СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль флейты-пикколо в учебном и исполнительских процессах"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленной работе раскрывается значение флейты-пикколо как важного инструмента в постановке амбушюра. Польза и неотъемлимая часть учебного процесса в ДМШ по классу флейты

Просмотр содержимого документа
«"Роль флейты-пикколо в учебном и исполнительских процессах"»

Роль флейты-пикколо в учебном и исполнительском процессах.

Карпачева Эвелина Николаевна

Преподаватель по классу флейты

МБУДО «ДМШ №1» Кировского района

Г.Казань, Республика Татарстан.

Флейта-пикколо – один из ярчайших инструментов симфонического оркестра. Известно, что инструмент этот произошел от своего предшественника флажолета, использовавшегося в Средневековье в военной музыке. В середине XVII века, когда происходило конструирование и усовершенствование флейт, был создан инструмент флейта-пикколо. В XVIII-XIX веках пикколо внедряется в состав симфонического оркестра. Впервые, пикколо встречается в партитурах Г.Ф. Генделя - опере «Ринальдо» (1711) и «Музыка на воде» (1715). Но, нельзя сказать, что произведения были написаны конкретно для инструмента флейта-пикколо. В нотных изданиях указывается flautino (т.е. сопранино-блокфлейта) или ottavino. В настоящее время эти произведения исполняются на флейте-пикколо.

Людвиг ван Бетховен был одним из первых композиторов, который стал

использовать пикколо в своих произведениях как подражание звукам природы, например, свист штормового ветра в четвертой части симфонии №6

(«Пасторальная симфония», 1808 год). В опере «Риголетто» (1851) Дж. Верди

использовал пикколо как имитацию «молнии». В.А. Моцартом пикколо использовалась для специальных эффектов в опере «Волшебная флейта» (1791), например, как юмористическое изображение евнухов.

В произведениях композиторов эпохи романтизма, в частности, Р. Штрауса и Г. Малера пикколо прочно занимает важное место в составе группы

деревянно-духовых инструментов. В Первой симфонии Г. Малера «Титан» (1888) пикколо играет изобразительную роль. Например, в первой части,

piccolo в ансамбле с инструментами деревянно-духовой группы рисуют пасторальную картину. Пикколо здесь изображает звуки природы, «кукушку».

В творчестве русских композиторов пикколо также несёт важную изобразительную функцию. Одним из первых русских композиторов, который воспользовался необычным тембром piccolo, стал Римский-Корсаков. Номер «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» - образ белки. Также, сказочные образы в исполнении флейты-пикколо встречаются в балетах П.И. Чайковского: «Спящая красавица» - «Фея-канарейка», «Щелкунчик» - «Танец чая». Также, в творчестве Чайковского пикколо носит и иной изобразительный характер – бытовой. Например, плясовой наигрыш в симфонии №4, III часть «Scherzo» (1877).

Всё же, наиболее ярко ресурс инструмента флейты-пикколо раскрыл Густав Малер. В его сочинениях она использовалась как выразитель различных образов, а также во всевозможных драматургических функциях: solo, контрапунктирующий голос, сопровождение, разнообразные ансамбли и tutti. Дмитрий Дмитриевич Шостакович продолжил и расширил традиции Г. Малера, в качестве ресурсов и задач флейты-пикколо в симфонических партитурах.

В качестве солирующего инструмента пикколо применяется намного реже, чем оркестровый. Скорее всего это связано со специфичным звучанием тембра: пронзительным, динамически ярким, «холодным» - в верхнем регистре, и глухим, тихим, тусклым – в нижнем. Однако, произведения, где пикколо выступает в качестве солирующего инструмента, всё-таки, встречаются. Ярчайшим из них являются: «Концерт C-dur для флейты-пикколо с оркестром» А. Вивальди и «Концерт для пикколо с оркестром» Л. Либерманна.

В отличие от большой поперечной флейты, качественное обучение игре на пикколо в настоящее время можно получить лишь за рубежом. В иностранных консерваториях существуют специальные классы обучения игре на данном инструменте, где студент получает все необходимые знания, навыки. В России исполнительской школы игры на флейте-пикколо, к сожалению, нет. Безусловно, есть блестящие исполнители. Но, в большинстве это либо музыканты, получившие образование в других странах, либо флейтисты, прошедшие курс «родственного инструмента» в средних и высших учебных заведениях, составляющих 1-2 года обучения. Это достаточно малый срок, чтобы в полной мере добиться гибкого звуковедения, плотного звучания инструмента, точного исполнения всех штрихов и чистейшей интонации.

Обучение игре пикколо крайне необходимо для всех флейтистов. В особенности, для тех, кто собирается связать свою деятельность с профессией оркестранта. Нередки случаи, когда музыкант поступает на работу, а навыка владения пикколо у него нет. Начинать обучение игре на этом инструменте стоит всё же с самого детства, с начальных классов музыкальной школы.

Многие учащиеся начинают своё обучение на поперечной флейте с инструмента с изогнутой головкой. Когда, как начинать на пикколо было бы намного лучше, потому что постановка рук и амбушюра была бы максимально точно выверена. Игра на флейте с изогнутой головой часто вредит ученику, искажая постановку.

Пикколо позволяет ученику научиться извлекать звук максимально точно, создавая все условия для нужной постановки амбушюра. Профессор Московской консерватории, Ю.Н. Должиков, проводил сравнение с маленьким отверстием «ушка» иголки. Если, расстояние между губами у исполнителя велико, то точно подать струю воздуха в инструмент не получится. Из-за этого в звуке флейтиста будет много «грязи» и шероховатостей, а сыграть даже «меццо-пиано» будет практически нереально, не говоря уже о нюансе «пиано».

При занятиях на флейте-пикколо добиться этого «эффекта» можно намного лучше. Для того, чтобы струя воздуха попадала в лабиальное отверстие инструмента, губы исполнителя должны смыкаться больше, но не в коем случае не напрягаться. Это позволит издавать звуки качественнее, лишая слушателей лишних шипа и грязи. Начинать занятия лучше всего с известных всем упражнений из «Нотной папки флейтиста» Ю. Н. Должикова.

Пикколо - по своей природе очень капризный инструмент в плане интонационного строя. Для того, чтобы исполнение того или, иного произведения было качественным, пикколистам нужно владеть отличным слухом, гибкостью губного аппарата, хорошо поставленным исполнительским дыханием. С помощью упражнений, указанных выше, а также из сборника «La Technique d’Embouchure» Ф. Бернольда, отрабатывать навык чистого интонирования гораздо удобнее. Это безусловно положительно скажется на игре ребенка: с самого начала он научится правильному звучанию и сможет следить за своей игрой тщательнее, а также разовьёт точнее слух.

На постановку рук и пальцев обучение на пикколо тоже влияет благотворно: контролировать пальцы учащегося проще. Из-за маленького размера инструмента у ребенка не возникнет, вполне нормальной для начального этапа, возможности высоко поднимать пальцы. А также выпрямлять их, что сделает технику пальцев более виртуозной, аккуратной и чистой.

В случае с артикуляцией флейта-пикколо предстаёт настоящим помощником для исполнителя. Все дефекты пикколиста становятся более слышимыми. К примеру, у музыканта не четкая атака языком, вялая и с призвуком слога «че». Благодаря, занятиям на пикколо он сможет устранить эту проблему, потому что исполнение всех штрихов слышно гораздо громче. Это позволит достаточно точно понять и углубиться в проблему. В «Школе артикуляции» М. Муаза собрано много упражнений, которые помогут с успехом отработать все нюансы.

Исполнительские штрихи – одно из самых главных требований на ряду с фразировкой, звуковедением и т.п., определяющих уровень профессионализма музыканта. Почти все штрихи, исполняемые на piccolo, даются с огромным трудом. Помимо, прекрасным владением инструмента, музыканту нужно хорошо разбираться в видах штриха. Нужную информацию можно найти в предисловии сборника тетрадей «Нотная папка флейтиста» автора, составителя и редактора профессора Ю.Н. Должикова, в третьей главе «Артикуляция и штрихи». Юрий Николаевич даёт подробное описание всех штрихов и раскрывает «технические» особенности их исполнения.

Исходя, из вышеперечисленного при переходе на большую поперечную флейту, у ученика смогут достаточно быстро сформироваться нужное звучание, положение пальцев и рук прийти в норму.

Художественные и выразительные ресурсы флейты-пикколо очень масштабны. В оркестре инструментом могут выполняться важнейшие тематические функции:

- тематическая;

- контрапунктирующая;

- функция сопровождения, фона темы.

Также пикколо может встречаться не только в оркестровом tutti, но и в смелых ансамблях, а также выступать в качестве солирующего голоса, используя не только динамический оттенок forte, но и piano (например, Симфония № 4 Д. Шостаковича – «пианиссимо» в четвертой октаве).

В заключение отметим, что флейта-пикколо очень важный инструмент современного оркестра и требует большого количества времени для занятий и кропотливой работы. Обучение игре на пикколо играет очень большую и положительную роль для музыканта как с практической точки зрения, так и с рациональной.




Список используемой литературы.

  1. Бернольд Ф. «La Technique d’Embouchure».

  2. Должиков Ю.Н. Нотная папка флейтиста №1. Тетрадь 1. – М.: Дека-ВС, 2004.

  3. Муаз М. Школа артикуляции. Упражнения и этюды. – СПб.: Композитор, 1999.

  4. Сайт, посвящённый флейте-пикколо URL:http://www.piccolohq.com/index.html. Дата обращения: 06.12.2020.