СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль физической культуры в укреплении здоровья подростка

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор статьи: учитель физической культуры Корнеева В.Н.  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

В данной статье показана роль физической культуры в улучшении функционального состояния организма подростка. Физическая культура направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Также повышается работоспособность и потребность в здоровом образе жизни.

Просмотр содержимого документа
«Роль физической культуры в укреплении здоровья подростка»

Роль физической культуры в укрепление здоровья подростка


Здоровье.… Как часто мы произносим это слово. Но не всегда задумываемся о его значении. Так что же такое здоровье? «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы» . Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» 2.

Здоровье – это сила, хорошее настроение, бодрость, богатство, красота и счастье. И эту ценность надо беречь. Мало одного желания быть здоровым. О своем здоровье надо заботиться с детства.

В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные для здоровья факторы, так и на благоприятные (в частности, на занятия оздоровительной физкультурой).

Подростковый возраст – это становление самостоятельности. У подростка возникает требование – считать его взрослым. Это связано со значительными и глубокими изменениями в организме на пути к биологической зрелости. Естественно, этот процесс значительно влияет на психическое развитие. Потребность подростка занять положение, соответствующее его представлению о своей личности (которая часто переоценивается), оказывает влияние на его поведение, отношение к учебе, тренировке. В то же время успехи в спорте выступают как средство самоутверждения. У подростка, не занимающегося спортом, самоутверждение, может, выражается в приобретении вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), также он может попасть в компанию хулиганов. Или во втором случае замкнуться в себе, и абстрагироваться от общественной жизни.3

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с чётким соблюдением режима дня являются надежным профилактическим средством против травм и многих заболеваний (в особенности сердечно- сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и др.), способствуют мобилизации жизненно важных функций организма, двигательных способностей (выносливости, силы, гибкости, ловкости, быстроты), воспитанию таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе, – считают учителя, медики, тренеры.…..

Правильно организованный двигательный режим школьников не только улучшает их физическое развитие, но и способствует повышению их успеваемости в школе.

Состояние здоровья подростков в значительной степени связано с их физической дееспособностью. Оптимальный двигательный режим играет большую роль в укреплении здоровья подрастающего поколения и профилактике неспецифических хронических заболеваний.

Систематическое занятие физической культурой оказывает положительное влияние на функциональное состояние организма подростков.

До родителей и учащихся необходимо доносить необходимую информацию, что, занимаясь физкультурой, заметно укрепляется сердечно - сосудистая система. Сердце работает экономно, сокращения его становятся редкими и мощными. Физические упражнения оказывают большое влияние на формирование аппарата дыхания, увеличивая, в первую очередь, жизненную емкость легких.

Под действием физических упражнений развиваются основные физиологические свойства мышечного волокна: возбудимость, сократимость и растяжимость, которые обеспечивают такие физические качества человека, как сила, быстрота, выносливость, а также улучшают координацию движений. Развиваясь, мускулатура укрепляет и костно-связочный аппарат. Повышается прочность и массивность костей, эластичность связок, нарастает подвижность в суставах. Регулярные физические тренировки улучшают кровоснабжение мозга, расширяют функциональные возможности нервной системы на всех ее уровнях, нормализуют процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга.



_________________________

1 Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» [Электронный документ] ( www.foxdesign.ru)

2 Торохова Е. И.: Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука. - 1999. - 248с.

3 Волков Л.В. : Теория и методика детского и юношеского спорта. - К.: Олимпийская литература.- 2002.- 293с.






Мышечная активность оказывает большое влияние на вегетативную нервную систему, состоящую из симпатического и парасимпатического отделов. Эти отделы управляют деятельностью всех органов. В процессе регулярных физических занятий тренируется защитная функция организма, повышается сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. В сокращении мышц обычно участвуют не все входящие в ее состав мышечные волокна, а только часть их, в зависимости от величины нагрузки. Поэтому мышцы располагают большим резервом сил. Плавность движений достигается одновременной работой мышц антагонистов, действующих в противоположных направлениях. Существует тонус мышц, наблюдающийся постоянно, даже во время полного покоя. Тонические сокращения не сопровождаются утомлением мышц, так как при этом задействованы лишь отдельные мышечные волокна. Тонус регулируется нервной системой, в основе которой лежит рефлекторный механизм.4

Но большинство подростков не проявляют особого желания заниматься физическими упражнениями каждый день и ссылаются на общее недомогание, симулируют признаки болезни. Родители, заботясь о своём ребёнке, сразу идут за освобождением к врачу. Но бывают ситуации, когда родители, не разобравшись в диагнозе, который поставил врач, запрещают ребёнку заниматься на уроках физической культуры. Ребёнок, подчиняясь родителям, охотно выполняет их наказ. Существуют разные болезни, но родителям никто подробно не объясняет, что после многих перенесённых заболеваний, если не наблюдается осложнение, физкультура может принести больше пользы, чем всевозможные лекарства. Бывает так, что после перенесённой ангины ребёнок не занимается физкультурой продолжительное время, и он отстаёт в физическом развитии от своих сверстников.

У современного человека снижены физические затраты на самообслуживание, значительно ограничена ходьба (использование лифта, автотранспорта даже без необходимости), уменьшилась физическая деятельность (телевидение вместо театра; телефон, интернет вместо личных контактов; компьютерные игры, вместо игр на свежем воздухе).

Возможно, влияет и учебная перегрузка подростка, что сказывается на негативном отношении к физической учебная перегрузка подростка, их негативное отношение к физической культуре в силу индивидуальных особенностей и моторной слабости, стремление к бытовому комфорту удобствам при сниженной двигательной инициативе.

У детей надо вырабатывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями с раннего возраста.

В этом и состоит одна из наиболее значимых задач физического воспитания в школе.

Необходимо как можно шире вести работу по привлечению к занятиям подростков, так как в старшем школьном возрасте желание заниматься физкультурой резко снижается.

Основные формы физического воспитания школьников составляют:

- уроки физкультуры,

- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня,

- внеклассная спортивно-массовая работа в школе,

- внешкольная спортивно-массовая работа в школе,

- самостоятельные занятия физическими упражнениями.5

Физкультурно-оздоровительные мероприятия состоят из проведения гимнастики до учебных занятий, физ. минуток на уроках, подвижных игр и физкультурных упражнений на удлиненных переменах, спортивный час в группах продленного дня.

Урок - фундамент школьной физической культуры. Урок физкультуры играет решающую роль в укреплении и охране здоровья. На них подростки выполняют различные упражнения по коррекции недостатков двигательных функций, укреплению сердечно - сосудистой системы, обучаются правильному дыханию.

Для укрепления здоровья решаются задачи:

- оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

- укрепление и сохранение здоровья;

- совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

- многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.6

_________________________

4 Коллектив авторов (АСМОК): Материалы научно-популярной серии «Кодекс здоровья и долголетия»// Гиподинамия. – Издательство: ГЭОТАР-МЕДИА.- 2006


Решая эти задачи, ребенок осваивает знания, связанные с физической культурой человека, здоровым образом жизни, эмоционально переживает, проявляет волевые усилия. Разнообразные физические упражнения снимают утомление, активизируют память, мышление, а значит, обеспечивают организм ребенка резервными возможностями.

При всем разнообразии форм и методов физического воспитания, физкультурные занятия являются основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям. В содержание каждого занятия включаются упражнения оздоровительно-профилактической направленности.

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями.7 Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.



























Автор статьи: учитель физической культуры МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Выборга,

I квалификационной категории - Корнеева Вера Николаевна.




_________________________

5Савин Н.В.: Педагогика. - М.: Просвещение.- 1978.- с. 28-30.

6 Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - с.13

7 Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М. : Российское педагогическое агентство, 1997. 245с.

Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» [Электронный документ]( www.foxdesign.ru)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!