Роль гражданско-патриотического воспитания и дополнительного образования в формировании национального самосознания»
1. Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания России. (№1) 2. Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. (№2) 3. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком,квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания. (№3) 4. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.. (№4) 5. ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. (№5) 6. . Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др. (№6) 7. Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. (№7) 8. Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. (№8)
9. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, а представления учащихся средних и старших классов становятся гораздо шире и глубже.В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами в решении этой задачи является содержание обучения, а так же различные формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися. (№9)
10..Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого ряда позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. . (№10)
11.Особую остроту патриотическая тематика приобрела в истории российской научной мысли. Так, М.В. Ломоносов отмечал, что развитие патриотизма является основополагающей задачей воспитания. Русские религиозные философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булкагов, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, В.С. Соловьёв и др. рассматривали вопросы духовной и культурной самобытности России во взаимоотношении с проблемами российского патриотизма. Большое внимание к проблеме воспитания молодого поколения в духе бережного отношения к ценностям традиционной культуры нашло отражение в психолого-педагогических трудах. Роль патриотического воспитания в формировании личности, в первую очередь, - её способности к противостоянию дурным природным, личным, семейным и родовым наклонностям, подчёркивал К.Д. Ушинский. Значительный вклад в разработку теоретических основ и практических методик воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, внесли В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и др. В центре внимания просветителей стояли вопросы воспитания патриота – истинного Сына Отечества. (№11)
12. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание является основополагающим ориентиром современной образовательной системы. Так, согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», обучение должно обеспечивать:
- воспитание высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
- формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций российского народа, почитания святынь и ценностей многонационального государства;
- изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе;
- формирование глубокого понимания конституционного гражданского и воинского долга, развитие высокой культуры и образованности. (№12) 13. Не вызывает сомнений тот факт, что воспитание любви и уважения к малой Родине, развитие интереса к Родословной семьи являются значимыми составляющими патриотического воспитания. «Родители», «род», «народ», «Родина» – эти однокоренные слова являются в некотором смысле «формулой» гражданского патриотизма. (№13)
14.По мнению В.О. Ключевского, изучение истории своего рода является ключом к самопознанию. Данная мысль нашла отражение в его высказывании: «Изучая дедов, узнаём внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя» . Однако метод составления и последующего анализа Родословной может применяться не только в целях лучшего понимания самого себя и собственного места в истории, но и в ходе описания, исследования и интерпретации других исторических личностей, наряду с методами написания биографических очерков, эссе и пр. (№14)
15.Формирование гражданина, патриота своей родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. Задача школы состоит в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства. (№15) 16.Все основные виды деятельности школьника: учение, труд, общественная работа, спорт, туризм, игра – могут решать эту задачу. В каждом из этих видов деятельности учащийся может совершать патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения. Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В.В. Сухомлинский (№16) 17. Учащиеся класса - активные участники таких традиционных мероприятий школы, как конкурс патриотической песни; конкурс чтецов; конкурс сочинений "Моя малая родина"; праздник День защитника Отечества; спортивные эстафеты и другие мероприятия. (№17)
18.Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. (№18)
19. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. (№19) 20.Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Суть воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Работа, ведущаяся в данном направлении, должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет. (№20) 21. Основной формой учебной работы остаётся урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс(№21) 22.По словам президента РФ В.В. Путина, гражданско-патриотическим воспитанием «нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период.» (№22) 23.Основные направления гражданско-патриотического воспитания
Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020годы»:
Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.(№23) (№24)
Презентация к докладу (№24 слайда)
«Роль гражданско-патриотического воспитания и дополнительного образования в формировании национального самосознания»