Роль игровой технологии в решении проблемы формирования коммуникативно – информационной компетентности учащихся начальных классов.
Н.А. Таранда
КГУ «Щербаковская средняя школа имени Мариям Хакимжановой
отдела образования акимата Алтынсаринского района»,
Костанайская область, Казахстан
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мир.
ИГРА – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сухомлинский В.А.
Мир полон перемен… Меняется темп нашей жизни, постоянно внедряются современные информационные технологии, появляются новые идеи. Перемены коснулись и образования в Казахстане. И это не только стремление к новому, изменился социальный заказ, поменялся менталитет общества, пришло реальное осознание изменившейся действительности… Проблема формирования коммуникативно - информационной компетентности на ступени начального образования в настоящее время является высоко актуальной. Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием новых технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений.
Сегодняшний школьник имеет доступ к большому числу источников информации, среди которых школьные учебники занимают далеко не первое место. Как помочь современному обучающемуся не стать заложником огромного объёма количества информации, найти своё место в этом многоликом мире, сохранить своё духовно-нравственное здоровье? Как помочь ему воспринять, обработать и использовать огромные массивы информации? Используя современные образовательные технологии, педагог призван способствовать формированию информационной компетентности обучающегося, которая станет основой информационной культуры личности в целом. Коммуникативно-информационная компетентность младшего школьника предполагает умение самостоятельно искать, выбирать, анализировать, предоставлять и передавать информацию, используя для этого различные средства: книги, коммуникации, компьютер и т.д. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм и конструктивность. Как не согласиться со словами Натальи Александровны Морозовой: «Пусть в школе будущего не будет мертвой тишины на уроках. Каждый ученик может высказать свое мнение, доказать его, поспорить с другими. Зачем разделять обучение и общение?»
Я считаю, что научиться общаться ребенок должен уже на первоначальном этапе обучения. Задача учителя помочь ученику не бояться проблемных ситуаций, получать опыт их решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании. Применение игровой технологии наиболее эффективно способствует формированию коммуникативно - информационной компетентности учащихся. Занятия должны строится таким образом, чтобы каждый ребенок «проживал» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к убеждению. Известно, что игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх младшие школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.
Игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом.
Например, игра «Информация в газете, журнале» - занятие проходит в форме соревнования. Для работы необходимы вырезки из газет и журналов одинакового объёма. Задание: прочесть вслух 2 небольших газетных материала, соблюдая следующее условие: читать поочередно (по одному абзацу из каждого материала). Затем на память пересказать полный текст каждого отрывка. Вариант: поочередно читаются предложения, а не абзацы.
Учитель выступает в роли наблюдателя. Чей пересказ окажется ближе к оригиналам? Кто затратит на эту работу меньшее количество времени? Игра помогает вычленять необходимую информацию в разных потоках, а также развивает память, способность к быстрому переключению внимания.
Или игра «Сыщики» - ребята в группах находят на уроке доказательства из журналов, газет, спаравочников и энциклопедий по различным проблемам окружающей среды, рассказывают классу о найденных фактах.
Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале). Какую форму общения вы используете? Какие обращения вам понадобятся? Какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете? Две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует ее, обращая внимание на средства речевого воздействия. А дома дети могут найти информации о поведении в общественных местах и поделиться с иоварищами ею.
Для развития выразительности речи используются следующие игровые тренинги:
- Двое или более участников читают по ролям текст, причем каждый должен придерживаться определенной интонации (обвинять, уговаривать, подбадривать, упрашивать, извиняться и др.).
- Внимательно наблюдая за жестами учителя, определить, соответствует ли жестикуляция интонации, с которой учитель произносит фразу (например, фраза произносится с недоумением, а учитель сопровождает ее угрожающими жестами; фраза произносится с грустью, но сопровождается жестами удивления и др.).
- Выразить заданное эмоциональное состояние (восхищение, недоверие, насмешку, раздражение, радость и др.) интонационно и соответствующими жестами, мимикой.
- Определить, где знак препинания, стоящий в конце предложения, не соответствует содержанию фразы: «Ура, мы едем домой?», «Где ты был!», «Как здесь красиво», и т.п.
- Обсудить в парах интересный фильм (важное событие или любую тему, интересующую обоих собеседников), располагаясь в разных концах класса, сидя рядом, напротив друг друга; выберите наиболее удобный вари ант расположения в данной ситуации.
- При помощи расстояния и расположения между тобой и твоим собеседником дать ему понять, что ты обижен, недоволен, с удовольствием общаешься, заинтересован беседой и др.
- Попрактиковаться из предложенных вариантов расположения собеседников (лицом к лицу, сидя в пол-оборота, рядом) выберать те, которые соответствуют следующим ситуациям общения: деловой беседе, непринужденной дружеской беседе, выполнению совместной работы, задания.
Особенно помогает в развитии коммуникатино – информационной компетенции ролевая игра. Сюжеты ролевых игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения. Детям предлагаются реальные, жизненные ситуации: беседа двух попутчиков, покупатель обращается к продавцу за консультацией, в театре перед спектаклем, хозяин принимает гостей, общение с родителями, в библиотеке и т.д. Разбившись на несколько групп, участники игры инсценируют заданную учителем ситуацию так, как считают нужным. После каждой инсценировки проводится обсуждение и выявляются ошибки (если они были) или сразу делается вывод о правилах общения в каждой ситуации. Аналогично строится работа в ходе сюжетно-ролевых игр с вымышленным сюжетом, где нужно прочитать по ролям предложенную сценку с участием известных сказочных героев и найти ошибки в их общении. В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Это способствует развитию самодисциплины, поскольку увлеченный игрой ребенок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности. Сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.
В ряду приёмов обучения коммуникативной культуре есть место и риторическим играм. Риторическая игра основывается на описании значимых компонентов речевой ситуации: адресат и адресант речи, речевая задача, место общения и др. Риторическая игра предполагает определение победителя (победителей) по заранее указанным критериям. Риторическая игра состоит из нескольких частей: начальной (вводной), основной и заключительной.
В начальной (вводной) части можно выделить подробную описательную инструкцию, которая содержит основную информацию для участников игры:
описание воображаемой ситуации; обозначение и распределение ролей; сообщение правил игры, последовательности выполнения игровых действий; обозначение условий и критериев оценки, последовательности определения победителей; сообщение о времени для подготовки к выступлению; текст - резюме, в котором кратко (сжато, лаконично) повторяется установка на выполнение игровых действий. Основная часть (проведение игры) включает деятельность игроков, ведущего, работу жюри. Как показывает опыт проведения риторических игр, при подведении итогов следует обращать внимание учеников на корректность, уместность поведения всех игроков и членов жюри. При этом очень важно, чтобы на протяжении всей игры в классе сохранялась доброжелательная, располагающая к общению обстановка, что ни в коей мере не исключает азартности игроков и духа соревновательности. Заключительная часть (подведение итогов) - это анализ игровых действий, сообщение результатов игры, обобщение приобретённого опыта.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что регулярное использование игр на уроках способствует успешному решению не только практических, и воспитательных, но и образовательных задач по формированию коммуникативно-информационной компетенции. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Игровая деятельность позволяет принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации; самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели; самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационныхтехнологий;
обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов); использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности. Овладение коммуникативно - информационной компетенцией создаст условия для личностного развития учащихся, даст им право на самоопределение и успешную социализацию в обществе, определит стиль общения с другими людьми.
Таким образом, можно прийти к выводу, что игровая технология способствует формированию одной из ключевых компетентностей – коммуникативно - информационной. Использование ситуаций живого общения на уроках, активное использование игровых форм урока развивает не только речь, но и формирует функциональную грамотность учащихся. У учащихся формируется умение пользоваться различными источниками информации и применять полученные знания на практике, что соответствует одному из важнейших требований современного казахстанского образования.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно –личностный подход к детям. М.: Институт практической психологии,1998г.
2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
3. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, Эйдос, 1992. – 125 с.
4. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.
5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
