Просмотр содержимого документа
«Роль и место раздела «Вязание крючком» в технологическом образовании школьников.»
Роль и место раздела «Вязание крючком» в технологическом образовании школьников.
Цель изучения этого раздела – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции школьного музея декоративно-прикладного искусства и др.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.
С учетом формирования политехнических знаний при выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественная обработка материалов требует серьезных политехнических знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников политехнические знания, умения и навыки, эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием, ценить красоту
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки древесины или металла.
Программа занятий выбирается учителем в соответствии со своими возможностями материальным обеспечением учебного процесса и интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
- возможности техники вязания крючком, материалы и инструменты;
- свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей;
- правила подбора крючков для вязания;
- условные обозначения, применяемые при вязании крючком;
- технологию вязания крючком;
- способы ремонта вязаных изделий.
Учащиеся должны уметь:
- подбирать крючок в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора;
- выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначении;
- вязать простые изделия крючком;
- сочетать знания, полученные в ходе занятий, с профессиональными умениями и навыками;
- производить ремонт вязаных изделий.