СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль формирования читательской грамотности в современной школе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cформированная читательская грамотность помогает школьникам быстрее и эффективнее решать задачи, которые ставит перед ними сама жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Роль формирования читательской грамотности в современной школе»

ВОПРОСЫ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ВРЕМЕНЕМ

Одним из важнейших условий успешного обучения подростков в основной школе является умение читать и понимать прочитанное. К сожалению, многие ученики не владеют таким важным универсальным действием, как чтение. Почему это происходит? В практике массовой школы чтение до сих пор понимается как перевод букв в звуки и в слова, а умение читать ассоциируется лишь с техникой чтения. Но это уже далеко не так, и думающий учитель пытается ответить на следующие вопросы, связанные с процессом чтения: почему вместо одного, такого привычного, термина «чтение» используется иной – «читательская грамотность»; в чем отличие техники чтения, смыслового чтения и читательской грамотности; как формировать и академическую, и функциональную, в том числе и читательскую, грамотность на уроках?

Попробуем ответить на поставленные вопросы.

Позволим длинную цитату: «Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне. Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель. Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей»

С академической грамотностью традиционно связано содержание российского образования. Без владения языковой и лингвистической компетенциями трудно добывать, анализировать информацию, критически ее оценивать, делать самостоятельные выводы, а также выражать все это в форме связного, логически упорядоченного и структурированного устного или письменного текста. Отличия и взаимосвязь академической и функциональной грамотностей хорошо видны в представленной ниже таблице из учебно-методического пособия И. Ю. Алексашиной «Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся».


Сравнительная характеристика учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности


АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Моделирует ту или иную область научного познания


Моделирует реальную жизненную ситуацию

Предполагает развитие причинно-следственного, линейного мышления

Ориентирует на нелинейное (вероятностное) мышление. Сложные системы нельзя описать только при-чинно-следственными связями


Конструируется на базе классиче-ской системы формирования понятий на основе преимущественного использования индуктивного метода

Конструируется на базе концептов на основе преимущественного использования дедуктивного метода

Ученики осваивают систему поня-тий конкретной науки и их теоретические обобщения

Ученики осваивают систему кон-цептов, включающих предметные знания учеников, становятся опорой, средством решения задач в реальных жизненных ситуациях


Из таблицы видно, что академическая грамотность и читательская не исключают, а дополняют друг друга. Если еще в XX столетии речь шла только об академической грамотности, то в XXI в. формирование читательской грамотности – важная задача для современной школы. Но обозначенная Президентом РФ в Указе от 7 мая 2018 г. № 204 [6] цель – войти в 10 лучших образовательных систем, т.е. показать хорошие ре-зультаты в международных исследованиях, не отменяет значимость академической грамотности. Чтобы процесс обучения шел успешно, необходимо подбирать разные тексты. Если для формирования акаде-мической грамотности нужны учебные тексты, то для формирования читательской грамотности – тексты, которые созданы не только для учебной, но и других ситуаций.

Остановимся на отличиях, существующих между смысловым чтением и читательской грамотностью. В международном исследовании PISA(сравнительное исследование функциональной грамотности 15-летних учащихся) оценивается владение тремя уровнями читательской грамотности. При смысловом чтении необходимо применить те же читательские умения, что и при читательской грамотности, но если в PISA тексты рассматри-ваются в ситуациях их естественного функционирования (деловая, об-щественная, учебная, личная), то в отечественном образовании берутся тексты, созданные не только для учебных, но и для других целей, при этом задачи решаются учебные. Можно сказать, что в современных учебниках русского языка и литературы в основном даны задания, которые формируют (и это, конечно, важно!) смысловое чтение в учебной ситуации. Да и тексты, созданные для других целей, «используются» для решения учебных задач. Но как только ученик сталкивается с текстом в другой ситуации, то чтение такого текста вызывает определенные затруднения у школьников.

Основной особенностью текстов, служащих для формирования чи-тательской грамотности, является постановка проблем, с которыми подросток может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д.

Текстовая задача по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию. В таких задачах есть вопросы, направленные на формирование всех групп читательских умений, которые необходимы при решении широкого круга задач. К сожалению, наши подростки редко используют полученные в школе знания в измененной ситуации. И основная причина затруднений заключается в том, что в школе дети чаще всего работают с текстами, которые созданы для использования в другой ситуации. Конечно, к этим текстам уже есть задания, направленные на формирование читательских умений:

 поиск и извлечение информации («Прочитайте фрагмент из книги В. Ключевского “Курс русской истории”. О каких особенностях психологии русского народа пишет автор?»);

 интеграцию и интерпретацию («Проанализируйте схему и расскажите о том, по каким направлениям происходит развитие словарного состава русского языка. Используйте материалы упражнений и свои примеры»);

 оценку («Прочитайте выписку из устава школы. Опираясь на сведения таблицы, данной в предыдущем упражнении, докажите принадлежность этого текста к официально-деловому стилю»).

Но эти задания не выходят за рамки предметных знаний, т.к. направлены на воспроизведение известного: условие четко определено, понятен способ решения и его обоснование.

Давайте обратимся к другим заданиям:

«Прочитайте правила сетевого общения, сформулированные Ю. Андреевой и К. Турковой в книге “Русский без нагрузки”. Какие из них вы соблюдаете?»


«Прочитайте два текста: словарную статью и выдержку из научно-популярной статьи. Дайте аргументированный и развернутый ответ: нужны ли репетиторы сегодня современным школьникам и какими качествами должен обладать репетитор?»

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций.

Согласитесь, что сформированная читательская грамотность в школе помогает подросткам быстрее и эффективнее решать задачи, которые ставит перед ними сама жизнь.

Итак, давайте еще раз остановимся на особенностях заданий для формирования и оценки читательской грамотности.

Зачем это надо?

Во-первых, качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA);

во-вторых, качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA)

И с этим не поспоришь! Вспомним слова героини сказочной повести Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Да, учителю, нужно очень быстро бежать, т.е. осваивать много информации, приобретать новые умения, совершенствовать свой профессиональный уровень, чтобы решить все задачи, поставленные перед ним обществом. И одной из таких задач стало формирование читательской грамотности учащихся. Учебных заданий пока немного, и их еще нужно суметь выбрать из того, что предлагает нам Интернет. Чтобы выбор был удачным и осознанным, чтобы самостоятельно создать такую задачу, необходимо четко понимать отличительные особенности заданий для формирования и оценки читательской грамотности:

 задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по русскому языку;

 в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая, понятная учащемуся;

 контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

 ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

 вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, не-многословны;

 требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (русского языка, математики, физики и др.);

 используются иллюстрации: рисунки, таблицы.


Основные критерии заданий для формирования и оценки читательской грамотности:

 наличие ситуационной значимости контекста;

 необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области;

 новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения.


Именно эти задания формируют читательскую грамотность, потому что моделируют жизненную ситуацию. К сожалению, таких заданий очень мало в учебниках. Учителю приходится собирать материал по крупицам, что отнимает много времени. Чтобы помочь педагогам, Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования был создан сборник задач, направленных на формирование читательской грамотности школьников на уроках русского языка и литературы.

Учитель может использовать задачу на любом этапе урока (по собственному усмотрению). Оптимальным представляется включение заданий на первом этапе работы: самостоятельное чтение учениками текста задачи, затем – выполнение заданий. После чего учитель может дополнить работу с текстом традиционными видами заданий (определение своеобразия авторского стиля, работа над преодолением возможных орфографических и пунктуационных ошибок, составление плана текста и т.д.).

Развивает умение задавать вопросы прием «Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые - неоднозначных, развернутых ответов. Пример такого задания:











Малярова Т. В., Терских Ж. М.

БАРСУЧОНОК

Формат текста: составной.

Текст 1

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улегся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.

От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья... целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чем не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И все-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.

Источник: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / [М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.]; под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 5-е изд., стереот. М.: Дрофа, 2012. 317 с.

Тема: Стили речи. Художественная и научно-деловая речь. Упр. 383

Текст 2

С 2019 года вводится однозначный запрет на пропаганду жестокого обращения с животными, а также на содержание в квартирах, частных домах и на садовых участках диких зверей.

URL: http://duma.gov.ru/news/29370/ сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Текст 3

Барсук ведет ночной образ жизни, хотя нередко его можно видеть и в светлое время суток: утром до 8, вечером – после 5 – 6 часов. Барсук всеяден. Питается он мышевидными грызунами, лягушками, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, грибами, ягодами, орехами и травой. Во время охоты барсуку приходится обходить большие территории, обшаривая поваленные деревья, отдирая кору деревьев и пней в поисках червей и насекомых. Иногда за одну охоту барсук добывает 50–70 и больше лгушек, сотни насекомых и дождевых червей. Однако в сутки он съедает всего 0,5 кг пищи и лишь к осени сильно отъедается и нагуливает жир, который служит ему источником питания в течение зимнего сна.

URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/20014 Словари и энциклопедии на Академике.

Текст 4

При взгляде на барсука большинство людей умиляется, ведь он производит впечатление добродушного и ручного зверя. Но это далеко не так. Встреча с ним в дикой природе может принести достаточно серьезные неприятности. У этого животного очень крепкие когти, оно может испустить неприятный запах, и к нему на помощь всегда могут прийти сородичи. У них очень развита общность.

URL: https://givnost.ru Сайт о животных.

Задания

1

Назовите главных действующих лиц. Укажите, кто есть кто?

2.

Соотнесите действующих лиц и изображения (см. рис. 1)

3.

Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1. Поляна – самое хорошее место посидеть.

2. Во время отдыха Барсик улегся в холодок, а Джек шуршал в кустах.

3. Рассказчик во время отдыха перебирал грибы.

4. Герои подверглись атаке пчел

4.

Составьте план текста 1

5.

Укажите «обидчиков» героев приведенного текста (см. рис. 2)

6.

Почему не пострадал один Барсик?

7.

Барсик – кошачья кличка. Докажите, что Барсик в представленном тексте не может быть котом

8.

Определить стиль текста. По каким признакам вы это поняли?

9.

10.

К какой лексической группе относятся слова «пустился удирать», «ему хоть бы что»? С какой целью автор использует их в тексте?

11.

Какова основная мысль текста?

12.

Как вы считаете, правильно ли содержать дома барсука?

13.

14.

Могла ли история с Барсиком закончиться по-другому? (См. текст 1). Почему?

15.

Ваши знакомые собираются на прогулку в лес. Что вы посоветуете им, чтобы они не попали в подобную ситуацию?

16.

Составьте памятку «Правила поведения в лесу во время прогулки»

17.

Прочитайте объявление (см. рис. 3.). Купите ли вы барсука? Почему?





Нам всем хочется, чтобы знания, полученные в школе, не лежали мертвым грузом в голове, потому что еще выдающийся советский и российский педагог Исаак Яковлевич Лернер заметил, что хаотичное нагромождение большого объема знаний, рассчитанных на запоминание, накапливается, как умственный жир, не имея перспектив превратиться в умственный мускул.

Учитель-профессионал мечтает видеть своих выпускников успешными и делает все для этого. Согласитесь, что сформированная читательская грамотность помогает школьникам быстрее и эффективнее решать задачи, которые ставит перед ними сама жизнь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!