СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль информационных технологий в развитии познавательного интереса учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль информационных технологий в развитии познавательного интереса учащихся»

Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте

Смена приоритетов в системе образования, переориентация с авторитарной на личностно ориентированную модель привели к острой востребованности личности, способной к общественному, личностному, профессиональному самоопределению. В связи с этим основной задачей школы становится развитие познавательного интереса личности, который обеспечит условия для максимальной самореализации каждого ученика. Особое внимание должно быть уделено младшим школьникам, так как на этом этапе психического развития дети наиболее восприимчивы к формирующему влиянию взрослого. Познавательный интерес является важным компонентом структуры общей способности к учению.1

Под познавательным интересом мы имеем в виду такое интегративное (эмоционально-интеллектуально деятельностное) психическое образование, которое выражает субъектное отношение ребенка к получению новых знаний об объективной окружающей действительности.

В педагогической психологии выделены следующие условия формирования познавательного интереса у младших школьников: зависимость от усвоения теоретического предметного содержания, формирование отдельных элементов учебной мотивации в процессе учебной деятельности, построение активных взаимоотношений учителя и учащихся в ходе учебного процесса (Г.И. Щукина, В.В. Давыдов, А.К. Маркова).

В зависимости от степени выраженности показателей были выделены пять уровней сформированности познавательного интереса в структуре общей способности к учению.

Первый уровень – субъектно-поисковый – характеризуется оптимальным образом реализованным возрастным потенциалом развития познавательного интереса.

На втором уровне (продуктивно-поисковом) отмечается неустойчивость и эпизодичность проявления познавательного интереса. Он поддерживается благодаря усилиям взрослого. Со стороны ребенка проявляется меньшая активность по сравнению с первым уровнем.

Третий уровень (инактивный, репродуктивный интерес) характеризуется отсутствием творческих проявлений, поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого.

На четвертом уровне («зачаточном», элементарном) активность ребенка характеризуются заинтересованностью в формальной стороне познавательной деятельности, но при этом весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе.

Фактическое отсутствие познавательного интереса характеризует пятый уровень. Разрешение познавательной задачи на этом уровне не становится сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса сочетается с абсолютной несформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности.

Среди компонентов общей способности младших школьников к учению на первый план выдвигаются характеристики продуктивно-поискового познавательного интереса. Его проявлениями являются неустойчивость познавательного интереса, подверженность колебаниям, стремление к интеллектуальному напряжению. Кроме того, прослеживается зависимость актуализации интереса от стимулирующих воздействий, а также от типа и степени сложности стоящей перед учащимися познавательной задачи и от характера возникающих в процессе деятельности трудностей. У детей наблюдается склонность к конструктивно-пробовательному пути поиска решения и выявляются некоторые недостатки в способности осуществлять самоконтроль, оценку процесса и результатов своей деятельности.

Полученные данные и их анализ позволили разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по активизации познавательного интереса в структуре общей способности к учению.

Программа была ориентирована на работу с младшими школьниками, познавательный интерес которых соответствует второму и третьему уровню сформированности.

В основу коррекционной программы легли следующие основополагающие принципы.2

  1. Принцип субъектности предполагает обеспечение развития способности ребенка становиться субъектом познавательной деятельности. Субъектность в познавательной деятельности ребенка является сложной интегративной характеристикой, выражающей активное, инициативное, преобразовательное, творческое отношение к процессу познания. Реализация данного принципа позволяет сместить акценты с формирования знаний, умений, навыков на выработку психологических качеств, необходимых для самовыражения ребенка в деятельности, и заложить фундамент для проявления возможностей проектирования индивидуальной стратегии саморегуляции личности в будущем.

  2. Принцип целостности выражает требование возбуждения всех форм существования и проявления единого отношения: эмоциональной, практически-действенной и рефлекторно-оценочной.

  3. Принцип целенаправленности педагогического процесса. Необходимо соотнесение существующего уровня развития младшего школьника с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности.

  4. Деятельностный подход определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для формирования его познавательного интереса.

  5. Принцип комплексности означает, что коррекционная работа направлена на всех субъектов учебно-воспитательного процесса (ребенок – родитель – педагог).

  6. Принцип учета возрастных особенностей детей. Задания построены в зависимости от степени развития ребенка в соответствии с его возрастом.

С учетом всех параметров познавательного интереса в структуре общей способности к учению нами были выделены два направления коррекционно-развивающей программы по формированию познавательного интереса в структуре общей способности к учению.

Первое направление акцентировано на активизации как познавательного интереса в целом, так и отдельных его параметров.

Второе направление предполагает повышение психолого - педагогической компетентности и обогащение знаний учителей и родителей:

  • об особенностях и потенциальных возможностях младших школьников;

  • о создании условий, способствующих развитию способностей каждого ребенка;

  • о формировании у ребенка активной жизненной позиции, инициативности и раскрепощенности, самостоятельности.

Проведенная работа позволила сформулировать рекомендации для учителей начальных классов по формированию познавательного интереса в структуре общей способности к учению. К ним относятся

  • формирование познавательного интереса через основные компоненты, составляющие общую способность к учению, – интеллектуальный и неинтеллектуальный;

  • создание позитивной эмоциональной атмосферы обучения, положительного эмоционального тонуса учебного процесса;

  • использование эмоциональных средств сообщения и обобщения учебного материала.3

Основными приемами оптимизации педагогической детальности по формированию познавательного интереса у детей в структуре общей способности к учению являются:

  • задания в соответствии с темпом деятельности и возможностями ученика;

  • оптимальное количество заданий для выполнения: если ученику предстоит выполнить сложное задание, следует предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно передавая функции контроля самому ребенку);

  • для отдыха детей необходимо наличие пауз с легкими физическими упражнениями или расслаблением;

  • использование в процессе обучения игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр;

  • создание ситуации успеха, в которой ученик имел бы возможность проявить свои сильные стороны;

  • поддержка и поощрение любых проявлений инициативы и самостоятельности ребенка.

Реализация данного подхода по оптимизации педагогической деятельности позволит создать предпосылки для формирования познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению на высоком уровне.





Роль информационных технологий в развитии познавательного интереса учащихся

Для того чтобы сделать оптимальный выбор формы организации деятельности и учебного материала для каждой возрастной группы обучаемых, учителю необходимо учитывать следующие факторы4:

  • новизну учебного материала;

  • целесообразность введения нового теоретического материала;

  • необходимость изучения нового теоретического материала для решения определённой проблемы;

  • демонстрацию незавершённости теоретических знаний;

  • неожиданность некоторых химических фактов;

  • поиск связей между ранее изученным и новым материалом;

  • взаимосвязь теоретического материала и практических задач;

  • практическую значимость изучаемого материала;

  • красоту логических доказательств;

  • исследовательский, творческий характер учебного процесса;

  • элементы состязательности, азарта в обучении;

  • ситуацию успеха, радости познания;

  • игровую ситуацию.

Огромные возможности для развития познавательных интересов современных школьников открывают информационнные технологии (ИТ), которые позволяют решить актуальные задачи педагогики: развитие человека, его интеллектуального, творческого потенциала, аналитического, критического мышления, самостоятельности в приобретении знаний.

В связи с применением средств ИТ происходит трансформация деятельности по сбору, обработке, применению и передаче информации, осуществляемой участниками образовательного процесса и обеспечивающей развитие творческого потенциала личности, формирование системы знаний в определённой предметной области, умений и навыков осуществления учебной деятельности.

Меняется структура информационного взаимодействия при обмене информацией, при функционировании информационных потоков между субъектами образовательного процесса.

Выделяют ряд преимуществ внедрения информационных технологий в образовательный процесс:

  • возможность демонстрации экспериментов, которые нельзя осуществить в школьной лаборатории (отсутствие необходимого оборудования или опасность эксперимента для здоровья);

  • развитие творческих способностей учащихся, активизация познавательной деятельности и повышение мотивации к обучению;

  • осуществление контроля знаний и интеграция таких образовательных областей, как химия, биология, информатика и др., при которой учащиеся могут развивать свои творческие способности, применять их на практике.

Таким образом, использование информационных технологий, в том числе технологий мультимедиа и дистанционных технологий, способствует развитию познавательного интереса школьников, повышает качество усвоения учебного материала и позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся.5




Заключение

Таким образом, познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием  интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

Показателем познавательного интереса  будет, если дети:

  • думают (анализируют, обобщают, доказывают);

  • удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;

  • внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю;

  • фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью.

Выделяют три формы познавательного интереса:

  • ситуативный (эпизодическое переживание);

  • устойчивый активный интерес (эмоционально-познавательное отношение к предмету, объекту или определенной деятельности);

  • личностный (направленность личности).

Дошкольники не проявляют активность в обращении к взрослым с познавательными вопросами по ряду причин: родители и воспитатели нетактичным отношением подавляют желание детей, мотивируя это отсутствием времени, непониманием актуальности вопроса для ребенка или недостаточным объемом информации для ответа на вопрос. Дети, испытывая интерес к какой-либо сфере окружающей действительности, не проявляют активной позиции в его удовлетворении (данные предпочтения не отражаются в содержании полученных от дошкольников познавательных вопросов). В связи с этим, у дошкольников искажаются представления об источниках и способах получения информации.

Чтобы формировать и развивать познавательный интерес детей, необходимо укреплять в вашем ребенке веру в свои возможности, всячески поощрять его, также не ослаблять его интереса своим недоверием и негативом.

Ребенок, который еще почти ничего не знает об окружающем мире, интересуется абсолютно всем, что встречается на его пути. Используйте сочетание обучающих настольных игр и книг, это позволит не только очертить круг интересов ребенка, но и подтолкнуть его к самостоятельному изучению окружающего мира, фантазированию. Учет интересов ребенка – важная часть воспитания, позволяющая привить качества исследователя. Необходимо научить малыша правильно применять инструменты для измерения, подручные средства и имеющиеся в распоряжении материалы.

Смена приоритетов в системе образования, переориентация с авторитарной на личностно ориентированную модель привели к острой востребованности личности, способной к общественному, личностному, профессиональному самоопределению. В связи с этим основной задачей школы становится развитие познавательного интереса личности, который обеспечит условия для максимальной самореализации каждого ученика. Особое внимание должно быть уделено младшим школьникам, так как на этом этапе психического развития дети наиболее восприимчивы к формирующему влиянию взрослого. Познавательный интерес является важным компонентом структуры общей способности к учению.

Огромные возможности для развития познавательных интересов современных школьников открывают информационнные технологии (ИТ), которые позволяют решить актуальные задачи педагогики: развитие человека, его интеллектуального, творческого потенциала, аналитического, критического мышления, самостоятельности в приобретении знаний.

Список использованной литературы
  1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – М.: Речь, 2005.

  2. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2012.

  3. Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие. – М.: Гревцова, 2010.

  4. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – Спб.: Питер, 2010.

  5. Константинов В.В. Методологические основы психологии. – Спб.: Питер, 2010.

  6. Кун Д. Основы психологии: Большая энциклопедия психологии. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

  7. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие. – Р.н.Д.: Феникс, 2007.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2013.

  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб.пособие для вузов. – Р.н.Д.: Феникс, 2010.

  10. Чижевская И. Познавательный интерес младших школьников. – М.: Publishing, 2009.


1 Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб.пособие для вузов. – Р.н.Д.: Феникс, 2010. – с. 133

2 Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб.пособие для вузов. – Р.н.Д.: Феникс, 2010. – с. 135

3 Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб.пособие для вузов. – Р.н.Д.: Феникс, 2010. – с. 136

4 Кун Д. Основы психологии: Большая энциклопедия психологии. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – с. 246

5 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2013. – с. 208