту с комментариями.


Дает рекомендации по выполнению домашнего задания: сделать записи в дневнике.


Даёт указания по уборке рабочего места




Систематизируют полученную информацию.






Отвечают на тестовые задания.




Соотнесение результатов деятельности с поставленной целью и задачами, осуществление самооценки.








Слушают, записывают задания, задают вопросы.





Приводят в порядок рабочее место.











Тесты конечного уровня знаний, ситуационные задачи.

(приложение 5)

45мин



10 мин







20 мин









5 мин














5 мин








5 мин





ИНФОРМАЦИОННО-КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК


Структурно-логическая схема теоретических сведений.



План ориентировочной деятельности студента.


Этапы информирования пациентов






I

II

III

Оценка осведомленности пациента

Планирование информирования пациента

Выполнение плана информирования



ЦЕЛЬ ЭТАПА



Получение информации для оценки уровня осведомлённости пациента о своих правах и обязанностях

Постановка цели (ожидаемых результатов) информирования пациента о правах и обязанностях, а также определение порядка данного информирования

Выполнение информирования пациента о правах и обязанностях до начала оказания помощи согласно намеченному порядку



Контрольный вопрос: Можно ли в информировании пациентов об их правах и обязанностях выделить главные и второстепенные этапы? Ответ обоснуйте.

Используя графологическую структуру, ознакомьтесь с методами оценивания осведомлённости пациента о своих правах и обязанностях.



I этап

ОЦЕНКА ОСВЕДОМЛЁННОСТИ ПАЦИЕНТА О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ

М етоды оценки осведомлённости пациента



Общение (беседа)

Установление отношений «фельдшер – пациент», в центре которых – оказание медицинской помощи.

Формирование адекватной оценки пациентом его знаний касательно прав и обязанностей на момент оказания медицинской помощи.

Определение уровня осведомлённости пациента о своих правах и обязанностях.

Получение информации для составления плана информирования.

П роцесс общения выстраивается в трех планах:



  • вербальном



  • невербальном (жесты, мимика),


  • внутреннем (то, что подразумевается, вне зависимости от того, что проговаривается вслух).



3. Используйте полученную информацию для анализа и выстраивания дальнейшего плана действий.

4. Ознакомьтесь с действиями, которые выполняет фельдшер на следующем этапе информирования пациента о его правах и обязанностях.



II этап

П ЛАНИРОВАНИЕ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПАЦИЕНТА



Формулировка цели (ожидаемых результатов):

- Наиболее полное информирование пациента о его правах и обязанностях



Составление алгоритма информирования:

- вступление

- основная часть

- закрепление

- вопросы и ответы



5. Продолжая работать с полученными данными, сформулируйте цель и составьте алгоритм информирования пациента о его правах и обязанностях.

6. Ознакомьтесь с действиями, которые выполняет фельдшер на следующем этапе в процессе информирования пациента о его правах и обязанностях.



III этап

В ЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ИНФОРМИРОВАНИЯ ПАЦИЕНТА





Донесение до пациента информации о том, какие он имеет права и обязанности











Озвучивание всех возможных способов узнать пациенту о своих правах и обязанностях (например, интернет-сайт, инфо-стенд)



7. Приведите примеры всех видов информирования.

8. Очертите критерии, по которым можно заключить, что поставленная цель достигнута. Если требуется подкорректируйте план информирования в соответствии с критериями.

9. Обсудите критерии эффективности информирования и основания для корректировки плана.



Переоценка и новое планирование



10. Оцените, удалось ли достичь желаемого в работе с пациентом, исходя из конечного результата.



  1. Вопросы для самоконтроля:


  1. Дайте определение понятию «права пациента».

  2. Назовите основные направления развития прав пациентов.

  3. Дайте характеристику прав пациентов в учреждениях здравоохранения оказывающих ПМСП.


  1. Расскажите, как устроена система защиты прав пациента.

  2. Каковы основные права пациентов?

  3. Каковы основные обязанности пациентов?

  4. Основные требования к работе фельдшера на современном этапе.

  5. Этика и деонтология в работе фельдшера.

  6. Назовите основные нормативно-правовые акты РФ об охране здоровья граждан.

  7. Охарактеризуйте понятие медицинское право.

  8. Охарактеризуйте понятие субъектов медицинского права.

  9. Охарактеризуйте понятие врачебной (медицинской) тайны.

  10. Охарактеризуйте понятие медицинской услуги.

  11. Охарактеризуйте понятие медицинской помощи.

  12. Назвать функциональные обязанности фельдшера поликлиники, ФАПа.

  13. Назовите основные права фельдшера поликлиники, ФАПа.при оказании медицинской помощи.

  14. Охарактеризуйте возможные нарушения прав пациента и пути к их защите.

  15. Перечислите общие правовые требования, необходимые для занятия медицинской деятельностью.

  16. Какие существуют виды ответственности медицинских работников, связанные с профессиональной деятельностью?


  1. Практические навыки:

− проинформировать пациентов об их правах и обязанностях, и в свою очередь

соблюдать их права и выполнять свои обязанности.

− внедрения в практическую деятельность стандартизированных планов;

− оценка функционального состояния пациента;

− профессионального общения;

− организация собственной работы;

− проведение бесед, создание памяток, выпуск сан.бюлетней.


Выполнение и проведение манипуляций:

-измерение А.Д., пульса.





Критерии оценки знаний и умений на практическом занятии


Оценка «5» (отлично) ставится на практическом занятии в случае, когда студент показал высокую степень самостоятельности при выполнении манипуляций, а ответ его представлял собой последовательное, логическое, грамотное изложение материала


Оценка «4» (хорошо) ставится студенту при допущении им незначительных неточностей при выполнении манипуляций, хотя изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «5»


Оценка «3» (удовлетворительно) ставится в том случае, когда студент выполняет ту или иную манипуляцию, однако проявляет при этом усвоение только главных элементов навыка, само выполнение манипуляции носит черты неудовлетворительности. Изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «4»


Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится студенту в случае, если он выполняет ту или иную манипуляцию, допускает грубые искажения элементов навыка, само выполнение беспорядочно, при этом положительный ответ изменить оценки




ИНСТРУКЦИЯ

к практическому занятию по теме

«Роль фельдшера в правовом информировании пациентов»


Цель: Приобрести навыки информирования пациентов об их правах и обязанностях и соблюдения их прав.

Ознакомиться с основными документами, в т.ч. нормативно-правовыми актами, которые используются при проведении фельдшером лечебно-профилактической работа в поликлинике, на ФАПе

Учебные цели:

Студент должен знать:

Студент должен уметь:

  • Права и обязанности пациентов.

  • Права и обязанности медработников.

  • Основные требования к работе фельдшера в учреждениях здравоохранения оказывающих первичную медико- санитарную помощь (поликлиника, ФАП).

  • Роль фельдшера в правом информировании пациентов в поликлинике, на ФАПе

  • Медицинская документация.

  • Этика и деонтология в работе фельдшера.

  • Виды ответственности.


  • проинформировать пациентов об их правах и обязанностях, и в свою очередь соблюдать их права и выполнять свои обязанности.

  • внедрять в практическую деятельность стандартизированных планов;

  • оценить функциональное состояния пациента;

  • освоить навыки профессионального общения;

  • освоить навыки организации собственной работы;

  • освоить навыки проведение бесед, создание памяток, выпуск сан.бюлетней.




СХЕМА ЗАНЯТИЯ


Основные вопросы

Содержание

1

2

Права и обязанности пациентов.

Определение, понятие.

Права и обязанности медработников.

Определение, понятие.

Основные требования к работе фельдшера в учреждениях здравоохранения оказывающих первичную медико- санитарную помощь.

Определение, роль, задачи.

Роль фельдшера в правом информировании пациентов в учреждениях здравоохранения оказывающих первичную медико- санитарнуюпомощь (поликлиника, ФАП).


Определение, понятие.


Медицинская документация.

Перечень основных медицинских документов, правила заполнения.

Этика и деонтология в работе фельдшера.

Определение, роль, основные понятия.


Виды ответственности.

Определение, основные понятия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!