Роль и некоторые способы словообразования при изучении
английского языка.
Овладение английским языком предполагает кроме запоминаний большого количества отдельных слов также знание и понимание словообразовательных механизмов данного языка.
Актуальность данной работы обусловлена с одним из путей решения проблемы расширения потенциального словаря обучающегося. Слова могут быть простыми, сложными и производными.
Простое слово состоит из корня, к которому могут присоединяться окончания.
Сложное слово – это слово, образованное в результате сложения двух или более слов. Производное слово – это слово, которое было образовано с помощью того или иного способа от другого слова.
Цели: изучение словообразования развивает у обучающихся лингвистическую догадку, расширяет у них потенциальный запас слов, помогает овладению навыками беспереводного чтения.
Выводы: словообразовательный материал вводится для того, чтобы обучающийся, встретив в тексте производное слово и не зная его значения, мог расшифровать его смысл с помощью известных ему значений основы и аффиксов. Обучающийся должен научиться не только образовывать новое слово от данной основы, но и вычленять словообразующие основы и объяснить механизм образования новых слов. Зная значение суффикса, обучающийся, если встретит в тексте незнакомое слово с этим суффиксом, может легко определить, что оно значит. В работе по обучению системе словообразования необходимо учитывать следующие моменты:
- начинать работу постепенно
- приурочивать к изучению той или иной темы
- проводить работу на лексическом материале тех учебников, которыми пользуется обучающийся
В английском языке существуют следующие продуктивные способы словообразования: суффиксация, префиксация, парасинтез (одновременное присоединение префикса и суффикса), обратное словообразование, конверсия, словосложение и лексикализация, аббревиация (сокращение).
Эти способы образования новых слов преследуют несколько целей:
- практическое употребление механизмов словообразования;
- умение вычленять словообразующую основу и суффикс (префикс);
- умение образовывать новые слова при помощи известных суффиксов (префиксов);
- объяснить значение производного слова.
Одним из основных способов словообразования является создание слов с помощью присоединения суффикса.
Суффикс – это словообразующая частица, стоящая в конце исходного слова. Суффиксы могут прибавляться как и простым словам, так и производным. Они могут присоединяться к существительным, прилагательным и глаголам, образуя при этом новые слова с одной и той же ними или другой грамматической категории:
Noun suffixes/ Суффиксы существительных
Suffix example
-ing - build – строить, building – здание
-er - bake – печь, baker – пекарь
-er -read – читать, reader – читатель
-ence -different – другой, difference – различие
-hood - child – ребенок, childhood - детство
-ian - music – музыка, musician – музыкант
-ist - physics – физика, physicist – физик
-ment - develop – развивать, development – развитие
-ness - full – полный, fullness – полнота
-ship - friend – друг, friendship – дружба
-ure - press – давить, pressure – давление
Суффиксы прилагательных:
-able change – менять, changable – изменчивый
- al music – музыка, musical - музыкальный
-en wood – лес, wooden – деревянный
-ful success – успех, successful - успешный
-ible terror – террор, terrible – ужасный
-ic hero – герой, heroic – героический
-ish child – ребенок, childish – детский
-less harm – вред, harmless – безвредный
- y cloud – облако, cloudy – облачный
Суффиксы наречии:
-ly happy – счастливый, happily – счастливо
-ward(s) back – задний, backward – назад
Суффиксы глаголов:
-en ripe – спелый, ripen – созревать
-ify simple – простой, simplify – упрощать
-ize symbol – символ, symbolize – символизировать
Prefixes/префиксы
Prefix meaning example
значение пример
arch главный, старший archbishop – (архи)еписоп
co вместе, с-(со-) со-exits-сосуществовать
contra против contradict – противоречить
dis отсутствие чего то,не- disorder – беспорядок
ex бывший exminister – бывший министр
mis неправильный misunderstanding – непонимание
mistake – ошибка
misuse – неправ.употребление
non не nonexistent несуществующий
pre пред-, до- prewar – довоенный
re снова recapture - взять обратно
пере reread – перечитать
sub под subway – подземка
submarine – подводная лодка
un не- unimportant – неважный
uni один,единый uniform – униформа,(единая для всех)
unique – уникальный, (единственный)
vice заместитель vice- president, вице- президент
viceroy – вице- король
in не indirect – косвенный
il не illogical - нелогичный
ir не irregular – нерегулярный
im не impossible - невозможный
Verb prefixes
Over пере overwork – перетрудиться
Under недо- underplay – низко оплачивать
Словосложение – это образование нового слова из двух или более слов. В русском языке при соединении двух или более слов в одно используется соединительная гласная о или е (водопровод, пылесос, толстостенный). В английском языке два слова соединяются друг с другом непосредственно, причем ударение обычно падает на первое слово, например:
Handbook – hand(рука)+book(книга)= справочник
Примечание: сложные слова обычно пишутся слитно, но иногда через дефис, например water(вода)+way(путь)=waterway (водный путь).
Конверсия – это такой способ образования новых слов, по которому от одной части речи образуется другая без каких – либо изменений во внешней форме слова. Наиболее распространенной моделью конверсии является: существительноеглагол. Мы уже знакомы с таким явлением, например:
A test – испытание to test – испытывать
При конверсии двух- и многосложных существительных, имеющих ударение на первом или втором слоге, в глаголах ударение переносится на последний слог, например:
E͗xport – экспорт, to ex͗port – экспортировать
Распространенным случаем конверсии является переход прилагательного в существительное (без смещения ударения), например:
International международный, the international – интернационал
Использованная литература:
-
Журналы «Иностранные языки в школе»
-
Цыбова И.А. определите значения слова.-Международные отношения
-
Учебник «счастливый английский», Т.Б. Клеменьтьева, Д.Шэннон.
-
Словари