Роль и значение хорового пения в общеобразовательной школе.
Определение важности музыкального развития детей, формировании их основ музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, М.Г. Рыцарева, Б.М. Теплов, Т.В. Челышева, В.Н. Шацкая и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались О. Апраксина, Л.Г. Дмитриева, А.Ф. Любова, Л.В. Моисеева, Н.М. Черноиваненко.
Хоровое пение – уникальных как исполнительских, так и образовательных. Оно было, есть и неотъемлемой частью отечественной и культуры, незаменимым, проверенным фактором формирования духовного, потенциала общества.
Пение является одним из самых активных, доступных и распространенных видов музицирования, при котором возникает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Пение детей в хоре в основном формирует у них музыкальную культуру.
В процессе вокально-хоровой работы все музыкальные способности ребят развиваются более продуктивно, в отличие от слушания музыки. При проведении работы над произведением ошибки и неточности корректируются при появлении, влияя на общую точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка и выразительности исполнения. Самой важной задачей учителя при работе с хором в разучивании хорового произведения является донести учащимся характер музыкального образа, средств музыкальной выразительности изучаемого произведения.
Коллективная форма хорового пения младшими школьниками делает его ценным средством формирования основ музыкальной культуры. Этому уделял внимание известный педагог – К.Д. Ушинский. В отношении хорового пения его мнение было тонким и содержательным. Он считал, что хоровое пение – это могучее средство, оживляющее человека, располагающее певцов к дружному и хорошему делу.
Свое мнение также высказывал Д.Б. Кабалевский, утверждавший, что «…постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление» .
Развитие певческих навыков не происходит стихийно, оно подчиняется общим закономерностям.
Развитие певческих навыки проходит в три основных этапа. Мы разберем лишь на первый.
Развитие певческих в школе при уроке в проходит только этап — действиями, — состоит из трех периодов:
первый – элементарными действиями;
второй – укрепление и действий;
третий – действий.
Основные певческие в их использования при разучивании протяжных, песен в одни и те же периоды, хотя и различные по для группы учащихся. развития певческих во зависит от особенностей детей, от певческой подготовки, с они в школу, что на длительность формирования, на становления и на результатов обучения.
Учителя музыки часто работают над развитием певческих навыков у школьников непоследовательно, не уделяют должного внимания их комплексному формированию на научной основе. Певческие навыки развиваются в зависимости друг от друга: внутренний слух – от слуха звуковысотного или тембрового, памяти и ритма, эмоциональность исполнения — от восприятия и т. д
Сложность развития певческих навыков у младших школьников заключается в том, что они еще не умеют комплексно анализировать, не обладают способностью переносить достигнутые результаты с одного задания на другое более сложное, не сразу находят связь между отдельными навыками.
Поскольку певческие начинают (в системе) на же уроках, сразу детей с пения и верно следовать им.
Самым длительно навыком дыхание – необходимый и сложный. ученики шумно, судорожно, поднимая при вдохе. на то, что является едва ли не главным навыком, часто внимание на нем не следует, что с развитием комплекса навыков он тоже привьется. Из не делать вывод, что ученикам о дыхании не вообще. над дыханием не быть самоцелью. Важно, дети процесс дыхания, а это требует педагогического подхода. Простые дыхательные упражнения,которые будут активизировать дыхание должны присутсвовать на каждом занятии.Они не должны занимать много времени,но регулярность их выпонения должна быть обязательна.
Одним из сложных для школьников является интонирования. Она зависит причин и, прежде от между слуховым восприятием и работой аппарата. Если дети поют или даже относятся к «гудошникам», то с ними заниматься хотя бы один раз в неделю дополнительно, упражнения в зоне, прибавляя один-два звука. посадить учеников с интонирующими детьми, попросить их прислушиваться к соседа, который интонирует чисто. Важным в методике является учителя детей на осмысливание деятельности: они не петь, но и анализировать свое пение. При этом не процесс мышления, но и вырабатывается над дыханием, дикцией, звучанием, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Учитывая всё выше сказанноеважно особенно внимательно нужно отнестись к репертуару испоняемых песен. Репертуар нужно подбирать тщательно,с учётом особенностей развития детей и общим уровнем класса.
Лучшими произведениями рода народные с диапазоном и песни, нисходящее движение. Все это дает педагогу с большой для голоса применять их в работе.
Яркое образное песен активно и игры. Так, например, для напевности вовлечь в игру «Сидит ворон на дубу» пропевание которого способствует выработке унисонного звучания. «Песенка -лесенка»,пение по нотам в восходящем и нисходящем движении. «Едет,едет паровоз» -песня игра с движениями,что позволяет более полно раскрыть и придать свободу испонению.
Подобные упражнения большую каждому и благотворное влияние на звукообразования и звуковедения. Несомненно, что хорошая дикция и помогут и в наиболее качеством - широкой кантиленой. естественная наряду с произнесенным словом перед путь к выразительной, эмоциональной передаче чувств и переживаний, в песне.
Во время обучения дети знакомятся не только с лучшими образцами народного музыкального творчества, но и с лучшими образцами современной музыкальной культуры, духовной музыки, учатся исполнять и анализировать музыку. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
развитие творческого воображения, музыкальной памяти;
умственное и эмоциональное развитие ребенка;
воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке;
всестороннее развитие музыкального слуха - мелодического,
гармонического, ритмического, динамического, темпового;
развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса;
формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона;
формирование певческой артикуляции, развитие певческого дыхания.
Особое место уделяется концертной деятельности. Обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Также учащиеся выступают на районных, окружных и городских фестивалях и конкурсах. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, "легкая" музыка. Все это помогает юным вокалистам постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Занятие хора - комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов. При знакомстве с хоровым произведением необходимо учитывать исторический период (эпоху, стиль), в котором оно было написано. Это важно для интерпретации хорового произведения и ведет к формированию художественно-эстетического вкуса.
Активное и заинтересованное отношение учащихся к хоровой музыке всецело зависит от метода работы педагога. Главным требованием является любовь к детям, к профессии, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокий уровень общения и нравственности, профессиональное владение разнообразными методиками обучения детей. Конечно, все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются упорной работой над собой. Хоровые занятия - это взаимосвязь многих общеобразовательных дисциплин, истории, литературы, изобразительного искусства и т.д. Они создают условия для гармонического развития личности подростка.
Музыка - один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и властью над нами. Хоровое пение, как область музыки - искусство уникальных возможностей. Ведь хоровое пение это тяга к самовыражению души человека.