«Роль и значение физической культуры в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении здоровья»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
С давних времен проблема сохранения здоровья человека была одной из важнейших и уже в глубокой древности к физической культуре относились как к составляющей здоровья.
В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире.
Особенно остро стоит вопрос укрепления здоровья и улучшения показателей физической подготовки у подрастающего поколения. С каждым годом, согласно официальной статистике, возрастает число молодых людей, подверженных вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, наркозависимость, т. п.). Здоровый образ жизни несовместим с подобного рода явлениями, ведущими к постепенной деградации общества. Главным и обязательным компонентом ЗОЖ является систематическое получение человеком физических нагрузок, в первую очередь, благодаря занятиям физической культурой и спортом.
Здоровый образ жизни человека является основой его хорошего самочувствия, умственного и физического здоровья. Формировать его нужно еще со школьной скамьи, так как именно в это время у человека возникает определенный образ жизни, который впоследствии уже очень сложно изменить. Важно соблюсти четыре критерия. Школьники должны правильно питаться, проявлять физическую активность, соблюдать режим дня и отказаться от вредных привычек. Следуя этим рекомендациям, можно сохранять отличное самочувствие долгие годы. Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в гимназии на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания гимназистов:
- учебные занятия являются основной формой физического воспитания и могут оказывать непосредственное влияние на процесс формирования основ здорового образа жизни гимназистов;
- физическое воспитание обучающихся начальной школы осуществляется также на занятиях внеурочной деятельности (1-4 классы - «Хореография» ,учитель Шевченко О.А., Дорофеева Д.А.; 1-А,4-А классы – «Подвижные игры», учитель Захарова Л.В., Никульникова С.Н.; 2-Б, 3-А классы – «Планета здоровья», учитель Стельмах Т.И., Титаренко Т.А.);
- занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся. На базе гимназии функционируют спортивные секции для обучающихся 5-11 классов: «Баскетбол» - 5-6 классы, «Пионербол» - 7-8 классы, «Волейбол» 9-11 классы - руководитель Погольский С. А., для 1-4, 5-9,11 классов свою работу проводит Дорофеева Д.А. – кружок «Современный танец» (младшая, средняя, старшая группы). Среди обучающихся гимназии 26 детей занимаются в подготовительной медицинской группе, 1 ребенок в специальной медицинской подгруппе «А» (оздоровительная), 7 человек в специальной медицинской подгруппе «Б» (реабилитационная), у 2 полное освобождение, остальные занимаются в основной группе на уроках физической культуры.
- физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха гимназистов, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни, работа группы продленного дня построена согласно методическим рекомендациям, в плане работы группы одним из направлений является физкультурно-оздоровительная и экскурсионно-туристическая работа, кроме этого в режиме работы прослеживаются прогулка, подвижные игры на открытом воздухе, спортивный час, самоподготовка с физкультминутками;
- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение гимназистов к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с родителями и медицинской сестрой гимназии. Данный процесс должен носить систематический характер. Только тогда он дает положительный результат.
Важнейшая, уникальная особенность учебного предмета «Физическая культура» состоит не в процедурах двигательного натаскивания, а в имеющемся у него потенциале для формирования особенных компетенций, специальных знаний, практико-методических умений, способов познания собственного организма и целесообразного воздействия на его функции. Всё это может быть реализовано только в процессе полноценного преподавания данного учебного предмета в качестве общеобразовательной дисциплины.
Готовность педагогических кадров к инновационной деятельности в профессиональной сфере, базирующаяся на компетенциях инновационной деятельности и практическом опыте знакомства с различными вариантами её осуществления, выступает сегодня главным критерием оценки деятельности учителя. Инновационная готовность учителя физической культуры выражается через отношение педагога к нововведениям, целям физической культуры, обучающемуся как субъекту деятельности и собственной учебной деятельности. Установлено, что основными компонентами готовности к инновационной деятельности учителей по физической культуре являются устойчивая мотивация к инновационной деятельности; нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач. Компонентами готовности к инновационной деятельности являются уровень развития знаний, навыков и умений по проведению занятий по физической культуре; уверенность в своих силах и способностях; творческое мышление; сообразительность при решении профессиональных задач.
Задачи, реализуемые на уроках физической культуры таковы:
- развивать познавательный интерес к процессам, происходящим в организме занимающихся при физической нагрузке;
-создавать ситуации успеха, стимулировать желание заниматься самостоятельно;
-воспитывать у обучающихся положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной деятельности;
-ориентировать обучающихся на здоровьеформирование и здоровьесбережение.
Здоровьесберегающие технологии это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, не только оберегающие здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья, умению молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Формирование культуры здоровья, устойчивых навыков здорового образа жизни предполагает:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса;
- формирование у обучающихся и работников стремления к укреплению своего здоровья;
- формирование навыков здорового образа жизни.
Создание системы охраны здоровья и воспитания здорового образа жизни обучающихся осуществляется по пяти взаимосвязанным направлениям :
- анализ состояния здоровья учащихся, мониторинг уровня сформированности навыков здорового образа жизни;
- формирование знаний о здоровье и принципах здорового образа жизни;
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- организация оздоровительной работы в гимназии ( за январь- ноябрь 2019 года в пришкольном лагере «Солнышко» оздоровился 31 гимназист, в лагере при ЦВР «Синяя птица» оздоровился 21 ребенок, в лагере при ДЮСШ – 11человек; льготное оздоровление на территории Луганской Народной Республики получили 2 человека, на территории Российской Федерации – 20 человек);
- развитие физкультуры и спорта;
- создание в гимназии здоровьесберегающей среды.
Поэтому образовательный процесс в целом, все педагогические концепции, методики, технологии должны иметь здоровьесберегающий характер.
Важнейшими требованиями к организации образовательного процесса, сохраняющего здоровье и способствующего нормальному развитию детей, являются:
контроль за состоянием здоровья и особенностями развития ребенка как показателями уровня функционального благополучия;
соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным функциональным возможностям организма гимназиста;
рациональный режим труда и отдыха с достаточным пребыванием на свежем воздухе;
соответствие условий среды, в которой осуществляется учебный процесс (микроклимат, уровень освещения, школьное оборудование), гигиеническим нормативам и требованиям;
учет особенностей адаптации детей к условиям обучения;
повышение двигательной активности обучающихся;
создание благоприятной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона в течение учебного процесса.
В гимназии создана система работы по укреплению и сохранению здоровья обучающихся, в которую вовлечены классные руководители, учитель физкультуры, руководители кружков, воспитатель группы продленного дня, социально-психологическая служба, медицинский работник, работники столовой.
Компоненты системы воспитания, направленной на сохранение и развитие здоровья обучающегося :
Нравственное здоровье:
- Отказ от наркотиков
- Отказ от курения
- Отказ от алкоголя
- Профилактика ВИЧ/ СПИД
Социальное здоровье
- Знание и убежденность в здоровом образе жизни
- Благоприятная среда гимназии
- Социальная среда
- Экологическое воспитание
- Поддержка семейного воспитания
-Профилактика психо-эмоционального напряжения
Физическое здоровье
- Режим труда и отдыха
- Гигиенический режим
- Здоровое, рациональное питание
- Двигательный режим, физическая культура и спорт
Психическое здоровье
-Профилактика стрессовых расстройств у обучающихся.
-Профилактика суицидального поведения обучающихся.
-Обеспечение преемственности психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования.
С целью формирования основ здорового образа гимназиста проводятся следущие оздоровительные мероприятия:
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм содержания детей в образовательном учреждении, а также соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, влажная уборка, режим проветривания.
- Своевременное прохождение обучающимися медицинских осмотров с оценкой состояния их здоровья, физического развития.
- Информационно- методическое обеспечение.
- Изучение уровня здоровья обучающихся.
- Изучение опыта и новейших методик оздоровления в условиях образовательного учреждения.
- Формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
- Анкетирование «Гимназия и твое здоровье».
- Инструктаж по технике безопасности в 1-11 классах.
- Подготовка цикла бесед по профилактике сезонных заболеваний.
- Оздоровительные мероприятия с целью снижения острой заболеваемости, в том числе ОРВИ и гриппа:
Прогулки на свежем воздухе;
Включение в рацион питания соков, фруктов;
Проведение динамических пауз
Проведение «Дней здоровья».
Проведение плановых медико-профилактических прививок и мероприятий.
В гимназии имеется оборудованная столовая . Во время учебного процесса организовано бесплатное горячее питание для обучающихся 1-4 классов и льготной категории детей – завтрак, для воспитанников группы продленного дня и детей-инвалидов обед, также для обучающихся 5-11 классов организовано латное горячее питание.
Применение здоровьесберегающих технологий обучения на уроках начинается с начальных классов, где используются упражнения для коррекции зрения, разгрузки позвоночника, упорядочения дыхания. В старших классах для активизации работы головного мозга, снятия напряжения и утомляемости также используется комплекс физических упражнений.
Обучающимся, начиная с первого класса, прививаются навыки личной гигиены и гигиены занятий физическими упражнениями.
В соответствии с современными требованиями были пересмотрены и скорректированы цели, задачи, содержание, организационно-методические подходы к физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме дня ученика, а именно: физкультминуток, играм на переменах, спортивному часу в группе продленного дня, прогулкам, экскурсиям.
В системе научно-методического обеспечения образовательного процесса функционирует социально-психологическая служба, которая решает проблемы диагностики уровня психологического развития гимназистов, выявляет интересы, потребности, трудности, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им помощь и поддержку.
Так целью деятельности практического психолога в 2018-2019 учебном году было психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе обучения: создание условий для полноценного развития личности гимназиста, сохранения их психологического здоровья, успешного обучения и воспитания; развитие эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной сфер личности ребенка. Одной из задач которого была популяризация здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и зависимостей.
Для решения которой использовались различные формы и методы работы:
- индивидуальные беседы и консультации;
- групповые консультации;
- посещение классных часов;
- проведение часов психолога;
- оформление информационных стендов.
Ежегодно проводится оценка состояния здоровья обучающихся , изучается документация: медицинские карты, классные журналы.
Физкультурно-оздоровительная работа направлена на сохранение здоровья обучающихся, их полноценного физического и психологического развития. Деятельность учителя основана на формировании у обучающихся мотивации к занятиям, при этом учитываются их возрастные особенности. Воспитывается устойчивый интерес к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Учителями физической культуры были разработаны и внедрены в процесс обучения разнообразные формы физической культуры и спорта, в числе которых - как традиционные (уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, самостоятельное выполнение физических упражнений, занятия в кружках во внеурочное время), так и нетрадиционные (физкультурные и спортивные праздники «День здоровья», «День Туризма»,«Веселые старты», «А ну-ка, парни!», «Папа, мама, я – спортивная семья!», игровая программа «Путешествие на зелёный свет»,игровая программа «Перекресток», конкурс «Я за здоровый образ жизни»,фотоконкурс «В имидже- главное здоровье»,Всемирный день борьбы со СПИДом (классные часы, конкурс рисунков),конкурсная игра «Юные инспектора движения», викторина «Я и зимняя дорога», спортивные соревнования «Рыцарский турнир», Смотр строевой песни, военно-спортивная игра «Зарница».
Были проведены соревнования :
Кубок осени по футболу «Мы за здоровое будущее»;
Соревнования по мини-футболу среди обучающихся 5-6 классов;
Первенство гимназии по пионерболу(среди обучающихся 7-8 классов .
Такие мероприятия играют большую роль в улучшении физической подготовки обучающихся, учат действиям в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Стали традицией и смотром здоровья организация и проведение соревнований, спортивных праздников. Систематически проводятся мероприятия, на которых пропагандируется здоровый образ жизни. В гимназии имеется 2 спортивных зала. Оформление залов удобно для подготовки и успешного решения образовательных и воспитательных задач урока. Привлекательная окраска спортивного зала, спортивный инвентарь, разметки на полу для построений – все это сделано точно, красиво, рационально.
Учитель физической культуры, классные руководители проводят беседы с родителями о значении физической культуры для детей школьного возраста, о цели и содержании физической культуры, о здоровом образе жизни об оказании первой медицинской помощи .
Проводятся классные часы, посвященные сохранению здоровья и укреплению иммунитета, безопасности дорожного движения, правилам поведения на улице, тематические беседы, лекции, конкурсы рисунков, различные акции, встречи с медицинскими работниками.
Совместная работа с органами здравоохранения посвящена профилактике токсикомании, наркомании, курения и употребления алкоголя.
Физическая культура и здоровый образ жизни пропагандируется через беседы, библиотечные уроки , уроки окружающего мира, биологии, географии, ОБЖ, физической культуры.
Систематически вопросы здорового образа жизни гимназиста рассматриваются на родительских собраниях.
Работа по формированию основ здорового образа гимназиста ведется целенаправленно и систематически.
Педагогический коллектив считает, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье обучающегося - значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов .
Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека.