«Роль информационной деятельности в современном обществе. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов».
1. Роль информации в современном обществе.
- Вещество, энергия и информация – важнейшие сущности нашего мира.
сбор + систематизация =
Информация и информационные технологии всегда играли и играют огромную роль в жизни общества и отдельного индивидуума.
сведения об окружающем мире
Информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний.
Владение информацией, доминирование на информационном поле с древнейших времен было необходимым условием развития общества и наличия власти у господствовавшей социальной группы.
Сейчас, в первой половине XXI века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе .
Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.
- Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.
Основным объектом предмета информатики является процесс информатизации и компьютеризации современного общества , который:
• охватывает все сферы нашей жизни (от отдыха до космоса),
• развивается невиданными в истории темпами.
При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
2. Основные этапы развития информационного общества.
Исторические типы общества
Традиционное
(аграрное)
Постиндустриальное
(информационное)
Индустриальное
(капиталистическое)
Переход от одной стадии к другой сопровождался
рывком в науке и технике, который приводит к глубинным
сдвигам в жизни общества, революционным преобразования
во всех сферах человеческой деятельности,
и в первую очередь
это касалось преобразований в сфере обработки информации.
Революция (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы, или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
- Революция – качественный, резкий скачок в развитии, предполагает более быстрые и существенные изменения.
- Эволюция - развитие происходит более медленно, плавно.
- Реформа - в результате которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ.
Информационная революция – качественные изменения во всех сферах человеческой жизни в связи с внедрением принципиально новых средств хранения, обработки и передачи информации.
Задание № 1. (заполнить таблицу).
Информационная
Первая
революция
Период времени
.
Вторая
Основные изобретения
.
.
Третья
Носители информации
Четвертая
.
Радикальные изменения в истории человечества
.
.
.
.
Пятая
.
.
.
.
I информационная революция :
1.Период
2.Изобретение
125 тыс. лет до н.э.
3.Носители информации
возникновение речи и языка
Человеческая речь
4.Радикальные изменения в истории человечества
появилась возможность полноценно общаться с находящимся рядом собеседником, информация сохранялась и передавалась следующему поколению в устной форме
II информационная революция:
II информационная революция :
Период
Изобретение
Около 3200 года до н.э.
Носители информации
Изобретение письменности.
Глина, папирус, пергамент.
Радикальные изменения в истории человечества
Возможность фиксировать знания на метериаль-ном материальном носителе. Появление средств и методов накопления знаний. Передача знаний новым поколениями в истории человечества
III информационная революция :
III информационная революция :
Период
Изобретение
Середина XV века
Носители информации
книгопечатание
бумага.
Радикальные изменения в истории человечества
Новый способ хранения информации: более качественный, быстрый, массовый. Доступность культурных ценностей привела к возможности самообразования. Тиражирование информации
IV информационная революция :
1838 г. - телеграф
1876 г.-телефон
1895 г. – радио.
Появление средств
информационной коммуникации
- Телеграф (др.-греч. τλε — «далеко» + γρφω — «пишу») в современном значении — средство передачи сигнала по проводам, радио или другим каналам электросвязи.
- Телеграф был изобретен в 1837 году двумя англичанами К. Бетстоном и Б. Куком. Более современный телеграф появился в Америке. Его создал Сэмюэль Морзе в 1838 году.
Появление средств
информационной коммуникации
- Телефон (др.-греч. τλε «далеко» и φωνή «голос», «звук») — аппарат для передачи и приёма звука (в основном — человеческой речи) на расстояние посредством электрических сигналов.
В 1876 году другой американец, Александр Бэлл , изобрел телефон . В 1884 году телефонная кампания Белла протянула первую длинную телефонную линию от Нью-Йорка до Фестона.
Появление средств
информационной коммуникации
- Ра́дио (лат. radio — излучаю, испускаю лучи ← radius — луч) — разновид-ность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве.
25 апреля 1895 года А. С. Попов (1859–1906), применив антенну, демонстрировал свой «грозоотметчик» – первый в мире радиоприемник.
IV информационная революция :
Период
XIX век.
Изобретение
Изобретение телеграфа, телефона, радио.
Носители информации
Радиоволны, электрические сигналы.
Радикальные изменения в истории человечества
Создание средств коммуникации: радио, телеграф, телефон. Повышение степени распро-страняемости информации. Увеличение скорос-ти и оперативности передачи информации.
V информационная революция :
Период
Изобретение
Изобретение микропроцессорной вычислительной техники, переход от механических и электрических к электронным техническим устройствам
Носители информации
Радикальные изменения в истории человечества
Обработка и передача информации с помощью компьютеров и микропроцессорной техники в электронный форме. Стремительное увеличение объемов информации. Увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.
3. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
1 этап (до второй половины XIX в.) — «ручная»
информационная технология.
Инструментарий которой составляли:
- перо,
- чернильница,
- счеты,
- книга.
1 этап (до второй половины XIX в.) — «ручная»
информационная технология.
Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.
2 этап (с конца XIX в .) — "механическая"
технология .
Инструментарий которой составляли: пишущая машинка, арифмометр, диктофон…
2 этап (с конца XIX в .) — "механическая"
технология .
Оснащенная более совершенными средствами доставки: телефон, телеграф, радио, почта.
Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3 этап (40 - 60-е гг.XX в.) — "электрическая"
технология .
Инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппа-раты, портативные диктофоны.
3 этап (40 - 60-е гг.XX в.) — "электрическая"
технология .
Изменяется цель технологии — акцент начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4 этап (с начала 70-х гг.XX в.) — "электронная"
технология.
Инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.
4 этап (с начала 70-х гг.XX в.) — "электронная"
технология.
Акцент смещается в сторону формирования более содержательной информации .
5 этап (с середины 80-х гг. XX в.) —
«компьютерная» технология
Основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения.
5 этап (с середины 80-х гг. XX в.) —
«компьютерная» технология
На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ (создание систем поддержки принятия решения для разных специалистов). В связи с переходом на микропроцессорную технологию существенным изменениям подвергается бытовая техника, приборы связи и коммуникации, оргтехника. Начинают широко развиваться компьютерные сети (локальные и глобальные).
- 4. Информационные ресурсы
- Ресурс — это запас или источник некоторых средств.
В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:
- материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;
- природные (сырьевые) ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
- трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
- финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
- энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.
Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов:
- материальные,
- сырьевые (природные),
- энергетические,
- трудовые,
- финансовые .
материальные
сырьевые
энергетические,
информационные
трудовые
- В современном информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс
Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.
Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
- Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы , аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым.
Информационные ресурсы общества
Национальные информационные ресурсы
Библиотечные ресурсы
Архивные ресурсы
Научно-техническая информация
Правовая информация
Информация государственных (властных) структур
Отраслевая информация
Финансовая и экономическая информация
Информация о природных ресурсах
Информация предприятий и учреждений
Информационные ресурсы общества
В состав информационных ресурсов входят :
• библиотеки (более 150 тыс. в России, идет создание электронных каталогов, оцифровка книг);
• центры научно-технической информации (регистрация новых изобретений и открытий),
• архивы (идет перевод в электронный вид),
• отраслевые ресурсы (компьютерные центры предприятий, организаций по обработке информации и управлению),
• социальные ресурсы (здравоохранение, образование, пенсионый фонд, система страхования, туризм и т.д.).
- Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют .
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
- превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
- сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
- образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
- повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.
Информационный продукт — результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, — с помощью услуг.
Основные виды информационных продуктов
Информационные продукты
(аналитические обзоры, статьи, доклады, монографии, справки и др.)
Библиотечная система:
Информационные центры различного начинания:
Система научно-технической информации:
-обзора;
-первоисточники
-базы данных по определенным направле-ниям деятельности общества;
и их копии;
-переводы;
-мультимедийные
-реферативные сборники;
продукты;
-обзоры;
-бюллетени новых
-каталоги, справки;
-образовательные
программы и методики
поступлений;
-рубрикаторы
-комплекты технической докумен тации;
перспективных
-журналы или их копии, в том числе электронные
направлений
Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.
Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.
Услуги
Подготовка и оказание информационных услуг
Ретроспективный поиск информации
Традиционные услуги научно-технической информации
Выпуск информационных изданий
Предоставление первоисточника
Обработка данных
Переводы
Программное обеспечение
Обзоры
Реферативные сборники
Дистанционный доступ к удаленным базам данных
Информационные технологии
Down loading
Библиографи-ческие указатели
Информационные системы
Косвенный
Обзорные издания
Связь (телекоммуникационная и телефонная)
Регулярный поиск
Непосредст-венный
Справочные издания
Перечень услуг определяется
объемом
качеством
предметной ориентацией по сфере использова-ния информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных
в
компьютерном
варианте
в
некомпьютер-ном варианте
- База данных – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Рынок информационных продуктов и услуг — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок
Производители, собственники, владельцы информационных ресурсов
Пользователи (потребители) информации
Информационный рынок
Информация бытового характера о доступе к обычным товарам и услугам
Информационные технологии, компьютерные программы
Информация научно-технического характера (патенты, авторские права, научные статьи)
Базы данных, информационные системы
50-е годы 20 века
Современное время
Середина 70-х годов 20 века
- Справочная информация различного рода; Электронная обработка информации на ЭВМ; Передача информации по сетям связи
- Справочная информация различного рода;
- Электронная обработка информации на ЭВМ;
- Передача информации по сетям связи
- Электронные базы данных
- Электронные базы данных
- Диалоговый поиск информации через глобальные национальные проблемно-ориентированные информационные сети
- Диалоговый поиск информации через глобальные национальные проблемно-ориентированные информационные сети
Поставщиками информационных продуктов могут быть:
- Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
- Службы связи и телекоммуникации;
- Бытовые службы;
- Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства);
- Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги – информацию о них;
- Консалтинговые фирмы;
- Биржи;
- Частные лица (программисты) и пр.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица.
Выделим 5 секторов рынка информационных продуктов и услуг.
1-й сектор — деловая информация ( финансовая, статистическая и коммерческая )
2-й сектор — информация для специалистов, ( профессиональная, научная, техническая )
3-й сектор — потребительская информация, (новости, литература, развлекательная и пр.)
4-й сектор — услуги образования (включает все формы и ступени образования)
5-й сектор — обеспечивающие информационные средства, (программные продукты, технические средства, подготовка источников информации)
Классификация национальных информационных ресурсов