СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль и значение физической культуры в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении здоровья»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Роль и значение физической культуры в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении здоровья» - выступление на педагогическом совете

Просмотр содержимого документа
««Роль и значение физической культуры в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении здоровья»»

«Роль и значение физической культуры в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении здоровья»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым» 
Жан Жак Руссо
 

С давних времен проблема сохранения здоровья человека была одной из важнейших и уже в глубокой древности к физической культуре относились как к составляющей здоровья.

В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире.

Особенно остро стоит вопрос укрепления здоровья и улучшения показателей физической подготовки у подрастающего поколения. С каждым годом, согласно официальной статистике, возрастает число молодых людей, подверженных вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, наркозависимость, т. п.). Здоровый образ жизни несовместим с подобного рода явлениями, ведущими к постепенной деградации общества. Главным и обязательным компонентом ЗОЖ является систематическое получение человеком физических нагрузок, в первую очередь, благодаря занятиям физической культурой и спортом.

Здоровый образ жизни человека является основой его хорошего самочувствия, умственного и физического здоровья. Формировать его нужно еще со школьной скамьи, так как именно в это время у человека возникает определенный образ жизни, который впоследствии уже очень сложно изменить. Важно соблюсти четыре критерия. Школьники должны правильно питаться, проявлять физическую активность, соблюдать режим дня и отказаться от вредных привычек. Следуя этим рекомендациям, можно сохранять отличное самочувствие долгие годы. Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в гимназии на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания гимназистов:

- учебные занятия являются основной формой физического воспитания и могут оказывать непосредственное влияние на процесс формирования основ здорового образа жизни гимназистов;

- физическое воспитание обучающихся начальной школы осуществляется также на занятиях внеурочной деятельности (1-4 классы - «Хореография» ,учитель Шевченко О.А., Дорофеева Д.А.; 1-А,4-А классы – «Подвижные игры», учитель Захарова Л.В., Никульникова С.Н.; 2-Б, 3-А классы – «Планета здоровья», учитель Стельмах Т.И., Титаренко Т.А.);

- занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся. На базе гимназии функционируют спортивные секции для обучающихся 5-11 классов: «Баскетбол» - 5-6 классы, «Пионербол» - 7-8 классы, «Волейбол» 9-11 классы - руководитель Погольский С. А., для 1-4, 5-9,11 классов свою работу проводит Дорофеева Д.А. – кружок «Современный танец» (младшая, средняя, старшая группы). Среди обучающихся гимназии 26 детей занимаются в подготовительной медицинской группе, 1 ребенок в специальной медицинской подгруппе «А» (оздоровительная), 7 человек в специальной медицинской подгруппе «Б» (реабилитационная), у 2 полное освобождение, остальные занимаются в основной группе на уроках физической культуры.

- физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха гимназистов, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни, работа группы продленного дня построена согласно методическим рекомендациям, в плане работы группы одним из направлений является физкультурно-оздоровительная и экскурсионно-туристическая работа, кроме этого в режиме работы прослеживаются прогулка, подвижные игры на открытом воздухе, спортивный час, самоподготовка с физкультминутками;

- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение гимназистов к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с родителями и медицинской сестрой гимназии. Данный процесс должен носить систематический характер. Только тогда он дает положительный результат.

Важнейшая, уникальная особенность учебного предмета «Физическая культура» состоит не в процедурах двигательного натаскивания, а в имеющемся у него потенциале для формирования особенных компетенций, специальных знаний, практико-методических умений, способов познания собственного организма и целесообразного воздействия на его функции. Всё это может быть реализовано только в процессе полноценного преподавания данного учебного предмета в качестве общеобразовательной дисциплины.

Готовность педагогических кадров к инновационной деятельности в профессиональной сфере, базирующаяся на компетенциях инновационной деятельности и практическом опыте знакомства с различными вариантами её осуществления, выступает сегодня главным критерием оценки деятельности учителя. Инновационная готовность учителя физической культуры выражается через отношение педагога к нововведениям, целям физической культуры, обучающемуся как субъекту деятельности и собственной учебной деятельности. Установлено, что основными компонентами готовности к инновационной деятельности учителей по физической культуре являются устойчивая мотивация к инновационной деятельности; нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач. Компонентами готовности к инновационной деятельности являются уровень развития знаний, навыков и умений по проведению занятий по физической культуре; уверенность в своих силах и способностях; творческое мышление; сообразительность при решении профессиональных задач.

Задачи, реализуемые на уроках физической культуры таковы:

- развивать познавательный интерес к процессам, происходящим в организме занимающихся при физической нагрузке;

-создавать ситуации успеха, стимулировать желание заниматься самостоятельно;

-воспитывать у обучающихся положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной деятельности;

-ориентировать обучающихся на здоровьеформирование и здоровьесбережение.

Здоровьесберегающие технологии это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, не только оберегающие здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья, умению молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Формирование культуры здоровья, устойчивых навыков здорового образа жизни предполагает:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса;

- формирование у обучающихся и работников стремления к укреплению своего здоровья;

- формирование навыков здорового образа жизни.

Создание системы охраны здоровья и воспитания здорового образа жизни обучающихся осуществляется по пяти взаимосвязанным направлениям :

- анализ состояния здоровья учащихся, мониторинг уровня сформированности навыков здорового образа жизни;

- формирование знаний о здоровье и принципах здорового образа жизни;

- внедрение здоровьесберегающих технологий;

- организация оздоровительной работы в гимназии ( за январь- ноябрь 2019 года в пришкольном лагере «Солнышко» оздоровился 31 гимназист, в лагере при ЦВР «Синяя птица» оздоровился 21 ребенок, в лагере при ДЮСШ – 11человек; льготное оздоровление на территории Луганской Народной Республики получили 2 человека, на территории Российской Федерации – 20 человек);

- развитие физкультуры и спорта;

- создание в гимназии здоровьесберегающей среды.

Поэтому образовательный процесс в целом, все педагогические концепции, методики, технологии должны иметь здоровьесберегающий характер.

Важнейшими требованиями к организации образовательного процесса, сохраняющего здоровье и способствующего нормальному развитию детей, являются:

контроль за состоянием здоровья и особенностями развития ребенка как показателями уровня функционального благополучия;

соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным функциональным возможностям организма гимназиста;

рациональный режим труда и отдыха с достаточным пребыванием на свежем воздухе;
соответствие условий среды, в которой осуществляется учебный процесс (микроклимат, уровень освещения, школьное оборудование), гигиеническим нормативам и требованиям;
учет особенностей адаптации детей к условиям обучения;
повышение двигательной активности обучающихся;
создание благоприятной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона в течение учебного процесса.

В гимназии создана система работы по укреплению и сохранению здоровья обучающихся, в которую вовлечены классные руководители, учитель физкультуры, руководители кружков, воспитатель группы продленного дня, социально-психологическая служба, медицинский работник, работники столовой.

Компоненты системы воспитания, направленной на сохранение и развитие здоровья обучающегося :

Нравственное здоровье:

- Отказ от наркотиков

- Отказ от курения

- Отказ от алкоголя

- Профилактика ВИЧ/ СПИД

Социальное здоровье

- Знание и убежденность в здоровом образе жизни

- Благоприятная среда гимназии

- Социальная среда

- Экологическое воспитание

- Поддержка семейного воспитания

-Профилактика психо-эмоционального напряжения

Физическое здоровье

- Режим труда и отдыха

- Гигиенический режим

- Здоровое, рациональное питание

- Двигательный режим, физическая культура и спорт

Психическое здоровье

-Профилактика стрессовых расстройств у обучающихся.

-Профилактика суицидального поведения обучающихся.

-Обеспечение преемственности психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования.

С целью формирования основ здорового образа гимназиста проводятся следущие оздоровительные мероприятия:

- Соблюдение санитарно-гигиенических норм содержания детей в образовательном учреждении, а также соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, влажная уборка, режим проветривания.

- Своевременное прохождение обучающимися медицинских осмотров с оценкой состояния их здоровья, физического развития.

- Информационно- методическое обеспечение.

- Изучение уровня здоровья обучающихся.

- Изучение опыта и новейших методик оздоровления в условиях образовательного учреждения.

- Формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

- Анкетирование «Гимназия и твое здоровье».

- Инструктаж по технике безопасности в 1-11 классах.

- Подготовка цикла бесед по профилактике сезонных заболеваний.

- Оздоровительные мероприятия с целью снижения острой заболеваемости, в том числе ОРВИ и гриппа:

Прогулки на свежем воздухе;

Включение в рацион питания соков, фруктов;

Проведение динамических пауз

Проведение «Дней здоровья».

Проведение плановых медико-профилактических прививок и мероприятий.

В гимназии имеется оборудованная столовая . Во время учебного процесса организовано бесплатное горячее питание для обучающихся 1-4 классов и льготной категории детей – завтрак, для воспитанников группы продленного дня и детей-инвалидов обед, также для обучающихся 5-11 классов организовано латное горячее питание.

Применение здоровьесберегающих технологий обучения на уроках начинается с начальных классов, где используются упражнения для коррекции зрения, разгрузки позвоночника, упорядочения дыхания. В старших классах для активизации работы головного мозга, снятия напряжения и утомляемости также используется комплекс физических упражнений.

Обучающимся, начиная с первого класса, прививаются навыки личной гигиены и гигиены занятий физическими упражнениями.

В соответствии с современными требованиями были пересмотрены и скорректированы цели, задачи, содержание, организационно-методические подходы к физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме дня ученика, а именно: физкультминуток, играм на переменах, спортивному часу в группе продленного дня, прогулкам, экскурсиям.

В системе научно-методического обеспечения образовательного процесса функционирует социально-психологическая служба, которая решает проблемы диагностики уровня психологического развития гимназистов, выявляет интересы, потребности, трудности, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им помощь и поддержку.

Так целью деятельности практического психолога в 2018-2019 учебном году было психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе обучения: создание условий для полноценного развития личности гимназиста, сохранения их психологического здоровья, успешного обучения и воспитания; развитие эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной сфер личности ребенка. Одной из задач которого была популяризация здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и зависимостей.

Для решения которой использовались различные формы и методы работы:

- индивидуальные беседы и консультации;

- групповые консультации;

- посещение классных часов;

- проведение часов психолога;

- оформление информационных стендов.

Ежегодно проводится оценка состояния здоровья обучающихся , изучается документация: медицинские карты, классные журналы.

Физкультурно-оздоровительная работа направлена на сохранение здоровья обучающихся, их полноценного физического и психологического развития. Деятельность учителя основана на формировании у обучающихся мотивации к занятиям, при этом учитываются их возрастные особенности. Воспитывается устойчивый интерес к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Учителями физической культуры были разработаны и внедрены в процесс обучения разнообразные формы физической культуры и спорта, в числе которых - как традиционные (уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, самостоятельное выполнение физических упражнений, занятия в кружках во внеурочное время), так и нетрадиционные (физкультурные и спортивные праздники «День здоровья», «День Туризма»,«Веселые старты», «А ну-ка, парни!», «Папа, мама, я – спортивная семья!», игровая программа «Путешествие на зелёный свет»,игровая программа «Перекресток», конкурс «Я за здоровый образ жизни»,фотоконкурс «В имидже- главное здоровье»,Всемирный день борьбы со СПИДом (классные часы, конкурс рисунков),конкурсная игра «Юные инспектора движения», викторина «Я и зимняя дорога», спортивные соревнования «Рыцарский турнир», Смотр строевой песни, военно-спортивная игра «Зарница».

Были проведены соревнования :

Кубок осени по футболу «Мы за здоровое будущее»;

Соревнования по мини-футболу среди обучающихся 5-6 классов;

Первенство гимназии по пионерболу(среди обучающихся 7-8 классов .

Такие мероприятия играют большую роль в улучшении физиче­ской подготовки обучающихся, учат действиям в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Стали традицией и смотром здоровья организация и проведение соревнований, спортивных праздников. Систематически проводятся мероприятия, на которых пропагандируется здоровый образ жизни. В гимназии имеется 2 спортивных зала. Оформление залов удобно для подготовки и успешного решения образовательных и воспитательных задач урока. Привлекательная окраска спортивного зала, спортивный инвентарь, разметки на полу для построений – все это сделано точно, красиво, рационально.

Учитель физической культуры, классные руководители проводят беседы с родителями о значении физической культуры для детей школьного возраста, о цели и содержании физической культуры, о здоровом образе жизни об оказании первой медицинской помощи .

Проводятся классные часы, посвященные сохранению здоровья и укреплению иммунитета, безопасности дорожного движения, правилам поведения на улице, тематические беседы, лекции, конкурсы рисунков, различные акции, встречи с медицинскими работниками.

Совместная работа с органами здравоохранения посвящена профилактике токсикомании, наркомании, курения и употребления алкоголя.
Физическая культура и здоровый образ жизни пропагандируется через беседы, библиотечные уроки , уроки окружающего мира, биологии, географии, ОБЖ, физической культуры.

Систематически вопросы здорового образа жизни гимназиста рассматриваются на родительских собраниях.

Работа по формированию основ здорового образа гимназиста ведется целенаправленно и систематически.

Педагогический коллектив считает, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье обучающегося - значит не принуждать его к за­нятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов .

Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека.