СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль игры в процессе обучения и воспитания учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов

Просмотр содержимого документа
«Роль игры в процессе обучения и воспитания учащихся»

Статья на тему: «Роль игры в процессе обучения и воспитания учащихся».









Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающиеся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть.

К. Гросс

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности.

Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер. Он рассматривал игру как один из действенных факторов формирования мировоззрения человека. Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя. 

В начале информационного XXI века ведущими ресурсами устойчивого развития общества становятся именно знания, их производство, передача и усвоение, что требует изменений во всей системе обучения и подготовки будущих, каковыми являются сегодняшние учащиеся школ, да и настоящих специалистов. Эти обстоятельства настоятельно требуют интенсифицировать образовательный процесс на основе внедрения в него интерактивных технологий обучения, создания психологически комфортной среды, обеспечивающей наиболее полное раскрытие творческого потенциала детей.



Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Сегодня среди технологий, представленных образовательной практикой, часто используются интерактивные методы обучения. Они предполагают взаимодействие с окружающими и полностью вовлекают детей в процесс обучения.

Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Задачи современного учителя - не преподносить знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации.

Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра - это естественная и гуманная форма обучения.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для усвоения понятия, темы;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве технологии урока (занятия) или фрагмента; - как технология внеклассной работы.

Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

На таких уроках младшие школьники работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока мы слышим от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

По характеру педагогического процесса бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические и другие.

По характеру игровой методики делятся на:

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

Выделяют следующие виды игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Игры на уроках русского языка и математики способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развивают интерес к предмету.

Кто быстрее нарядит елочку?

Вывешиваются 2 плаката с изображением елочек. На доске записаны столбики примеров, по 8-10 в каждом. К доске выходят 2 ученика. У каждого из них по 8-10 картонных игрушек с крючками или магнитами. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою елочку. Последняя игрушка – звезда.

Кто первый повесит звезду, тот получает приз – маленькую звездочку.

Белка на елке.

На плакате изображена белка, сидящая на елке. На елке в мешочках висят орешки – карточки с примерами.

К доске выходят 2 ученика и по команде учителя начинают решать примеры. Кто больше решил примеров и не сделал ошибки, тот выиграл. Он имеет право дать орешек белке.

Помоги малышу найти свою маму.

На карточках изображены взрослые животные и их малыши. С обратной стороны карточек сделаны кармашки. Карточки с изображением малышей. Лежат лицевой стороной, в их кармашках – листки со схемами слов. Карточки с изображением взрослых животных (их мам) перевернуты обратной стороной, и в их кармашках - листки со словами.

Вызванный ученик, рассмотрев схему, ищет слово, соответствующее схеме, и перевертывает карточку. Если слово соответствует схеме, ученик правильно выполнил задание, а значит, малыш нашел свою маму.

Сбор грибов.

На столе лежит несколько карточек с изображением съедобных и несъедобных грибов. Карточки пронумерованы и перевернуты. Слова с безударной гласной О обозначают съедобные грибы.

К доске выходят два ученика. Учитель читает слова: дома, столы, старик, возы, носки, страна, годовой, стоят, тащил, дареный, скворец.

Карточки 1,2,4,5,7,8,11 обозначают съедобные грибы. Их ученик должен отложить, т.е. положить грибы в корзину.

Тот, кто больше собрал грибов, выиграл.

Разделительный ь, ъ.

На карточках написаны буквы ь, ъ.

Учитель медленно читает слова: листья, подъезд, съедобный, вьюга, разъяренный, воробьи, съемка и др., а ученик берет карточку с буквой, соответствующую слову, и показывает ее.

Подобные игры можно проводить при изучении различных тем, меняя только задания, записанные на карточках.

При проведении любой игры не надо забывать поощрять детей, особенно отмечать тех, кто мало активен и несмело включается в работу. Поощрение придает детям уверенность в своих силах и помогает выполнять задания, предложенные для всего класса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!