СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль игрового фольклора в развитии творческих способностей как условие субъектности учащихся

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлены формы и методы работы с детьми по развитию творческих способностей через фольклорные игры и праздники.

Просмотр содержимого документа
«Роль игрового фольклора в развитии творческих способностей как условие субъектности учащихся»

Пригородова Лариса Владимировна

Преподаватель фольклора

Коммунальное Государственное Казённое Предприятие

«Детская школа искусств акимата г. Усть-Каменогорска №15»

г. Усть-Каменогорск


РОЛЬ ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК УСЛОВИЕ СУБЪЕКТНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Аннотация:

Фольклорлық ойындар мен мерекелер арқылы шығармашылық қабілеттерін дамыту бойынша балалармен жұмыс жасау әдістемесі мен әдістемесі баланың педагогикалық процестің пәні ретінде әрекет ететін әдіснамалық дамуында ұсынылған.


В методической разработке представлены формы и методы работы с детьми по развитию творческих способностей через фольклорные игры и праздники, в основе которых ребенок выступает как субъект педагогического процесса.


Methods and methods of working with children on the development of creative abilities through folklore games and holidays are presented in the methodological development, in the basis of which the child acts as a subject of the pedagogical process.


Ключевые слова: субъектность, творчество, способность, игра, фольклор.


«…Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».

Вадим Шефнер


Преобразования, происходящие во всех сферах жизнедеятельности нашего общества – политике, науке, культуре, экономике, актуализировали проблемы понимания сущности и назначения человека. Социальные изменения, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к дополнительному образованию, которое переориентируется с исключительно образовательно-обучающих технологий на личностно-ориентированное обучение и воспитание, позволяющее воспитаннику в процессе обучения раскрыть свой потенциал, развиться как личность. В связи с этим особую актуальность приобретают задачи по формированию субъектности учащихся, потому как становление данного качества личности аккумулирует в себе способности к целеполаганию и рефлексии, ответственности, активности, свободе выбора.

Определяя патриотическое направление, выражающееся в любви к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям народа Казахстана, в 2017 год стартовала государственная программа «Рухани жаңғыру», одной из целей которой является возрождение интереса и уважения населения к традициям, истории и культуре своей земли. Для реализации данной государственной программы На протяжении многих лет на базе средней школы №32 успешно реализуется комплексная образовательная программа «Прялица», предполагающая изучение русского традиционного фольклора Восточно-Казахстанской области. Создан фольклорный класс-музей, где проходят занятия по русской культуре, через фольклорные игры дети познают традиции своего народа.

Оригинальность данной разработки состоит в том, что все новое - это хорошо забытое старое.

Основная цель: формирование субъектности личности учащихся через развитие творческих способностей с помощью народных игр, праздников.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить методический и экспедиционный материал по игровому фольклору;

- систематизировать материал для дальнейшего использования на практике;

- проводить фольклорные праздники (семейные вечерки) совместно с родителями.

Исследование субъектности личности приоритетно в науке. Понимание субъекта связывается отношением человека к себе как к деятелю, наделенным качеством быть самостоятельным, активным, способным, умелым в осуществлении особых человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего, предметно-практической деятельности.

И сегодня, где каждый день предлагаются новые компьютерные программы для детей, многие просто забыли о значении игрового фольклора в воспитании и развитии творческих способностей учащихся. А ребенок должен играть! И прав тот педагог, которому близко высказывание М.Горького: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав и требование его биологически законно! Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего – через игровую деятельность».

Через игровую деятельность ребенок учится, совершенствуется и развивает свои творческие способности. Игра является основной формой проведения занятий в фольклорном коллективе, основной методикой обучения и воспитания. Существование множества традиционных фольклорных игр практически на все случаи жизни позволяет значительно активизировать процесс усвоения народного творчества. Любая народная игра предполагает активное участие каждого ребенка. В игре ребенок раскрепощается, пробует, проявляется, импровизирует, познает, учится коммуникации. Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий мир. Игра для детей – важный способ познания и обучения.

Занятия в кабинете, оформленном в традиционном русском стиле, передающие атмосферу и интерьер крестьянской избы, позволяют детям окунуться в быт предков, быть непринужденными и творчески активными. Поэтому у каждого ребенка формируется собственное позитивное отношение к учебной деятельности, вырабатывается индивидуальный стиль. Занятия предполагают постоянный диалог и поиск ответов на вопросы «Как раньше жили?», «Почему так?», «Для чего?», «Применимо ли это в современных условиях?» и т.д.

Для педагога методы работы с детьми  - это с одной стороны четкая почва, имеющая научную основу, с другой стороны своеобразная импровизация с учетом следующих принципов:

  • принцип психологической комфортности и защищенности, предполагающий психологическую безопасность, защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создания условий для активности;

  • принцип выбора (поиск наиболее эффективных методов работы);

  • принцип доверия и поддержки (решая ту или иную задачу, в рамках выбранного способа и метода работы педагог помощник ребенку, а не просто старший наблюдатель).

На уроках используются различные формы работы:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • подгрупповая.

Дети на занятиях полностью охвачены вниманием педагога, что предполагает постоянную активность всех детей. Так же ребята реализуют себя на различных и праздничных мероприятиях, приуроченных к народному календарю, проводимых как в стенах школы так и вне.

На занятиях активно используются следующие методы:

  • словесный (развивает творческую активность, помогает разобраться в разнообразии народной культуры и фольклорных жанров, способствует глубокому вниманию и эмоциональному переживанию);

  • практический (ребенок использует приобретенные знания в игре, пляске, театрализации, в самостоятельном декоративно-прикладном творчестве);

  • наглядный (ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств). В современных условиях уделяется внимание такому средству наглядности, как компьютер. Компьютеры дают возможность педагогу моделировать определенные процессы и ситуации, успешно погружать детей в традиционную культуру с помощью различного видеоматериала и презентаций;

  • частично – поисковый (педагог разбивает проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность.);

  • исследовательский (этот метод призван обеспечить творческое применение знаний. В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт поисково-исследовательской деятельности);

  • активный методы (предоставляют возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт).

Работая по данной поисковой теме, была проведена диагностика общих способностей по игровому фольклору группы детей первого года обучения. Ребята показали следующие результаты:


Диагностическая карта

по изучению общих способностей учащихся по

предмету «Фольклор»

2016-2017 учебный год


Таблица № 1

Анализируя общие способности детей, занимающихся 1й год традиционным фольклором, можно отметить, что ребята на среднем уровне проявили интерес, работоспособность, показали свои эмоциональные возможности на занятиях по русскому фольклору.


Диагностическая карта

по изучению общих способностей учащихся по предмету «Фольклор»

на начало 2017- 2018 учебного года


Таблица № 2

Проанализировав общие способности диагностического исследования 2017-2018 г, видно, что у ребят повысился интерес и желание заниматься традиционным фольклором, особенно игровым. И это главное, потому, что любые затруднения, можно преодолеть при помощи фольклорной игры, которая оказывает огромное положительное влияние на формирование души у детей, развивается интеллект, делает внутренне свободным, уверенным в себе, воспитывает чувство собственного достоинства, окрыляет его, обогащает восприятие окружающего мира.

В заключении хотелось бы с уверенностью сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством дома:

- фундаментом, которого является, прежде всего, семья;

- стены дома – это образовательная среда;

- крыша – пространственная среда, взаимодействия ребенка с миром и самим собой.

А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражается деятельность детей. Именно окна помогают увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность образования. Поэтому на занятиях по традиционному фольклору ребенок как субъект педагогического процесса может успешно развивать свои творческие способности благодаря основной ведущей деятельности – игре.





ЛИТЕРАТУРА:


  1. Виноградов, Г.С. Детский народный календарь из очерков по детской этнографии / Г.С. Виноградов // сибирская живая страница. – Иркутск, 1994, - №2

  2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168с.

  3. Громыко, М.М. мир русской деревни / М.М. Громыко. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 446с.

  4. Даль, В.И. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Пословицы, поговорки и присловья / В.И. Даль. – М.: Издательство Эксмо , 2005. – 256с.

  5. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: Т2. М.: Педагогика, 1992

  6. Ленглер О. А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 440-442. — URL https://moluch.ru/archive/46/5654/ (дата обращения: 11.01.2018)

  7. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2х -т. Т.1. М.: Педагогика, 1981

  8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. М.: фгранд: ФАИР-пресс, 2004

  9. Якиманская И.С. Технология личностного ориентированного обучения в современной школе. М.: сентябрь, 2000



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!