СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль государства в экономике. Технологическая карта урока обществознания, 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока обществознания, 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Роль государства в экономике. Технологическая карта урока обществознания, 8 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

Роль государства в экономике

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создать условия для формирования представления о способах воздействия на экономику, которые может использовать государство.  Познакомиться с экономическими проблемами, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику.

Способствовать развитию экономической культуры учащихся и грамотность. Способствовать воспитанию интереса к экономике как науке и показать необходимость и важность уплаты налогов как одной из обязанностей граждан страны.

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация

План урока

  1. Зачем экономике государство.

  2. Налоговая система.

Личностно значимая проблема

Действительно ли государству необходимо соблюдать налоги и вмешиваться в экономическую деятельность в стране?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Налогообложение, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

Беседа по изученному материалу.


В начале урока проводится беседа в ходе

- Как осуществляется экономический выбор в условиях ограниченности ресурсов? В чем заключаются функции экономических систем? Кто и как защищает права собственности?

- Какой главный институт политической сферы?

- Следовательно, государство не может быть изолировано от экономической жизни.

- Вы знаете, что экономическая жизнь (система) может быть организована по -разному. От чего это зависит?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.


Предлагают версии. Составляют план деятельности

Работа в парах






Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы


III.

Изучение

нового

материала



17

Самостоятельная работа с материалом учебника, с. 132-134:


Работа со схемой «Налоги»



Задания в рабочей тетради: №1,2 стр. 54.

Работа с материалами учебника, стр. 136-139

Формулирует задание, осуществляет контроль, организует беседу по вопросам:

- назовите экономические задачи государства. Что помогает справится с этими задачами государству?

а) прочитать текст;

б) записать новые термины.

Знакомит со схемой, приводит примеры, проверяет усвоение материала при заполнении таблицы «Налогообложение» (см. приложение 2 на с. 73).

Пояснение задания в рабочей тетради.



Формулирует задание, Организует беседу по вопросам:

- Что такое бюджет? Из чего состоит бюджет государства? Что мы называем дефицитом бюджета?

- С какого года стало резко ухудшаться состояние экономики?

Кризис в России 2014, 2015 годов был спровоцирован резким спадом цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы.

- Кто будет принимать решения по преодолению « провалов» в рыночной экономике?

(государство)

Выполняют задания.







Разбирают ситуации, заполняют таблицу.



Выполняют задания в рабочей тетради


Читают текст отвечают на вопросы




Состояние экономики начало резко ухудшаться уже в 2014 году, и было вызвано в основном санкциями западных стран и Америки.


Работа в парах

Фронтальная

работа.



Работа в парах



Индивидуальная работ

Фронтальная работа





Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Устные ответы

Записи в тетради.



Устные ответы



Записи в тетради


Устные ответы и записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Задание на закрепление терминов и понятий

Проводит устный кроссворд

(см. Приложение 3 на стр. 74)

Отвечают на вопросы кроссворда

Работа в парах

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке знаний.

Проводит беседу по вопросам:

- назовите круг экономических проблем, регулируемых любым государством. Какие способы воздействия на экономику может использовать государство? Зачем государству необходимы налоги?

- Итак, какие функции выполняет современное государство?

- Наполеон Бонапарт говорил: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Какой экономической функции государства соответствует эта фраза?

1 Отвечают на вопросы

2 Определяют свои эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа






Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Параграф 17. Задание в рабочей тетради: №6, с.55

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа



Приложение

Схема «Налоги»

Налоги





Косвенные

Прямые

Приложение 2



Ситуации:

  1. У мамы из зарплаты вычли подоходный налог

  2. Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне

  3. Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продаж в РФ

  4. Папа вчера уплатил налог за транспортное средство

  5. Моя дядя предприниматель, он платит налоги государству

  6. При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом

  7. Моя брат выиграл в лотерею, при получении выигрыша заплатил налог государству


НАЛОГИ

Прямые

Косвенные

1.

2.

3.


Таблица «Налогооблажение»

Надбавка к цене определенных товаров и таможенная пошлина

Налагаются непосредственно на потребителей.

Взимаются с дохода или имущества













Вопросы устного кроссворда

  1. Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называются… (факторы производства)

  2. Соперничество, борьба за достижение результатов в каком-либо деле (конкуренция)

  3. Желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу (спрос)

  4. Желание и возможность продавцов продать конкретный товар (предложение)

  5. Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется… (рыночное равновесие)

  6. Самостоятельная, инициативная деятельность людей, направленная на получение прибыли, называется…(предпринимательство)

  7. Обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества, называется… (налог)

  8. Свободный план сбора доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов, называется…(государственный бюджет)







ФИЗМИНУТКА

Учитель зачитывает высказывание на да – руки вверх, нет-полуприседание

• Потребности – это нужда в чем-либо (да)

• Потребности бывают только материальные (нет)

• Чтение книг – это биологические потребности…(нет)

• Морская вода - это Свободные блага (да)

• Машины, оборудование –это экономические блага (да)

• Имущество Вооруженных сил – это частная собственность (нет)

• Чем выше цена, тем ниже спрос (да)

• Чем выше цена, тем ниже предложение (нет)

• Земля – это фактор производства (да)

• Это единственный фактор (нет)



Ситуации: (к таблице). (Работа в парах)

  1. У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой)

  2. Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.(косвенный)

  3. Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный)

  4. Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.(прямой)

  5. Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой)

  6. При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом (косвенный)

Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики

Работа с дополнительными источниками

А) Чтение текста «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»

  • Приведите доводы в защиту того, что налоги платить просто необходимо.

Итак, собранные государством налоги идут на оборону, образование, медицину, пенсии, пособия, науку, охрану окружающей среды.

Б) Работа с текстом «Самые невероятные налоги» (стр.56 рабочей тетради)

-Как можно озаглавить текст?

-На примере налогов на собак объясни, как введение налога может повлиять на поведение людей?
Налог на бездетность, введенный в СССР в 1941 году, наши отцы и деды воспринимали как нечто обыденное, хотя это был единственный такой случай в мире, который тоже относится к разряду странных и курьезных. Те, кто был не женат и не имел детей, обязан был выплатить налог в размере 6 %. Платили его бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет. Этот налог существовал с 1941 года до начала 90-х годов, он шел на пособия для многодетных матерей.




Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил.

Расскажу вам дети сказку

О налогах и о том,

Для чего налоги платят…

Здесь, пожалуй, и начнём.

Жил на свете Лев Петрович -

Очень умный господин!

Он умел скрывать доходы

И налоги не платил.

Думал он: «Зачем делится?

Часть зарплаты отдавать?

Ведь никто не обеднеет.

И никто не будет знать,

Что налоги не плачу я.»

Но однажды получил

Лев Петрович извещенье,

Чтоб налоги оплатил.

Посмеялся наш почтенный

Очень умный господин,

Извещенье разорвал он

И листочки проглотил.

В тот же миг он зашатался…

Закружилось всё кругом,

На диван прилёг бедняга

И уснул глубоким сном.

Так проспал он ровно сутки

И мгновенно постарел!

Очень сильно испугался,

Когда в зеркало смотрел.

Побежал он на работу,

А в конторе говорят:

«Лев Петрович, вы на пенсию

Отправлены 5 лет назад!»

Ушёл наш друг ни с чем с работы

И думает: «Как дальше жить?

Как теперь мне быть без денег?

Кто-то должен мне платить!

Ах да, конечно, государство!

Пойду я в Пенсионный фонд.

Пусть мне пенсию назначат,

Я поеду на курорт!»

Но в фонде этом отвечали,

Что не получит деньги тот,

Кто раньше не платил налоги,

Кто прятал раньше свой доход!

«Вы не подумали, милейший, -

Ему сотрудник говорил, -

Что пенсию тому лишь платят,

Кто в срок налоги все платил.

Когда налоги люди платят,

Часть их на пенсию идёт,

Чтоб в старости им не работать,

А всё же получать доход!»

Пошёл обратно Лев Петрович…

И чуть не плачет: «Как же быть?

Быть может, поискать работу?

Ведь нужно дальше как-то жить!»

И так он вдруг разволновался,

Что стало плохо старику.

Вдруг заболело сильно сердце,

И закололо вдруг в боку.

Побрел скорее он в больницу,

Скорей к врачу попасть хотел.

Но говорят ему медсестры,

Что у врача так много дел.

Один остался он в больнице

И не справляется совсем…

У государства мало денег,

Чтобы платить зарплату всем.

Врачи сейчас большая редкость,

А все случилось потому,

Что кто-то не платил налоги,

Ах, как не стыдно же ему!

Ведь из налогов начисляют

Зарплату медикам, врачам,

Еще военным, полицейским

И даже всем учителям.

Тут Лев Петрович извинился

И вновь по городу побрел…

Ему в больнице не помогут,

Ведь нету средств и на укол!

Заплакал дедушка: «Что делать?

Пусть все вернется… Я хочу

Опять работать, быть моложе!

Я все налоги заплачу!»

И только это произнес он,

Как завертелось всё вокруг,

И снова ноги подкосились,

Уснул мгновенно здесь наш друг.

Очнулся снова через сутки -

Опять красивый, молодой,

Опять имеет он работу…

Теперь гордится он собой!

Ведь больше прибыль не скрывает,

Налоги платит точно в срок!!!

А ты, дружок, успел освоить

Тобой прочитанный урок?!

Известно о налоге на тень и на туалеты, на трусость и на свободу, на жизнь и даже налоге на гипс.

Налог на жизнь. В средневековой Англии 14 век, люди платили налог на жизнь.

Налог на свободу. Налог на свободу применялся в Древнем Риме и выплачивался он при освобождении раба либо освобождающимся, либо его хозяином. Таким образом, чтобы освободиться от рабства, человек платил определённую сумму не только своему хозяину, но и Риму в виде налога на свободу.

Налог на воздух. Такой налог платили богатые люди Византии, владевшие многоэтажными домами. Считалось, что воздух принадлежит всем, но большие строения отнимают значительную его часть у окружающих. Значит, владельцы домов должны платить в казну за доставленное людям неудобство.

Налог на трусость. Существовал в Англии 12в. Тот, кто не желал принимать участие в войнах во славу короля - платил. Британский налог на трусость признали очень оригинальным.

Налог на шляпу. Городские жители платили 2 фунта в год, а деревенские - 5 шиллингов. Шляпы теперь носят бесплатно не только особы королевских кровей.

Налог на туалеты. Ещё один странный налог был введен в начале нашей эры римским императором Веспесианом. Надо отметить, что сын императора не поддержал отца в изобретении нового обязательного сбора, в результате тот, поднеся купюры к носу сына, изрёк всем известную фразу: «Деньги не пахнут». Мраморные общественные туалеты Рима использовались жителями города, в том числе и для встреч, а не только по прямому назначению. Римляне не захотели отказываться от городских туалетов и исправно платили этот необычный налог.

Налог на бороду. Царь считал, что бороды мешают русским боярам стать ближе к Европе, считал, что запрет на ношение бороды привьёт русским европейскую культуру. Те же, кто отказывался выполнять указ царя и сохранял густую растительность на лице, должен был заплатить так называемый налог на бороду.

Пётр ввёл также налог на домашние бани и налог на неработающий капитал. Царь считал, что капитал должен обрастать оборотом, дабы не лишать казну законной прибыли – сбора с оборота. Капитал-бездельник считался контрабандой и подлежал полицейской выемке.

Борясь за чистоту браков, в Башкирии в восемнадцатом веке ввели налог на цвет глаз. Человек с черным цветом глаз платил минимальную сумму налога. Те же, кто родился с глазами зелёного или серого цвета платил более внушительную сумму. Самым высоким налогом облагались в Башкирии альбиносы.

В СССР наиболее известным нестандартным налогом являлся налог на бездетность, введенный в 1941-ом году. Таким способом государство получало средства для оказания помощи многодетным матерям. Ставка налога была равна шести процентам от заработной платы. Налог на алкоголь не стал популярным в России. В 1985-ом году появился налог на алкоголь. Так Михаил Горбачёв намеревался бороться с пьянством.

Налог на расширители сознания. Он введен в США в штате Теннеси в 2005-ом году. По сути – это взимание оплаты за психотропные вещества, а именно – экстази, марихуану, кокаин. Этот налог обязан платить каждый торговец, причём анонимно. В случае если он будет привлечён к ответственности за торговлю наркотическими веществами, после предъявления доказательств уплаты данного налога, этот торговец, скорее всего, получит некоторое снисхождение.