1.Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности. | Настраивает на урок: _ Вот наступила долгожданная весна .Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение ,располагает к общению. Прочитайте девиз нашего урока: «Учись, смекай, активней будь и к знаниям откроешь путь!»Запишите дату. | Слушают учителя. Оформляют тетрадь. |
2. Самоопределение к деятельности. | Предлагает прослушать звукозапись: Звуки леса. Где мы можем услышать эти звуки? Какие звуки вы слышали? Просмотрите текст и прочитайте.. «Звуки леса» В мае все лесные жители____________ . ________ соловьи, зяблики, певчие дрозды. ___________ дятлы, ________ иволги. ________ волк. ___________ филин. _______ шмели и пчелы .__________лягушки. Понятен ли вам текст? С какой проблемой вы столкнулись? Каких слов не хватает? К какой части речи они относятся? Для чего они нужны? А какую роль выполняют эти глаголы? Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи. -Назовите тему урока. | Работа в парах. Читают текст, доказывают свою точку зрения. Рассказывают о глаголе, формулируют задачи урока. На доске текст «Лесной оркестр» |
3.Словарная работа. | А как вы объясните значение слова глагол?Послушаем сообщение Языкова Ивана о лексическом значении слова «Глагол» Из словаря С.И. Ожегова: Глагол — 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние и изменяющаяся по временам, числам, лицам. 2. Речь, слово (старинное слово) Глаголать — говорить, высказывать. Глаголица — древнейшая славянская азбука. Глаголь — старинное название буквы «г». Из толкового словаря В. Даля: Глагол — слово, речь, выражение; словесная речь человека. Глаголить — говорить, сказывать. Из Википедии: Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголица — одна из первых славянских азбук. Что поняли из сообщения? Сколько значений имеет слово глагол? | Слушают информацию о лексическом значении слова глагола. |
5. Работа в группах. | Все повторили ,молодцы. Продолжаем работать над глаголом. А сейчас будем работать в группах, возьмите карточки желтого цвета. 1 группа. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева и выпишите глаголы, со значением движения предмета и цвета. Травка зеленеет Солнышко блестит Ласточка с весною В сени к нам летит И весна милей….. Прощебечь с дороги Нам привет скорей Дам тебе я зерен… А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой…. 2 группа. _ Прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева. Выпишите глаголы, со значением проявления чувств Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора Зима еще хлопочет И на весну ворчит, Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит Взбесилась ведьма злая И,снегу захватя Пустила убегая В прекрасное дитя. . Какие глаголы выписали и почему? Какой литературный прием использован в этом стихотворении? 3-яя группа. Прочитайте текст «Лесной оркестр» и выпишите глаголы, передающие звуки леса. Лесной оркестр. В мае весело поют лесные жители .Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Барабанят дятлы, свистят иволги. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы .Урчат и квакают лягушки. Какие глаголы выписали и почему? Какой сделали вывод? Сделайте вывод из этого упражнения: Какие значения имеют глаголы? Что можно выразить при помощи глагола? Какой делают нашу речь глаголы? 1 группа делает- фонетический разбор (весна) 2 группа- морфологический разбор (шумит) 3 группа- синтаксический разбор. (1-го предложения) Проверка перекрестно. | В группах отвечают на поставленные вопросы. Делают вывод о роли глаголов в речи. Самооценка деятельности. На доске появдяется вывод: (выберите нужное определение) Глагол Имеет значение движения , Проявления чувств Звучания Вывод: Глагол Имеет движения ,речи Звучания и проявления чувств С помощью глагола можно выразить и показать красоту окружающего мира. Глаголы делают нашу речь точной и выразительной. 1. Весна – 2 слога В –(в) согласный, звонкий, мягкий, парный Е-(и) гласный, безударный С- (с) согласный, глухой, твердый, парный Н-(н) согласный, звонкий, твердый, непарный А-(а) гласный,ударный ___________ 5 букв, 5 звуков I. Шумит- глагол, звучание II. Н.ф- что делать Шуметь, в наст.времени, в 3 лице, в ед.числе. III.Сказуемое. 3.В мае весело поют лесные жители. ( повест, невосклиц ,простое, распространенное) |
7. Работа по учебнику. | Упр. 140, стр. 68 Прочитайте задание. Распределите по значению 1 группа называет глаголы со значением движения и речи. 2 группа называет глаголы со значением звучания и труда. 3 группа называет глаголы со значение мысли и проявления чувств. - Выполните письменные задания к упражнению. - Назовите глаголы, которые вы выписали. Какие грамматические признаки глагола мы знаем .Как изменяется глагол? Вызываю к доске ( 1 ученика) Молодцы ,ребята все справились с заданием. Мы убедились, в том ,что глагол самая живая часть речи и может иметь разные значения. Резерв № 141 | Записывают глаголы со значением движения: Бежать, идти, ехать ,летать. Измените глагол думать по времени и запишите в тетрадь. Оценивают свою работу.( показывают + или -) |
8. Подведение итогов урока. | Домашнее задание. Объявляет оценки. Выберите 1 предложение. 1.Было легко и интересно.( зеленый сигнал) 2.Было трудно (красный) 3.Было не все понятно ( желтый) Прокомментировать. Молодцы и мне было легко и интересно . | Высказывают своё мнение, оценивают свою работу, записывают домашнее задание (упр. 141, стр. 69) |