СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль использования наглядных пособий при организации оценки знаний студентов в ходе практической работы бжд

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена роль использования наглядных пособий при организации оценки знаний  на  практических занятиях БЖД.    Наглядное пособие дает возможность оказать помощь преподавателю при объяснении нового материала, учащимся способствует лучшему усвоению материала и возможность самим применить на практике, значительно активизировать процесс обучения, побудить учащегося к самостоятельному мышлению, сопоставлениям, анализу и обобщениям.

 

Просмотр содержимого документа
«Роль использования наглядных пособий при организации оценки знаний студентов в ходе практической работы бжд»

ВВЕДЕНИЕ

Проводя занятия по БЖД, я увидел необходимость совершенствования контроля знаний учащихся - с учетом того, что как ни в одном другом предмете здесь важна связь знаний с практикой. Временные рамки урока не позволяют в полном объеме проводить практические занятия вне колледжа. Поэтому надо было придумать, как выйти из этой ситуации. Решил использовать сюжетно-наглядные материалы.

Наглядные материалы — сильнодействующее средство, и их необходимо активно задействовать в самостоятельной работе учащихся на практических занятиях. Они способствуют не только лучшему усвоению теоретических положений, но и выработке умения применять полученные знания в смоделированной на рисунке, но приближенной к жизни ситуации. Важность практических занятий вообще, и для студентов вузов в частности, трудно переоценить. Кроме закрепления и углубленного изучения лекционного материала на практических занятиях, студенты приобретают навыки, столь не­обходимые им в будущей профессиональной деятельности, в обычной жизни, а также в условиях чрезвычайных ситуаций. В ходе выполнения задания преподаватель отве­чает на все возникающие у студентов вопросы, осуществляет контроль выпол­нения.

















1.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения. Во всех группах методов используются одни и те же логические приемы интеллектуальной деятельности: сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы, поставка проблемы, доказательство и др.

Методы обучения при правильном их применении способствуют развитию речи учащегося, обогащению ее словарного запаса, усилению коммуникативности, обеспечивают развитие сенсорной сферы личности, двигательной сферы, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы.

О необходимости применения учащимися методов, основанных на практической деятельности, писал еще Я. А. Коменский. Он различал в обучении мышление, речь и деятельность, подчеркивая целесообразность правильного соединения знаний с практическими действиями. Воплощению этой идеи служили также основывавшиеся в XVIII столетии в Германии реальные школы, программы которых включали как теоретические, так и практические предметы (строительство, горное дело, бухгалтерия, животноводство и т. п.). Однако насколько целью такой «прагматизации обучения» была подготовка детей и молодежи к профессиональной деятельности, настолько реформа, разработанная в XIX в. И. Г. Песталоцци и преследовавшая цели воспитания, рассматривала практическую деятельность в качестве области воспитания. В этой концепции интересы воспитания доминировали над интересами производственного характера, что позднее нашло отражение, в частности, в предпринятой прогрессивистами, особенно Дьюи, перестройке работы школы. Лозунг Дьюи «учить через деятельность», который отводил практической деятельности учащихся роль важного средства, обеспечивающего их интеллектуальное и нравственное развитие, содействовал росту значимости практических методов в образовании разных типов и уровней.

В настоящее время виды работы, основанные на практической деятельности учащихся, выступают в качестве существенного компонента тех методов дидактической работы, которые служат более глубокому познанию действительности. Практические методы облегчают учащимся прежде всего непосредственное познание действительности. Однако, так как познание невозможно без привлечения словесных методов, необходимых, например, при планировании определенной практической деятельности и получаемых в итоге результатов, то методы, основанные на практической деятельности учащихся, используются обычно вместе с другими методами обучения, т. е. с наглядными и словесными. Конечно, пропорции между рассматриваемыми группами методов дидактической работы, а также их сочетание на отдельных уроках могут быть различными, поскольку они зависят, в частности, от возраста учеников, характерных особенностей учебных предметов, цели занятия и т. д. Различными могут быть и сами методы, основанные на практической деятельности учащихся. Прежде всего выделяют лабораторный метод и метод практических занятий.

Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, т. е. на создании искусственных условий, позволяющих вызвать какое-либо явление для исследования причин его появления, его хода и последствий. Используется этот метод прежде всего при изучении физики, химии и биологии. По этому при изучении БЖД нас будет больше интересовать метод практических занятий.

Метод практических занятий охватывает достаточно широкую область действий учащихся, например обработку материалов, обслуживание аппаратов и машин, техническое черчение, производственную деятельность, и т. п. «В отличие от лабораторного метода, согласно которому деятельность учащегося приближена к процессу научного исследования, и преследуется прежде всего цель познания, приобретения знаний, в методе практических занятий преобладает применение знаний к решению практических задач. Таким образом, на первый план тут выдвигается развитие умений пользоваться теорией на практике, связанное, однако, с постоянным приобретением и углублением имеющихся знаний»

Такого рода умения формируются успешно, когда учебный процесс охватывает следующие звенья:

• осознание учащимися содержания и значения данного умения;

• формулировка на основе уже имеющихся знаний одного или нескольких правил деятельности;

• показательное выполнение данного действия преподавателем; 

С формированием у учащихся разнообразных практических умений связано и приучение их к соблюдению таких «принципов добросовестного труда», как хозяйственность, т. е. целесообразность, экономность и производительность труда, а также принцип рационального планирования и выполнения поставленных задач. Благодаря этим принципам учащиеся знакомятся с так называемым организационным циклом работы, включающим следующие моменты: точное осознание цели предстоящей работы (задачи), анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, выполнение (вместе с сопутствующим ему поэтапным контролем и оценкой результатов всего задания) и, наконец, сравнение выполнения задания с планом, критический анализ и формулировка выводов.

Перестройка обучения требует использования активных методов. Методы обучения – одна из существенных и сложных проблем в методике предметного обучения. На развитие методов предметного обучения влияют методы безопасности жизнедеятельности как науки и практики, тенденции методологии, достижения дидактики и методики обучения предмета. Основу такого определения метода положено отношение между целью и характером деятельности, направленной на ее достижение. Цель определяет то, какой должна быть система действий человека.

Проблема методов обучения является наиболее дискуссионной в педагогике и частных методиках. С одной стороны, это объясняется некоторым разночтением термина «метод» из-за синонимического использования таких слов, как «способ», «путь», «средство», «методика», а с другой – богатым арсеналом различных методов, в определении которых разные педагоги и методисты применяют разные подходы.

В методике предметного обучения чаще всего методы определяются ключевым словом «способ».

Источник знаний определяется содержанием учебного материала, которое является ведущим в образовательном процессе, реализующим цели обучения.

Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности

Общая теория методов, богатый опыт практики училищ позволяют оценить различные подходы к группированию методов. Представляем данные подходы.

В практике сложились различные методы предметного обучения. Однако все их разнообразие можно сгруппировать по наиболее существенным общим признакам: источник получения знаний, характер деятельности учителя, характер деятельности учащихся в процессе обучения. Названные признаки являются главными в определении того иного метода, применяемого в обучении.

Выделены три группы методов обучения:

• словесные (один источник знания – слово);

• наглядные (два источника знаний – слово и наглядность);

• практические (три источника знаний – слово, объект изучения и практическое обследование предмета).

К группе словесных методов относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция, дискуссия, диспут. Здесь деятельность учителя выражается в виде слова, а деятельность учащихся преимущественно в виде слушания, осмысления, устных или письменных ответов.

Словесные методы применяются с целью развития познавательной активности и логического мышления учащихся, формирования речевых навыков, внимания и памяти.

Словесные методы применяются при необходимости описать словом событие или процесс, вызывая чувство сопричастности, сопереживания, что особенно важно при обучении безопасности жизнедеятельности.

Группу наглядных методов представляют демонстрации опытов и наглядных пособий, показ предметов и явлений в натуральном виде или в изображении (рисунок, схема, муляж, модель). Учитель словом организует наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и таким путем приобретают знания.

Группу практических методов в предметном обучении представляют работы с изучаемым объектом или учебником. Их используют во время лабораторных работ на уроке или практических занятиях, на экскурсии и т. д. На уроках, работая с раздаточным материалом или с учебником, школьники путем непосредственного общения с изучаемым объектом (рассмотрение, обследование, измерение, подсчет или расчленение на части) овладевают знанием. Как видим, слово участвует во всех группах методов обучения, но в словесных его функция – это источник знания, в наглядных и практических слово – организатор наблюдения и практической деятельности учеников.

2.НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

Наглядные пособия – это конкретные объекты, используемые учителем на уроке, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, , фильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие предметное содержание изучаемых предметов и явлений – основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование – вспомогательные.

Важное место среди них для предметного обучения занимают кинопроектор, диапроектор, DVD, телевизор, компьютер и др. К средствам наглядности относят также звукозаписывающие и воспроизводящие звук приборы (магнитофон, видеотехника и др.).

Среди технических как особую группу часто выделяют аудиовизуальные средства, в том числе средства статической экранной проекции (учебные диафильмы, диапозитивы или слайды, и др.), динамической (учебный видеофильм, телевидение), а также звуковые (учебное радио, звукозапись). Все эти аудиовизуальные средства обучения имеют преимущество перед обычными печатными пособиями, так как позволяют показать изучаемые явления и процессы во всех стадиях и в нужной последовательности. Быстрая смена кадров создает впечатление динамичности, но в некоторых случаях изображение (кадр) может быть удержано на экране. Использование телевидения для предметного обучения во многом расширяет возможности изучения окружающей человека природно-социальной среды на уроке в условиях класса. В школах появилась возможность самим делать видеозаписи интересных природных явлений, создавать кабинету по любому учебному предмету нужную для обучения видеотеку, приобщать к такой работе школьников.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса предметного обучения: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других формах предметного обучения.

Во всех этих случаях важно организовать правильное наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта. Например, схематический рисунок, заключающий в себе проблему из области ГОЧС, это часть маленького реального жизненного триллера. Наглядный сюжетный материал активизирует мышление студента. Образное изображение проблемы является дополнительной информацией, побуждающей к творческой деятельности. К наглядному сюжетному материалу упражнения мною предъявляются следующие требования.

В нем должны отражаться:

• теоретическое содержание урока;

• объективность и реальность ситуации;

• элементы для ее анализа с учетом содержания учебной дисциплины;

• учебная проблема по конкретному материалу.

Кроме того, этот материал должен:

• укреплять дидактические единицы через элементы композиции заданий;

• минимизировать возможности ошибочных ответов по формальным признакам;

• предусматривать степень самостоятельности учащихся выше, чем объем знаний по учебному материалу.

Важным моментом ответа учащихся должны быть их рекомендации по предотвращению аварийных ситуаций. Если на уроке отсутствует наглядный материал, то следует стандартный ответ: замена устаревшего оборудования, установка дополнительных приборов, усиление контроля за технологическим процессом и т.д. Анализ ошибок и нарушений, допущенных в сюжетно-наглядном материале, — это тоже средство практического приобретения и пополнения знаний учащихся. Увидев ошибки на рисунке, ученик активизирует ответ: ошибочное расположение объекта — без учета розы ветров, рельефа местности, близости общественных зданий к опасному объекту, а также недостаточная ширина санитарно-защитной зоны и т.д.

Одной из главных задач, решаемых преподавателем на занятии, является развитие практического мышления ученика, которое включает в себя: вероятностный подход к анализу явлений, процессов действительности; системность, логичность и конкретность мышления; опору в деятельности на полученные знания. Практическое мышление требует более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям и умению перехода от размышления к действию и обратно. Нетипичные, нестандартные ситуации, изображенные в наглядном материале, требуют практической смекалки, сообразительности, наблюдательности, умения видеть целое и все его детали.

Наглядные методы на уроках курса «БЖД» обычно используют различные демонстрации натуральных объектов, опыта, таблицы, рисунка на доске, учебного видеофильма и т. п



Разделы и темы программы

Наглядные пособия

1.Гражданская оборона - составная часть

обороноспособности страны


1.1Гражданская оборона. Основные понятия и определения. Задачи ГО.(используем презентацию)

1.2Средства индивидуальной защиты населения(предназначены для предохранения людей от воздействия аварийно химических опасных ,радиоактивных веществ, медицинские средства защиты)

2.Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний


3.2Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика(используем презентацию)

3.3СПИДи его профилактика(используем презентацию)

3.4Первая медицинская помощь при ранениях.(используем плакаты)

3.6Первая медицинская помощь при утоплении, тепловом и солнечном ударе(используем видеофильм)

3.7Первая медицинская помощь при переломах и кровотечениях(используем плакаты, презентацию)

3.9Первая медицинская помощь при остановке сердца(используем плакат, учебный макет МАКСИ 2)

3.10Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте(используем презентацию)

4.Основы здорового образа жизни


4.3Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек(используем презентацию, оверхед с просмотром фолий)

5.Вооруженные силы РФ – защитники нашего Отечества


5.2Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных сил, рода войск .История их создания и их предназначения.(используем стенд ,презентацию)

5.10Боевое знамя воинской части. Ордена. Ритуалы Вооруженных Сил РФ.(используем плакат)

6.Воинская обязанность


6.1Основные понятия о воинской обязанности(используем плакат)

6.3Обязательная подготовка граждан к военной службе(используем плакат)





ДЕМОНСТРАЦИЯ – метод обучения, который основан на показе учащимся, в целостности и деталях, реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем.

Сущность этого метода заключается в создании у обучаемых наглядного образа изучаемого предмета или явления, формировании конкретных представлений о его сути и содержании.

Демонстрация позволяет ученикам более эффективно воспринимать и осмысливать сложные явления действительности в их динамике, времени и пространстве.

Демонстрация осуществляется с помощью определенных действий педагога, предварительно подготовленных учеников, изобразительных средств наглядности, показа кинофильмов, телепередач и т. д.

Применение демонстраций развивает познавательную активность, активность восприятия и мышления. Поэтому учителю следует использовать вопросы, которые привлекают внимание учеников к изучению демонстрируемого объекта, помогают целенаправленно и последовательно наблюдать, сравнивать, находить главные признаки, делать выводы и обобщения.

Демонстрационные – обеспечивают восприятие натуральных объектов, действий людей, приборов, механизмов в динамике. При этом учащиеся могут познакомиться с внешним видом объектов, свойствами явлений и их внешних проявлений. При изучении курса «ОБЖ» особенно часто преподавателем применяется личный показ действий, приемов, работы приборов, моделирование поведения, ситуации самим педагогом или специально подготовленными учащимися.

Технология демонстрации включает определение:

– времени и места демонстрации на уроке;

– порядка знакомства с объектом (название, внешние признаки, отдельные свойства, качества данного объекта);

– формы подачи объекта (фронтальная или групповая);

– необходимости работы с учебником;

– содержания рисунков и записей в тетради.



Иллюстративные – образное воссоздание формы, структуры сущности явления (используются изобразительные материалы – рисунки, карты, схемы, макеты, муляжи, модели, произведения изобразительного искусства и видеоматериалы – кинофильмы и видеофильмы, слайды, медиасредства).

Использование иллюстративных методов при обучении курса «ОБЖ» способствует лучшему усвоению материала, формированию ярких конкретных представлений, облегчает процесс формирования понятий. Эффективность иллюстрации во многом определяется методической грамотностью применяемой технологии показа.

С целью развития познавательной активности учащихся при показе видеоматериалов можно использовать следующие методические приемы:

• сопоставления оригинала (видеозаписи) и модели (описания в учебнике);

• группировка объектов по различным основаниям (классификация);

• коммуникации (использование различных видов фиксирования наблюдаемого явления – описание, рассказ, репортаж, письмо, статья, сочинение ит. п.);

• прогнозирование – составление прогнозов ликвидации последствий ЧС (развития хозяйства в зоне ЧС);

• составления правил безопасности, списка профилактических мероприятий.

Оборудование кабинета ОБЖ средствами оснащения осуществляется на основе рекомендованного Министерством образования РФ примерного перечня. Желательно, чтобы весь комплект средств оснащения представлял собой определенную систему, элементы которой хорошо сочетались бы в содержательном и методическом отношении.

Натуральные пособия.

Также в качестве натуральных пособий используются на уроках курса «БЖД» образцы аварийно-спасательного инструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты, средства пожаротушения и первой медицинской помощи.

Обеспечить все уроки натуральными объектами не представляется возможным не только потому, что надо бережно относиться к природным ресурсам, но и в связи с тем, что не все можно принести в класс и не все можно увидеть на живых объектах. Раскрытие процессов, закономерностей живой природы требует включения в учебный процесс специально разработанных изобразительных пособий. Они играют большую и очень важную роль.

Изобразительные пособия отличаются очень большим разнообразием. К ним относятся объемные – макеты (аварийно-спасательных инструментов, местности и зданий, простейшего укрытия и убежища), муляжи и модели; рисованные – таблицы (рисованные и монтировочные), репродукции картин, фотографии, схемы, дидактический раздаточный материал.

Муляжи – это пособия, которые точно копируют натуральные объекты. Фабрично изготовленные муляжи показывают форму, размеры, окраску природных объектов. Их используют в тех случаях, когда нет возможности применить натуральный объект или натуральный объект по какой-либо причине не дает учащимся полного представления о нем.


3. МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВАЖДЕНИЕ НА УРОКАХ БЖД

При изучении материала преподавателю БЖД необходимы иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность.

На уроках используются основные формы взаимодействия учителя и учащихся.

Пассивный метод–взаимодействие учащихся и учителя, в котором учитель является основным действующим лицом и управляет ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным. При выборе данного метода презентация несет в основном иллюстративную нагрузку.

Активный метод–преподаватель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся - не пассивные слушатели, а активные участники.

Интерактивный метод - в отличие от активных методов, ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивном уроке - направление взаимодействия учащихся друг с другом на достижение цели урока. Как показала практика, использование презентаций в любом случае повышает познавательную ценность урока, его эффективность независимо от метода обучения. К. Д. Ушинский выделял несколько типов урока, наиболее распространенным из которых является комбинированный урок. В его структуре присутствуют все основные элементы обучения. Поэтому, именно комбинированный тип урока наиболее часто используется в моей педагогической практике.

Структура комбинированного урока с применением мультимедийной техники имеет существенные преимущества. При помощи презентации каждый этап урока можно стараюсь сделать более плотным, наглядным и информационным.

Для каждого этапа урока с применением презентации в своей работе следую определенным правилам.

На начальном этапе урока (организационная и содержательная установка или мотивация) призванном сконцентрировать внимание учащихся на теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучения нового материала использую слайды для создания проблемной ситуации с последующим выходом на формулирование темы самими учащимися. Этому способствует количество слайдов, определенные анимационные эффекты, информативность изображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы). Стоит отметить, что применение на слайде статистических таблиц нецелесообразно, так как они трудно воспринимаются и анализируются школьниками любого возраста.

На следующем этапе урока – проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся, применяю презентацию для вывода в любой момент на экран той информации, которая является опорной для проверки знаний и их актуализации. Имею возможность возврата к ранее пройденным темам, непосредственному восстановлению конспекта, хода предыдущего урока, использованию визуальных подсказок, что способствует развитию долговременной памяти, укреплению внутрипредметных и межпредметных связей. Эту часть урока иногда ставлю перед этапом целеполагания, особенно если урок является продолжением изучения нового или обобщения ранее пройденного материала.

На этапе изучения основного материала подбираю задания, при выполнении которых обеспечивается получение школьниками новых знаний, навыков и умений. При выборе заданий руководствуюсь китайской поговоркой: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». Таким образом, при создании этой части учебной презентации придерживаюсь основного требования - на слайде должна находиться только полезная информация, отражающая цели и задачи урока. Особое внимание уделяю отбору информации и иллюстративного материала с указанием авторов, названий, событий, дат.

При работе в интерактивном режиме процесс получения новых знаний происходит во взаимодействии учеников между собой, а также учителем. Работа с презентацией позволяет мне наглядно заполнять заранее приготовленные формы (конспект урока). При этом учу детей формулировать главные мысли, и выражать их конкретно, лаконично. При проектировании слайдов планирую поэтапное заполнение схем причинно-следственных связей с использованием знаний по новому материалу или по другим предметам. Презентации обладают определенным преимуществом по формированию практических навыков, когда при помощи смены слайдов или анимации последовательно демонстрирую каждый шаг действий. В этом случае происходит не только более яркая их иллюстрация, но и увеличивается время для индивидуальной работы с ребенком.

Слайды могут нести и инструктивный характер в преддверии каких-либо действий, закрепления порядка их последовательности.

Во время закрепления изученного материала, диагностики прочности усвоения знаний, оценивания работы на уроке создаю презентации по принципу гибкости, наглядности, непредвзятости. При выборе такого подхода, предоставляю каждому ученику самому оценить свои успехи, определить ошибки, скорректировать их. В этом случае достоинство презентации состоит в том, что она позволяет при правильной конструкции не только выдавать правильный ответ, но и иллюстрировать его фрагментом урока. В своей работе использую различные варианты оценивания, от «Своей игры», особенно удобной при организации групповой работы, до графических диктантов и небольших тестов, в которых варианты ответов сопровождаются иллюстрациями.

Использование презентации выигрышно при проведении рефлексии, инструктажа по выполнению домашнего задания, подведению итогов урока, поскольку позволяет быстро восстановить весь ход урока, акцентировать внимание на значимых для выполнения домашней работы частях. При этом, ученики вынуждены становиться активными участниками, вспоминать ход собственных рассуждений и повторно формулировать главные мысли.

В заключительной части урока, презентация позволяет мне вернуться к его началу, построить диалог о достижении поставленных целей и задач. В результате такого окончания занятия, уже владею информацией об успешности изучения нового материала.

Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как преподаватель, так и учащийся.

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения. Во всех группах методов используются одни и те же логические приемы интеллектуальной деятельности: сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы, поставка проблемы, доказательство и др.

Методы обучения при правильном их применении способствуют развитию речи учащегося, обогащению ее словарного запаса, усилению коммуникативности, обеспечивают развитие сенсорной сферы личности, двигательной сферы, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Проводимые практические занятия имеют особенности, но условно их можно подразделить на три группы:

–    имеющие расчетный характер;

–    работа на приборах;

–    выполнение нормативов.

Организация и методика проведения занятий первой группы следующие.

В начале занятия преподаватель напоминает основные теоретические поло­жения, цель и важность темы занятия, порядок его проведения. Затем излагает­ся методика проведения расчетов на основе исходных данных, при этом каждо­му студенту выдаются «свои» исходные данные (одинаковые исходные данные даже для двух студентов учебной группы исключены).

Студенты, работая самостоятельно, проводят необходимые расчеты до по­лучения конечного результата. В ходе выполнения задания преподаватель отве­чает на все возникающие у студентов вопросы, осуществляет контроль выпол­нения. Так как каждый студент имеет свой вариант задания, то все студенты работают увлечённо и интенсивно. Итогом выполнения задания является пись­менный отчет о проделанной работе, оформленный в отдельной тетради. В от­чёте указывается тема и цель занятия, исходные данные для расчёта, подробная последовательность расчёта с промежуточными и конечным результатами. Ко­нечный результат студент сравнивает с нормируемым, и если расчётное значе­ние (освещённости, уровня шума, сопротивления заземления и т.д.) вышло за пределы допустимого, должен предложить способ устранения этого отклоне­ния, а при необходимости провести перерасчёт, т.е. студент проявляет элемент творчества. Например, нормативная величина естественной и искусственной освещённости для различных условий приводятся в таблицах.

Письменный отчёт оформляется в соответствии с требованиями руководя­щих документов, аккуратно, грамотно.

Тетради с письменными отчётами о практической работе студенты сдают преподавателю для проверки. За каждый отчёт студент получает две оценки: за содержание (за правильность расчётов и выводов) и за оформление. Если у преподавателя возникают вопросы при проверке отчётов, то студент приглаша­ется на беседу в дни и часы консультаций (согласно графику консультаций). Студенты, неудачно выполнившие отчёты, переоформляют их в часы самостоя­тельной работы, а пропустившие плановые занятия получают задание во время консультаций.

За каждую полученную положительную оценку студенту начисляются бал­лы и заносятся в его личную карточку.

Практические занятия, связанные с работой на приборах, расчётной части не имеют. Студенты должны изучить на конкретных образцах назначение, ха­рактеристики прибора, его устройство, комплект, порядок подготовки к работе, провести измерение, уложить в штатную упаковку.

В начале занятия преподаватель проводит инструктаж по мерам безопасно­сти под роспись студентов в журнале инструктажей.

В письменном отчёте студенты представляют назначение, основные харак­теристики прибора, комплект и недостающие элементы комплекта (если тако­вые есть), результаты измерений.

Правильность подготовки приборов к работе, снятие отсчётов, укладку приборов в штатную упаковку каждым студентом преподаватель проверяет и оценивает во время занятия.

Практические занятия, требующие выполнения нормативов (например, по надеванию противогазов, респираторов, других средств индивидуальной защи­ты), вызывают повышенный интерес у студентов. Получив задание, студенты знакомятся со средствами индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания и кожи. Затем преподаватель показывает приёмы правильного надевания СИЗ и знакомит с нормативами, после чего студенты тренируются в надевании СИЗ.

Перед выполнением нормативов студентам необходимо определить номер противогаза и респиратора для своей головы, для чего каждый из них произво­дит необходимые измерения (какие именно показывает преподаватель) с помо­щью мерной ленты и по таблицам находит соответствующий номер.

В письменном отчёте каждый студент указывает измерения и свой номер СИЗ.

Затем каждый студент по вызову преподавателя выполняет норматив на время и правильность выполнения (на оценку). Например, норматив по надева­нию противогаза ГП-5м такой: на оценку «отлично» – 10 с, на оценку «хорошо» – 11 с, на оценку «удовлетворительно» – 12 с. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если время надевания более 12 с, а также если противогаз надет с перекосом и имеются щели, или он порван. Сдача нормативов приобретает соревновательный характер и не оставляет безучастным ни одного студента.

В зависимости от профиля подготовки студентов программами по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предусматривается от 8 до 18 часов прак­тических занятий.

Учитывая то, что каждый студент за каждое практическое занятие получает по две оценки, в целом за курс он имеет от 8 до 18 оценок, что в совокупности с двумя, тремя оценками за контрольные работы по теоретическому материалу позволяет довольно объективно оценить знания и навыки студентов. Субъек­тивный фактор практически исключён. Единственный недостаток таких методов проведения практических занятий – большое время, необходимое препода­вателю для проверки письменных отчётов, но это уже ради повышения качест­ва обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать как при обучении, так и при оценке знаний и умений. А также изготовлять самому или вместе с учащимися необходимые наглядные пособия.

Наглядные учебные пособия принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям,, используемым на уроках БЖД. К изобразительным наглядным относятся также наглядные экранные пособия, учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.

В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное-то, что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся.

Важным условием эффективности использования наглядных пособий является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала.

Главные итоги применения наглядных пособий на уроках ОБЖ:

· Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

· Положительное отношение учащихся к предмету БЖД, к преподавателю друг к другу;

· Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;

· Появление и рост у учащихся познавательного интереса;

· Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях : методическое пособие / В. М. Евлахов. – М. : Дрофа, 2012.

2. Загвязинский, В. И. Теория обучения. Современная интерпретация : учебное пособие / В. И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2011.

3. Р Репин, Ю. В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / Ю. В. Репин ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 158 с.

4. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / под ред. Л. А. Михайлова. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.

5. Б Безопасность жизнедеятельности : сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций / сост. В. Н. Латчук и др. – М. : ДИК; АСТ, 2011.

6. Латчук, В. Н. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях : учебно-методическое пособие для проведения занятий с населением / В. Н. Латчук, Н. А. Крючек, С. К. Миронов ; под ред. Г. Н. Кириллова. – М. : изд-во НЦ ЭНАС, 2010.

7. О Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл. : учебник для общеобразовательных учебных заведений / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов и др.Дрофа,2011-302.

8. О Основы безопасности жизнедеятельности. 9 кл. : учебник для общеобразовательных учебных заведений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук и др. – М. : Дроф2011.

10. Журнал ОБ Ж. Основы безопасности жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!