Методическое пособие
Роль информационно-библиотечных центров в реализации основных образовательных программ образовательных организаций
Педагог – библиотекарь Тельнова Л.Н.
Тамбов, 2016
Содержание
| Введение ………………………………………………………………………. | с. 3 |
1 | Деятельность информационно-библиотечных центров в аспекте реализации Концепции развития Национальной сети информационно-образовательных центров образовательных организаций…………………. | с. 5 |
2 | Библиотечно-педагогическая деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов…………………………………………………………………….. | с. 12 |
3 | Расширение информационно-методической и обеспечивающей функций ИБЦ…………………………………………………………………………….. | с. 27 |
4 | Деятельность педагога-библиотекаря в аспекте профессионального самоопределения учащихся…………………………………………………... | с. 31 |
5 | Духовно-нравственное воспитание как направление реализации культурно-просветительской функции ИБЦ………………………………... | с. 35 |
Введение
Школьная библиотека является существенной и значимой частью образовательной среды учебного заведения. Создание информационно-библиотечных центров на базе школьных библиотек является важным инновационным процессом. ИБЦ призван сегодня стать организационным и функциональным центром образовательного процесса и обеспечить инфраструктурную основу для создания условий реализации ФГОС в образовательных организациях. Модернизация, инновационные подходы, трансформация и автоматизация библиотечных процессов, становление педагога-библиотекаря, его ориентированность на расширение видов оказываемых услуг - именно вокруг этого должна выстраиваться повседневная работа школьного библиотекаря.
В условиях реализации новых образовательных стандартов актуальной становится такая организация информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного процесса, которая расширяет образовательное, в т. ч. цифровое пространство и обеспечивает траекторию движения от «Информации - к знаниям и развитию».
Реализация образовательной программы должна сегодня ориентироваться на построение образовательного процесса, обеспечивающего основные требования ФГОС:
• компетентностные подходы к обучению;
• профильное обучение;
• раннее выявление и сопровождение одаренности;
• здоровьесбережение;
• медиаобразование;
• информационная культура участников образовательного процесса.
В связи с вышеизложенным существенно изменяется роль ИБЦ в современной школе. Информационно-библиотечный центр определен в качестве материально-технической базы в части «Требований к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования» в категории «Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования». С деятельностью ИБЦ связаны и информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования. Конкретные вопросы функционирования школьных информационно-библиотечных центров, их роль в реализации образовательной программы, а также вопросы, связанные с их инфраструктурой, расширением функций педагогов-библиотекарей и видов оказываемых услуг изложены в Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров.
Деятельность информационно-библиотечных центров в аспекте реализации Концепции развития школьных информационно-образовательных центров.
Одним из самых обсуждаемых документов в среде педагогов-библиотекарей является сегодня Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров. 15 июня 2016 г. вышел приказ Минобрнауки России №715 об ее утверждении. Документ опубликован на сайте Российской школьной библиотечной ассоциации (http://rusla.ru/rsba/).
Концепция представляет собой систему взглядов на цели, задачи, базовые принципы и направления развития школьных информационно-библиотечных центров в образовательных организациях.
Разработка Концепции обусловлена обновлением содержания и повышением значимости школьных библиотек в условиях реализации новых образовательных стандартов. Как отмечено в документе, «масштаб и глубина необходимых преобразований школьных библиотек обусловлены вызовами системе образования, связанными с переходом к постиндустриальному информационному обществу, возрастанием роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, усилением влияния профессионального сообщества и общественных организаций на требования к современной системе образования».
В документе акцентируется внимание на том, что информационно-библиотечный центр является организационным и функциональным центром образовательного процесса, обеспечивающим равноправный и открытый доступ к разного типа информационным ресурсам, создает условия для осуществления обучения, ориентированного на комплексное системное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.
Школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в т.ч. гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-просветительскую, профориентационную и досуговую функции.
Рассмотрим содержание основных функций ИБЦ.
Образовательная функция
Информационно-библиотечный центр должен обеспечивать интеграцию отдельных предметных дисциплин и поддержку метапредметного образовательного процесса.
Пространство информационно-библиотечного центра должно обеспечивать возможность организации учебно-исследовательской и проектной деятельности и предоставлять учебным проектным группам необходимую инфраструктуру для коллективной работы.
Ресурсы информационно-библиотечного центра должны способствовать формированию предметных и метапредметных универсальных учебных действий за счет применения в образовательном процессе современных технологий – образовательных онлайн-сервисов, виртуального образовательного пространства, электронного образовательного контента и других видов информационных образовательных средств.
Использование ресурсов информационно-библиотечного центра позволит удовлетворять индивидуальные образовательные потребности пользователя в рамках самостоятельных занятий.
Педагог-библиотекарь должен помогать обучающимся ориентироваться в литературе и иных информационно-образовательных ресурсах в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями, способствовать развитию навыков самостоятельного мышления обучающихся.
Информационно-методическая функция
Информационно-библиотечный центр должен аккумулировать научно-методические наработки, рождающиеся на уровне района, региона, страны, и обеспечивать педагога современными методиками в его предметной области.
Информационно-библиотечный центр должен помогать педагогу в формировании собственной инновационной программы и педагогического портфолио для использования в образовательном процессе и прохождения педагогической аттестации.
Со стороны информационно-библиотечного центра педагогу должна оказываться квалифицированная помощь в формировании поисковых и библиографических запросов, в повышении информационной грамотности.
На уровне образовательной организации информационно-библиотечный центр должен стать катализатором инновационной педагогической активности, предоставить педагогам необходимую для этого инфраструктуру и информационно-методическую поддержку, способствовать общему развитию информационной культуры.
Обеспечивающая функция
Обеспечивающая функция информационно-библиотечных центров образовательных организаций должна быть расширена за счет пополнения и обновления книжных фондов, предоставления новых видов ресурсов, удовлетворения новых типов потребностей образовательной организации.
Помимо предоставления книжных фондов, информационно-библиотечный центр должен обеспечивать поддержку образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, программными средствами, доступом к сети Интернет.
Помещения и оборудование информационно-библиотечного центра должны активно использоваться в образовательном процессе.
При отсутствии необходимых ресурсов информационно-библиотечный центр может использовать возможности кооперации с другими информационно-библиотечными центрами. Таким образом, общее количество ресурсов, доступных посетителям конкретного информационно-библиотечного центра, увеличивается.
Информационно-библиотечный центр должен иметь возможность привлекать дополнительные ресурсы за счет развития частно-государственного партнерства, сотрудничества с фондами развития, привлечения средств благотворительных организаций и частных лиц.
Одной из возможностей привлечения дополнительных ресурсов является сотрудничество с компаниями-поставщиками высокотехнологичной образовательной продукции – шлемов виртуальной и дополненной реальности, интерактивных досок и других. При этом информационно-библиотечный центр выполняет функции выставки-экспозиции и обеспечивает привлечение внимания к продукции партнера. Такое сотрудничество позволяет использовать новые технологии в образовательном процессе с минимальными затратами.
Культурно-просветительская функция
Информационно-библиотечный центр должен способствовать формированию целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами.
При подборе информационных ресурсов педагог-библиотекарь должен быть чувствителен к заинтересованности посетителей, рекомендовать контент, ориентированный на их внутренние запросы.
Культурно-просветительская деятельность информационно-библиотечного центра должна быть направлена на повышение уровня культуры, образования пользователя, его интеллектуальное и духовное развитие, социализацию.
Культурно-просветительская функция должна реализовываться, в том числе, за счет проведения мероприятий соответствующей направленности – выставок, тематических чтений, работы тематических кружков.
Информационно-библиотечный центр должен принимать активное участие во внеучебной деятельности образовательной организации: в подготовке стенгазет, в подготовке театральных постановок, в проведении интеллектуальных игр.
Контент, предоставляемый информационно-библиотечным центром, должен быть ориентирован не только на учебные предметы, но и на подготовку к жизни, расширение кругозора, выстраивание жизненных маршрутов и познание мира во всем его многообразии.
Профориентационная функция
Личностное самоопределение и построение индивидуальной образовательной траектории является одной из важнейших компетенций, формируемых при реализации ФГОС.
Педагог-библиотекарь должен оказывать обучающимся профориентационную поддержку, содействовать им в построении индивидуальных образовательных траекторий, способствовать развитию навыков самопроектирования и способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.
Информационно-библиотечный центр образовательной организации должен иметь необходимые информационные ресурсы и программное обеспечение для выполнения профориентационной функции.
На базе информационно-библиотечных центров должна быть реализована профориентационная поддержка в игровой форме. Инструментами такой поддержки должны стать тематические мероприятия (дни профессий, профориентационные игры) и образовательно-игровая среда с функциями карьерного симулятора, реализованная в виде информационного сервиса.
Досуговая функция
Информационно-библиотечный центр должен стать общественным пространством для встреч и неформального времяпрепровождения. Посетителям должны обеспечиваться комфортные условия для досуговой деятельности, отдыха, свободного выхода в Интернет через Wi-Fi.
Педагог-библиотекарь должен организовывать проведение развлекательных мероприятий с интеллектуальным наполнением, таких как экспозиции, выставки, тематические чтения.
На базе информационно-библиотечного центра должны действовать различные клубы и объединения, способствующие развитию – дискуссионные клубы, поэтические кружки, редакции школьных сайтов и электронных стенгазет, и тому подобные.
Педагог-библиотекарь должен использовать современные методики организации различных форм досуга. Досуговая деятельность, организуемая на базе информационно-библиотечного центра, должна нести развивающую и расслабляющую функции, что позволит стимулировать когнитивную деятельность и будет способствовать всестороннему развитию обучающихся.
Ключевыми моментами, препятствующими функционированию и развитию ИБЦ в современных условиях, в концепции обозначены:
• несовершенство правовой базы;
• проблема кадрового обеспечения;
• слабая материально-техническая база;
• старение библиотечного фонда;
• отсутствие сетевого взаимодействия;
• необходимость модернизации системы методического сопровождения педагогов-библиотекарей и их дополнительного профобразования;
• другие.
Для преодоления вышеуказанных проблем в концепции предлагается ряд мероприятий:
• определить организацию, на которую возложить функции федерального информационно-методического центра;
• объединить библиотеки в сеть национального масштаба;
• разработать профстандарт «педагог-библиотекарь»;
• создать в школьной библиотеке целевые высококачественные разноформатные фонды, пространственно-обособленные зоны различных типов, обеспечить свободный доступ участникам образовательных отношений к электронным информационным и образовательным ресурсам;
• распространить электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;
• создать систему смарт обучения;
• другие.
Предполагается, что в результате реализации Концепции будет создано целостное образовательно-информационное поле, которое полностью обеспечит современную инфраструктуру для регулярного обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.
В документе отмечается, что перспективной формой информационно-ресурсного обеспечения ИБЦ является кооперация с библиотеками системы Министерства культуры РФ, что позволит создать единую систему обслуживания социума (всех категорий населения) с работой по общему плану.
Функционирование ИБЦ в современных условиях предполагает развитие программного обеспечения:
• Доступ к современным программным средствам работы с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях.
• Создание единой технологической платформы, объединяющих педагогических работников школьных библиотек
• Использование на базе ИБЦ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
• Внедрение системы смарт-обучения, предоставляющей поддержку распределенной совместной работы, подготовки облачных электронных изданий, проектно-исследовательской деятельности.
Одним из необходимых условий для функционирования ИБЦ сегодня является развитие инфраструктуры чтения и поддержки сетевого обмена ресурсами. Для этого необходимо предусмотреть систему ресурсного обеспечения, поддерживающую резервирование ресурсов, интеграцию с внешними фондами информационных ресурсов ограниченного доступа.
Считается, что реализация Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в т.ч. школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения учебных предметов.
Библиотечно-педагогическая деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Федеральные государственные стандарты ориентируют на формирование всесторонне образованной, владеющей ключевыми компетенциями и духовно богатой личности. Решению этой задачи подчинено функционирование всей школьной инфраструктуры, и особую роль призвана выполнять современная школьная библиотека.
Именно поэтому на базе школьных библиотек сегодня создаются современные информационно-библиотечные центры, формирующие единое информационно-образовательное пространство образовательной организации, в рамках которого совершается свободный информационный обмен между административной и учебной системой в ходе которого и административная система реагирует на то, что происходит в ходе образовательного процесса и наоборот. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н включена новая должность «педагог-библиотекарь». Приводимые в этом Справочнике квалификационные характеристики, помимо выполнения традиционных для школьного библиотекаря функций по информационному обеспечению образовательной и воспитательной деятельности, предусматривают участие педагога-библиотекаря «в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», а также осуществление дополнительного образования «обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности». Поэтому профессиональная деятельность современного педагога-библиотекаря интегрирует в себе педагогическую и библиотечно-информационную составляющие.
Предлагаемый для обсуждения проект профессионального стандарта педагога-библиотекаря отражает перспективы развития профессиональной деятельности педагога-библиотекаря, связанные с реализацией ФГОС и ориентирует на решение социально важных задач:
• повышение качества дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
• создание условий и сопровождение читательского развития обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей);
• информационное обеспечение профессионального совершенствования педагогов; активизация их творческого потенциала, повышение уровня профессиональной компетентности;
• содействие формированию культурной идентичности, гражданского и патриотического самосознания личности;
• формирование информационной культуры личности, содействие развитию информационно-технологической компетентности участников образовательных отношений;
• организация свободного доступа к фондам библиотеки, актуальным информационным ресурсам в традиционном и цифровом форматах;
• организация интеллектуально насыщенного досуга участников образовательных отношений;
• защита обучающихся и воспитанников от информации, опасной для их здоровья и нравственного развития.
В соответствии с этим в филиале МБОУ «Новолядинская СОШ» в с. Тулиновка определены основные направления библиотечно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
|
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Дополнительное образование | Проектная и научно-исследовательская деятельность | Досуговая деятельность |
Организация электронного обучения с использованием электронных контентов по предметам базисного учебного плана с устройствами для индивидуальной работы (планшеты и девайсы) и фронтально (с использованием интерактивной доски) Проведение отдельных уроков с использованием различных ресурсов ИБЦ (на базе учебных кабинетов с удаленным доступом и на базе ИБЦ) Внесение изменений в условия реализации рабочих программ по предметам с учетом созданной инфраструктуры и ресурсов ИБЦ Возможность подготовки учащимися домашних заданий с использованием ресурсов ИБЦ Проведение уроков-лекций, уроков- экскурсий (в том числе и виртуальных) с использованием собственных ресурсов ИБЦ и ресурсов сетевых и социальных партнеров | | Реализация программ дополнительного образования различной направленности (в том числе и педагогом-библиотекарем) Проведение занятий в рамках дополнительного образования Проведение экскурсий (в том числе и виртуальных) с использованием собственных ресурсов ИБЦ и ресурсов сетевых и социальных партнеров | | |
Урочная деятельность
На базе ИБЦ филиала МБОУ «Новолядинская СОШ» в с. Тулиновка организуется преподавание таких предметов, как география, биология, информатика и история в 6 классе в режиме электронного обучения, а также ведется преподавание других предметов базисного учебного плана в других классах с использованием электронных контентов. Целесообразность проведения уроков на базе ИБЦ обусловлена:
доступностью сосредоточенных электронных образовательных ресурсов, дополнительно привлекаемых педагогом как при фронтальной работе с ЦОРами, так и при использовании индивидуальных устройств
возможностью оказания в ходе урока педагогом-библиотекарем помощи и педагогу, и учащимся в поиске, отборе, обработке и представлении информации.
Созданная инфраструктура и ресурсы ИБЦ учитывается преподавателями-предметниками при составлении рабочих программ по предметам с учетом возможности использования ресурсов ИБЦ как непосредственно в его зонах, так и в режиме удаленного доступа.
Педагог-библиотекарь современного ИБЦ является профессионально компетентным специалистом в сфере формирования информационной культуры и информационной безопасности личности. Он взаимодействует с педагогами, учащимися, родителями, местным социумом. Отношения библиотекаря и учителя строятся на педагогических принципах сотрудничества. Владея современными формами и методами обучения, инновационными педагогическими технологиями, педагоги зачастую слабо владеют алгоритмами информационного поиска. Преимуществом педагога-библиотекаря является его профессиональная ориентация в многообразии информационных ресурсов, владение технологией подготовки информационных продуктов. Ресурсы информационно-библиотечного центра способствуют формированию предметных и метапредметных универсальных учебных действий за счет применения в образовательном процессе современных технологий – образовательных онлайн-сервисов, виртуального образовательного пространства, электронного образовательного контента и других видов информационных образовательных средств. Информационно-библиотечный центр обеспечивает интеграцию отдельных предметных дисциплин и поддержку метапредметного образовательного процесса. Использование различных ресурсов информационно-библиотечного центра (интернет, медиатека, печатная и электронные библиотеки и др.) позволяет удовлетворять индивидуальные образовательные потребности пользователя в рамках коллективных и самостоятельных занятий.
Кроме того, на базе ИБЦ учащиеся имеют возможность получить консультативную помощь при выполнении заданий, предусмотренных программой дистанционного обучения.
Педагог-библиотекарь помогает учащимся ориентироваться в различных информационно-образовательных ресурсах в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями, способствует развитию навыков самостоятельного мышления обучающихся. Педагог библиотекарь оказывает помощь пользователям на различных этапах работы с информацией: поиска, отбора и обработки, представления. В ИБЦ происходит формирование информационной культуры учащихся, включая обучение навыкам поиска, критической оценки, систематизации, обобщения учебной, научной, эстетической информации. Перспективным является реализация в рамках ИБЦ курса «Основы информационной грамотности». Урочная деятельность педагога-библиотекаря предполагает различные формы: проведение уроков-лекций, уроков-экскурсий (в том числе и виртуальных) с использованием собственных ресурсов ИБЦ и ресурсов сетевых и социальных партнеров.
Внеурочная деятельность
Ресурсы ИБЦ способствуют качественной реализации внеурочной деятельности как педагогами школы, так и педагогом-библиотекарем. Так, например, реализация программы начальной школы «Доброе слово», предполагающая обращение ко многим литературным произведениям, не возможна без использования литературы ИБЦ в печатном и электронном виде, медиа-ресурсов.
Список изучаемых произведений на занятиях дополнительного образования «Доброе слово»
Б. Ганаго «Исчезло слово», «Бриллиантовые слёзы», «На скамейке.», «Родные мои», «Попугайчик», «Часы», «Велосипед», «Возмездие», «Волшебные очки», В рождественскую ночь», «Пожар», «Перекати поле», «И мы улетим», «Дочь», «Об имени».
Е. Пермяк «Чужая калитка».
Л.Родина «Пробуждение совести», «Зложелание».
А.Грушко «Полушубок».
Е. Михаленко «Серьезные размышления».
. Н.Терехов «Скворечня».
Н. Шипилов «Мама».
Ю. Бармута. Гордость.
«Притча о мудрой сове, знающей овечий закон».
В.Распутин «Красный день».
Л.Татьяничева «Берегите старых людей».
Наталья Рудометкина. «Молочай прекраснейший».
Святые земли тамбовской: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Питирим, Амвросий Оптинский, Святитель Лука, Силуан Афонский.
В ИБЦ учащиеся могут получить всю необходимую литературу, рекомендованную педагогами. ( Табл.1)
Рекомендации по использованию дополнительной литературы
на уроках литературного чтения в 1 кассе
№ п/п | Тема урока | Дополнительная литература |
Литературное чтение (Обучение грамоте) |
1. | Слово в общении | Борис Ганаго «Оторвали мишке лапу» (Борис Ганаго «Детям о слове») |
2. | Общение без слов | Дмитрий Харченко «Лютик» из книги «Удивительное открытие» |
3. | В гостях у дедушки | Е.Благинина «Наш дедушка», Л.Татьяничева «Берегите старых людей» (Детям о дедушке: сб./ сост.А.В.Велько) |
4. | Буква М | Агния Барто «Маляр» (Детям о труде: сб./сост. И.А.Старостина.) |
5. | На что клад, когда в семье лад. Своё и чужое | Алевтина Грушко «Преодоление себя» (А. Грушко «Путь добра») |
6. | С чего начинается общение? | Борис Ганаго «Не гавкай!» (Борис Ганаго «Родник») |
7. | С чего начинается общение? | Евгений Пермяк «Самое страшное» (Детям о дружбе:сб./сост. И.А.Старостина.) |
8. | Чтение слов с изученными буквами. Как хлеб пекут? | О.Полещук «Булочка» («Искорки света» составитель Борис Ганаго) |
9. | Читаем, сочиняем. | «Самое счастливое Рождество» (Детям о дружбе:сб./сост. И.А.Старостина.) |
10. | Узелки на память. «Кто чему научится?» | «Что сказала бы мама» Православный женский календарь. |
11. | Умеет ли разговаривать природа? | Н. Соколов-Несмелов «Подснежник» (Детям о счастье: сб./ сост.А.В.Велько, Н.Г.Куцаева) |
Литературное чтение |
12. | Кто говорит молча? | Любовь Ивановна Ганаго «Сказанное слово» («Детям о слове») |
13. | Читалочка - обучалочка | Олег Бундур «Про девчонок» (Детям о дружбе:сб./сост. И.А.Старостина.) |
14. | Семейное чтение | Борис Ганаго «Черная дыра» (Борис Ганаго «Родник») |
15. | Здравствуй, сказка! | И. Зайцев «Перекати-поле» («Искорки света» Рассказы для детей. Составитель Борис Ганаго. |
16. | Жили-были буквы | По Э.Т.А.Гофману «Наследство». (Детям о дружбе:сб./сост. И.А.Старостина.) |
17. | Для самостоятельного чтения | Борис Ганаго «Бриллиантовые слезы» (Борис Ганаго «Детям о слове») |
18. | Мы идем в библиотеку | Эдуард Шим «Брат и младшая сестра» (Детям о дружбе:сб./сост. И.А.Старостина.) |
19. | Наш театр | Л.Родина «Сестренки» (Л.Родина «Сестренки»: Рассказы для детей) |
20. | Маленькие и большие секреты страны Литературии | Л.Родина «Бабушкины куличи» (Л.Родина «Сестренки»: Рассказы для детей) |
Педагоги и учащиеся активно используют ресурсы медиатеки для проведения различных мроприятий. Примером может служить виртуальная выставка и цикл видео-уроков нравственности Альберта Анатольевича Лиханова, которые предлагаются классным руководителям для проведения классных часов. В деятельности ИБЦ широко используется проведение экскурсий (в том числе и виртуальных) с использованием собственных ресурсов ИБЦ и ресурсов сетевых и социальных партнеров. Все это способствует приобщению пользователей к чтению, к восприятию информации в различной форме, воспитывает и закрепляет у школьников потребность и привычку к чтению и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.
Дополнительное образование
Система дополнительного образования в нашей школе, в рамках реализации ФГОС, включает в себя разнообразные направления, которые предоставляют большие возможности для сохранения и развития педагогических традиций и, одновременно позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможен индивидуальный подход к ребёнку, свободный от жёсткой оценки и регламентации. Роль ИБЦ при этом трудно переоценить- это и предоставление ресурсов педагогам и учащимся при реализации различных программ дополнительного образования и руководство непосредственно педагогом- библиотекарем творческими объединениями различной направленности. В нашей школе большой популярностью пользуется программа дополнительного образования «Живые картинки» и ее логическое продолжение – программа «Логомиры». «Живые картинки» -это программа дополнительного образования, реализуемая в ИБЦ под руководством педагога-библиотекаря. Целью программы является обучение учеников начальной школы навыкам работы в мультимедийной среде по созданию анимаци.
Краткое содержание программы
Вводное занятие.
Теория: Занятие-знакомство. Ознакомление с техникой безопасного поведения в пользовательском центре информационно-библиотечного центра. Демонстрация готовых мультимедийных альбомов.
1. Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы
Теория Знакомство с инструментами ПервоЛого (черепашки, кнопки, ножницы, ладошка и т.д). Закладки ПервоЛого – формы, оглавление, медиа, команды. Демонстрация возможностей при использовании закладок. Подробное изучение закладки «Формы». Копирование и редактирование формы в редакторе форм.
Практика Закрепление теоретического материала в интерактивном альбоме – заготовке.
2. Работа с рисунком. Графический редактор
Теория Знакомство с инструментами графического редактора
Практика Освоение основных инструментов палитры, команды «штамп» и закрепление материала при работе в интерактивных альбомах «Раскраска», «Гобелены и коврики». Создание первого творческого альбома
3. Объекты, управление объектами. Взаимодействие объектов
Теория. Изучение особенностей объекта «черепашка» - назначение, возможности, методы первичного управления. Изучение методов управления черепашкой с применением закладки «команды».
Практика. Освоение вкладки «команды». Создание тематического анимационного альбома
4. Работа с текстом
Теория. Изучение инструмента для создания и редактирования текста.
Практика. Оформление надписей в своих творческих проектах
5. Итоговый проект. Создание альбома
Теория. Изучение порядка работы над проектом.
Практика. Подготовка материалов, формирование сценария, создание интерактивного альбома и его демонстрационных открыток, фильмов.
Навыки, полученные в результате прохождения обучения по этой программе, являются первой ступенькой учащихся на пути формирования ИКТ - компетенции
Проектная и научно-исследовательская деятельность
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность. Пространство информационно-библиотечного центра школы обеспечивает возможность организации учебно-исследовательской и проектной деятельности и предоставления учебным проектным группам необходимой инфраструктуры и ресурсов для коллективной работы. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни происходит при привлечении учащихся к проектной и научно-исследовательской деятельности. Педагог-библиотекарь оказывает информационную поддержку всех проектов, в которых задействованы и педагоги, и учащиеся.
Важной составляющей деятельности педагога-библиотекаря является непосредственное руководство процессом создания социально-значимых и даже учебных проектов, таких как проект «Величайшие сокровища – книги». В школе ежегодно проводится научно-практическая конференция, на которой учащиеся представляют свои проекты, в работе над которыми особое место отводится педагогу-библиотекарю. Учащиеся школы занимают призовые места в различных конкурсах. В рамках партнерства ИБЦ тесно взаимодействует с различными социальными партнерами, привлекая их к взаимодействию также и при реализации проектной и научно-исследовательской деятельности. Примером тому может служить проект «Живой родник», победивший в региональном конкурсе экскурсионных маршрутов. Этот проект объединил в творческую группу сельскую и школьную библиотеки.
Досуговая деятельность
Информационно-библиотечный центр должен способствовать формированию целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами Организация и проведения досуговых мероприятий с использованием ресурсов ИБЦ, сетевых и социальных партнеров осуществляется для всех категорий пользователей. (рис.1)
Рис.1
В деятельности ИБЦ значительно расширена целевая аудитория. Это учащиеся школы, студенты педагогического колледжа, педагоги, родители, местный социум, в том числе, лица пожилого возраста. К участию в мероприятиях привлекаются все категории пользователей ИБЦ. Формы работы в этом направлении деятельности в нашей школе самые разнообразные:
тематические книжные и виртуальные выставки;
квесты;
мастер-классы;
встречи с деятелями культуры, искусства и т. д.;
выступления художественной самодеятельности (чаще – литературного и театрального характера);
краеведческие вечера;
просветительские лекции, в том числе и виртуальные;
вечера памятных дат;
праздники,
конкурсы и т. д.
Школа принимает активное участие в региональном проекте «Старшему поколению – активное долголетие». Сложившиеся традиции на селе, материально-техническая база СКК, кадровое обеспечение – явились определяющим условием для успешной реализации этого проекта, который реализует тезис: «Образование на протяжении всей жизни Школа».
На базе ИБЦ в рамках этого проекта организован компьютерный и финансовый всеобуч. Это и обучающие курсы «Информационные технологии – для всех», и индивидуальное консультирование по использованию ПК и сети интернет, и оказание услуги по помощи в сканировании, распечатке документов, оказание правовой помощи специалистами.
Все эти методы работы являются началом реализации Smart Education («Умное образование»). Новые технологии позволят создать принципиально новые методы обучения в интерактивной образовательной среде.
Расширение информационно-методической и
обеспечивающей функции ИБЦ
Концепция развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций содержит рекомендации по развитию обеспечивающей функции.
Обеспечивающая функция информационно-библиотечных центров образовательных организаций должна быть расширена за счет:
пополнения и обновления книжных фондов,
предоставления новых видов ресурсов,
удовлетворения новых типов потребностей образовательной организации.
Помимо традиционного предоставления книжных фондов, информационно-библиотечный центр должен обеспечивать поддержку образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, программными средствами, доступом к сети Интернет. Зоны информационно-библиотечного центра должны активно использоваться в образовательном процессе.
При отсутствии необходимых ресурсов информационно-библиотечный центр может использовать возможности кооперации с другими информационно-библиотечными центрами.
Таким образом, общее количество ресурсов, доступных посетителям конкретного информационно-библиотечного центра, увеличивается. Необходимо наладить регулярное сотрудничество с электронными библиотеками.
Примером может служить заключение ОУ договора с Национальной электронной библиотекой. Национальная электронная библиотека (НЭБ) — Федеральная государственная информационная система, обеспечивающая создание единого российского электронного пространства знаний. Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.
В формировании фонда НЭБ используются:
произведения, перешедшие в общественное достояние;
произведения образовательного и научного значения, не переиздававшиеся последние 10 лет;
произведения, права на которые получены в рамках договоров с правообладателями;
а также другие произведения, правомерно переведенные в цифровую форму.
Основная цель НЭБ — обеспечить свободный доступ граждан Российской Федерации ко всем изданным, издаваемым и хранящимся в фондах российских библиотек изданиям и научным работам, — от книжных памятников истории и культуры, до новейших авторских произведений.
Также целями НЭБ являются:
формирование единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных и музейных фондов;
расширение доступности для граждан отобранных в соответствии с утвержденными методиками произведений научного и образовательного содержания, включая лучшие образцы классической и современной художественной литературы, детской литературы, произведений, созданных на языках народов России.
Информационно-библиотечный центр должен иметь возможность привлекать дополнительные ресурсы за счет развития частно-государственного партнерства, сотрудничества с фондами развития, привлечения средств благотворительных организаций и частных лиц.
Примером такого сотрудничества является заключение договора с юридической фирмой «Гарант» на оказание пользователям ИБЦ правовой помощи в форме видеофонии и электронной почты.
Одной из возможностей привлечения дополнительных ресурсов является сотрудничество с компаниями-поставщиками высокотехнологичной образовательной продукции – шлемов виртуальной и дополненной реальности, интерактивных досок и других. При этом информационно-библиотечный центр выполняет функции выставки-экспозиции и обеспечивает привлечение внимания к продукции партнера. Такое сотрудничество позволяет использовать новые технологии в образовательном процессе с минимальными затратами.
Педагоги-библиотекари нашего региона успешно осваивают различные сервисы для создания информационных ресурсов. Примером могут служить работы, представленные на областном конкурсе «Педагог-библиотекарь года». С целью трансляции опыта важно освоение ресурсов сетевых педагогических сообществ. Учитывая все большее влияние Интернета на формирование предпочтений пользователей ИБЦ, разработан проект «Чтение++», целью которого является создание культурно-образовательной среды для формирования духовно-нравственных качеств читателей с использованием инновационных методов представления ресурсов.
Задачи проекта:
библиотеки и места для общения читателя с писателем;
писателей-современников;
общения с писателем;
Деятельность педагога-библиотекаря в аспекте профессионального самоопределения учащихся
В соответствии с проектом «Концепции развития Национальной сети ИБЦ ОО» самоопределение личности и построение индивидуальной образовательной траектории … «является одной из важнейших компетенций, формируемых при реализации ФГОС». Педагог-библиотекарь должен оказывать обучающимся профориентационную поддержку, содействовать в построении индивидуальных образовательных траекторий, способствовать развитию навыков самопроектирования и способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.
Информационно-библиотечный центр филиала МБОУ «Новолядинская СОШ» в с. Тулиновка имеет необходимые информационные ресурсы и программное обеспечение для выполнения профориентационной функции.
На базе информационно-библиотечного центра реализуется профориентационная поддержка в начальной школе в игровой форме. В основной школе инструментами такой поддержки являются тематические мероприятия (дни профессий, профориентационные игры, встречи с интересными людьми, посещение музеев предприятий нашего региона).
В совокупности эта деятельность направлена на решение следующих задач:
• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;
• предоставление учащимся ресурсов ИБЦ для организация проб своих возможностей за счёт использования программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;
• целенаправленное формирование представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего специалиста;
• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
В 9 классе заканчивается важный этап в жизни подростка: он завершает основную школу и вступает в пору ранней юности – время размышлений о будущем, построения планов и определения перспектив своей жизни. Перед подростком открывается выбор: продолжить обучение в общеобразовательной школе; поступать в профессиональный лицей, училище или техникум; пойти работать. Этот выбор и есть самоопределение – определение себя в дальнейшей жизни. Ответ на вопрос «Кем быть?» будет профессиональным самоопределением.
Свое будущее многие выпускники связывают с интересной работой, которая поможет им состояться как личности, добиться материального благополучия. Человеку в такой ситуации нужно суметь разобраться в огромном мире профессий, понять их содержание, специфические требования профессии к человеку, суметь реально оценить свои возможности, способности и интересы. В этом они смогут разобраться, посещая занятия по программе элективного курса « Мой выбор», который реализуется в ИБЦ педагогом-библиотекарем.
Элективный курс направлен на достижение следующих целей:
• формирование психологической культуры учащихся.
• обучение стратегии выбора профессии.
• активизация процесса рефлексии и профессионального самоопределения девятиклассников.
Программа курса «Мой выбор», составленная с учетом информационной нагрузки школьников, рассчитана на реализацию в учебное время в условиях образовательных учреждений. Объем курса составляет 34 часа. Предусмотрен резерв свободного времени в объеме 2 часов.
В процессе изучения курса в 9 классе совершенствуются и развиваются :
• рефлексивные умения, в частности умения осмысливать свою жизненную ситуацию как ситуацию выбора;
• умения оценивать возможные действия в ситуации выбора, преодолевать мыслительные стереотипы;
• умения осознавать свои мотивы и ценности, анализировать их связь с отношением к альтернативам в ситуации выбора;
• умения преодолевать эмоциональные барьеры на этапе принятия решения и его реализации.
Учебный план состоит из трех разделов:
Познай себя
Я среди людей
Я в мире профессий
В начале курса учащимся предлагаются профориентационные методики, которые применяются для активизации процесса профессионального самоопределения, прояснения их профессиональных наклонностей, выбора подходящего рода деятельности. Предполагается на данном этапе совместная деятельность педагога-библиотекаря с педагогом- психологом. В рамках ИБЦ широко применяются сетевые ресурсы. Примером может служить интерактивное использование ресурсурсов Центра тестирования – «Профориентация: кем стать?» (http://www.proforientator.ru/ ) Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» создан в 1996 году на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор А.Г.Шмелев. По решению Учёного совета МГУ в соответствии с приказом ректора Московского университета за Центром закреплены функции психологического и профориентационного тестирования и консультирования.
Полезным может быть и московский портал http://www.profsreda.com/ , который поможет школьникам 7–11-х классов выбрать будущую профессию и понять, к каким специальностям у них есть склонность. На сайте есть разделы с новостями, справочник с учебными заведениями. На портале можно создать личный кабинет школьника. Там за 40 минут ученику предложат пройти тест, который определит склонность к определённым наукам, чтобы легче было выбрать профессию.
В рамках курса «Мой выбор» учащиеся изучают классификацию способностей, типы мышления , виды внимания и памяти. Познают себя как личность в этом мире, анализируя свою самооценку, представляя учебные проекты о своих ценностях, взаимоотношении с коллективом, друзьями, в семье.
Ресурсы ИБЦ позволяют учащимся разобраться с понятиями «профессия» и «специальность». При выполнении практических работ изучаются существующие классификации профессий, типы, классы, отделы, группы профессий типы профессий, определяются склонности учащихся к той или иной профессии. В рамках этого курса происходят встречи с представителями различных профессий, посещение предприятий. Учащиеся получают ответы на важные вопросы при выборе профессии:
Какие профессии востребованы?
Как меняется спрос на профессии, что ожидать в ближайшие годы ?
Каков уровень заработных плат и их динамика?
Какое образование предпочтительнее для той или иной профессии?
Выпускников каких вузов охотнее берут на работу?
Курс «Мой выбор» завершается итоговыми проектами учащихся «Моя будущая профессия».
5.Духовно-нравственное воспитание как направление реализации культурно-просветительской функции ИБЦ
Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в современное российское общество коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии, меняющих мировоззренческие и ценностные ориентиры, особенно – подрастающего поколения. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Добро, Истина и Красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.
Большая роль в решении данной проблемы отводится как школьной воспитательной системе, так и всей образовательной среде, обеспечивающих свободное развитие интеллектуальной и духовной культуры молодежи в макро-и микросоциуме. Следовательно, проблема формирования ценностных ориентаций школьников, молодежи, местного социума является одной из приоритетных задач воспитания и образования.
Школьный информационно-библиотечный центр является сегодня значимой инфраструктурной единицей для реализации требований ФГОС в сфере духовно-нравственного образования и воспитания учащихся и реализации программы духовно-нравственного образования и воспитания.
Реализация Программы предусматривает расширение внедрения духовно-нравственного компонента во все виды деятельности образовательного учреждения. Широкая сеть социального партнерства на основе договоров о совместной деятельности и социальном партнерстве позволяет значительно расширить рамки дополнительного образования духовно-нравственной направленности. Социальными партнерами предлагается избыточное количество программ дополнительного образования, что дает возможность на основе мониторинга удовлетворять большинство потребностей со стороны родителей и обучающихся, обеспечивать доступность и качество образования. Договор с Тамбовским педагогическим колледжем обеспечивает реализацию программ, направленных на сохранение народных традиций и народного творчества на территории села, а также позволяет охватить данной работой не только обучающихся школы, но и местный социум средствами мастер-классов.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение | Организационно-методическое | Материально-техническое | Информационное обеспечение |
1)Проектирование программ по духовно-нравственному воспитанию. 2011. 2)Курсы по ОРКСЭ (г. Москва). 2010. Педагоги, занимающиеся внеурочной деятельностью и дополнительным образованием имеют I и высшую квалификационные категории. К организации работы по данному направлению привлекаются преподаватели Воскресной школы, настоятель Храма Успения Пресвятой Богородицы и преподаватели отделения Православной педагогики Табовского педагогического колледжа | В образовательном процессе используются утвержденные рабочие программы по курсам «Основы православной культуры и светской этики» и «Культура общения». Все программы дополнительного образования духовно-нравственной направленности прошли экспертизу и получили экспертное заключение. В школе созданы методические рекомендации для организации работы по духовно-нравственному воспитанию с родителями и обучающимися Имеется медиатека электронных образовательных ресурсов в поддержку урочной и внеурочной деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания. Силами педагогов и обучающихся созданы видеофильмы по данному направлению. Имеется банк исследовательских работ обучающихся духовно-нравственной направленности. | В школе оборудован кабинет православной культуры с достаточным количеством литературы духовно-нравственной направленности, имеется раздаточный материал для организации занятий. В кабинете установлена компьютерная и проекционная аппаратура, интерактивная доска, имеется выход в Интернет. Открытый информационно-библиотечный центр располагает литературой и периодическими изданиями духовно-нравственной направленности. Установленная аппаратура позволяет организовывать виртуальные выставки. Школьный краеведческий музей располагает широкими возможностями организации работы духовно-нравственной направленности. Оборудованы кабинеты экологии, правового и патриотического воспитания. Рядом со школой располагается Храм Успения Пресвятой Богородицы и Воскресная школа, возможности которых используются школой на основе договора о социальном партнерстве. В селе располагаются мастерские и выставочные залы отделения Православной педагогики Тамбовского педагогического колледжа, которые используются на основе договора о совместной деятельности. | ИБЦ образовательной организации располагает систематизированными информационными ресурсамми в сфере духовно-нравственного образования и воспитания. Данные ресурсы позволяют использовать инновационные технологии и методы обучения в рамках духовно-нравственного образования и воспитания. Различные виды деятельности в нетрадиционных условиях обеспечивают высокий уровень мотивации обучающихся и формируют творческое отношение к решению познавательных задач. (Рис.2) |
Рис.2.
Совместный соцально-педагогический проект
филиала МБОУ «Новолядинская СОШ» в с.Тулиновска и сельской библиотеки по духовно-нравственному воспитанию и просвещению в рамках социально-культурного комплекса
«Величайшие сокровища - книги»
Актуальность проекта.
В настоящее время в обществе сложилась ситуация, характеризующаяся:
• отсутствием четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения
• резким ухудшением морально-нравственной обстановки в обществе
• спадом культурно-досуговой работы с детьми и молодежью
Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. Но забота о воспитании детей – дело первостепенной важности. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Здесь важно объединить усилия школы, семьи, местного сообщества, учреждений культуры и дополнительного образования. Призовем ли мы молодое поколение к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Важной задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Трудно переоценить роль книги в решении данной задачи. «Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Именно поэтому актуальной становится реализация совместного социально-педагогического проекта МБОУ Новолядинская СОШ» в с. Тулиновска и сельской библиотеки.
Целевая аудитория: учащиеся и педагоги школы, работники сельской библиотеки, родители, местный социум.
Проект направлен на формирование нравственных ориентаций обучающихся, молодежи, местного сообщества.
Цель данного проекта
Сохранение и укрепление духовно-нравственного здоровья детей, молодежи, местного сообщества, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
Задачи
1 Координация и укрепление взаимодействия всех участников воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, работников сельской библиотеки, местного социума
2 Обеспечение участникам проекта условия для приобретения опыта общения и отношений на основе культурно – нравственных норм
3 Развитие способности воспринимать и анализировать литературные произведения, выражать чувства, обогащать словарный запас
4 Ориентация семьи на духовно-нравственное воспитание детей за счет воспитательного воздействия художественной литературы
5 Совершенствование системы духовно-нравственного воспитания обучающихся и молодежи за счет оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта и инноваций в области воспитания
Этапы реализации проекта
1. Предпроектный
Формирование проектной команды для реализации проекта, изучение передового опыта работы в данном направлении, подготовка соответсвующей документации (составление плана работы, заключение договоров о совместной деятельности и социальном партнерстве, подбор), планирование предполагаемых результатов.
2. Проектный
Проведение запланированных мероприятий, промежуточная диагностика, выявление отклонений от цели, корректировка хода реализации проекта.
3. Рефлексивный
Комплексный анализ и корректировка полученных в ходе реализации проекта результатов, обобщение. Трансляция опыта работы (освещение результатов работы на сайте школы, в сетевых педагогических сообществах, педагогических семинарах, публикации в педагогической прессе).
Для достижения и выполнения намеченных целей планируется использование следующих методов и технологий: диагностический (анкетирование, наблюдение, тестирование), анализ ситуаций, диалог, проектный метод, технология исследовательской деятельности, технология коллективного творческого дела (КТД).
Результаты проекта
Укрепление связей между педагогами, родителями, местным социумом, учреждениями культуры и дополнительного образования в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
Создания банка педагогической информации для обеспечения условий приобретения обучающимися и молодежи опыта общения и отношений на основе культурно – нравственных норм;
Успешная социализация личности в условиях современного общества, усиление коллективистических мотивов участия школьников в деятельности;
Ориентация семейного воспитания на духовность и нравственность;
Совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
Модель социального партнерства для решения проблемы формирования духовно-нравственных ценностей;
Банк диагностического инструментария для определения социализации личности и мотивов участие школьников в деятельности.
Для оптимизации работы в сфере духовно-нравственного образования и воспитания на базе ИБЦ педагогом-библиотекарем могут разрабатываться и реализовываться проекты в соответствии со спецификой образовательной организации и контингента пользователей.
В качестве примера рассмотрим проект педагога библиотекаря филиала МБОУ «Новолядинская СОШ» в с. Тулиновка.
Тема проекта: «Духовно-нравственное образование и воспитание учащихся в рамках информационно-библиотечного центра в условиях модели «Школа-социокультурный комплекс».
Целью проекта является создание культурно-образовательной среды для формирования духовно-нравственных качеств личности школьников.
Для достижения цели проекта необходимо решить ряд методических и организационных задач:
Разработка и апробация УМП (средства обучения и воспитания для формирования духовно-нравственных качеств личности)
Расширение информационного пространства за счет объединения информационных ресурсов СКК и внешних социальных партнеров для совершенствования системы духовно-нравственного воспитания
Разработка системы мер и отбор инновационных методов для популяризации творчества писателей-современников
При подготовке реализации проекта предположили, что если в процессе деятельности педагога-библиотекаря по реализации проекта будут созданы оптимальные условия для формирования духовно-нравственных качеств личности школьника, то обучающиеся смогут познать и принять смыслы духовно-нравственных ценностей как личностно-значимые ориентиры поведения.
Достижение цели и решение задач предусматривает расширение внедрения духовно-нравственного компонента во все виды деятельности:
Для оценки эффективности проекта целесообразно использовать следующие методы:
традиционные инструменты: традиционная библиотечная статистика, сравнительные характеристики посещения ИБЦ, анкетирование.
нетрадиционные инструменты: анализ посещений пользовательского центра ИБЦ с использованием системы штрихового кодирования, анализ динамики проектной деятельности, анкетирование с использованием WEB-2.0
Результатами проекта можно считать:
Создание и оптимальное использование УМП (средств обучения и воспитания для формирования духовно-нравственных качеств личности)
Совершенствование системы социального партнерства
Участие педагога-библиотекаря в конкурсах, конференциях, фестивалях, трансляция опыта работы
Участие учащихся в конкурсах, конференциях, смотрах, олимпиадах
Совершенствование технологии популяризации творчества писателей-современников: через социальную активность, проектную деятельность, благотворительную деятельность, презентацию литературы с применением ИКТ.
По итогам реализации проекта можно сделать вывод: в процессе реализации проекта созданы оптимальные условия для формирования духовно-нравственных качеств личности школьника, обучающиеся и социум села успешно познают и принимают смыслы духовно-нравственных ценностей как личностно-значимые ориентиры поведения.
В рамках перехода на ФГОС к школе предъявляются новые требования в создании условий, способствующих совершенствованию образовательных отношений, повышению качества обучения на основе применения ИКТ, интерактивных технологий как в системе обучения, так и в системе управления ОУ. Школьные информационно-образовательные центры становятся информационной инфраструктурной образовательной деятельности, позволяющей удовлетворять информационно-образовательные потребности всех участников образовательных отношений. Они создают среду для обучения школьников, совершенствования педагогического процесса при реализации основной образовательной программы.
26