МБОУ «Коелгинская СОШ
имени дважды Героя Советского Союза
С. В. Хохрякова»
учитель русского и литературы
Девяткова Е.Н.
Роль изучения литературы Южного Урала в воспитании нравственных ценностей у учащихся на уроках литературы.
Возрастание роли регионального компонента в структуре гуманитарных знаний становится характерной приметой нашего времени. Обращение к фактам культуры Урала на уроках литературы вызывает у школьников удивление, радость открытия, в конечном итоге - любовь к своему краю, гордость за свою страну.
Современный учитель хорошо понимает, что сегодня нельзя обучать, не обращаясь к региональному материалу, не извлекая из него всё лучшее, не формируя бережного отношения к национально - культурным ценностям.
Перед современной школой встала глобальная задача подготовки не просто гражданина, но и духовно- нравственного человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою жизнь по законам Добра, Истины и Красоты.
Русская литература всегда была частью нашей жизни. Это объясняется тем, что она исследует внутреннюю, духовную сферу человека, содержит в себе вечные истины, открывает нам мир во всей его сложности, полноте и красоте.
Изучение литературы имеет большое значение в воспитании растущего человека. Важными становятся не только факты, характеризующие общие тенденции, но и то знание, которое не просто остается в памяти, но и будет лично пережито ребёнком, станет частью его духовного потенциала, будет не только «освоено», но и «присвоено».
И в этом смысле трудно переоценить роль литературы родного края, которая, по словам В.Г. Маранцмана, « помогает в привычном, обыденном окружении увидеть высокую культурную тенденцию…»
Школьники должны знать творчество писателей и поэтов Южного Урала и представлять себе место нашей литературы в общем российском литературном процессе.
Литература Южного Урала в средних и старших классах изучается по двум хрестоматиям. 1. Хрестоматия «Литература России. Южный Урал». 5-9 класс. / Составители Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н., Соловьёва Т.В. - Челябинск : ООО « Издательский центр «Взгляд», 2002.
2. Хрестоматия «Литература России. Южный Урал» 10-11класс / Составители Крохалева Т.Н., Соловьёва Т.В., Стрелец Л.И. - Челябинск : ООО « Издательский центр «Взгляд», 2003.
Планируя уроки литературы с использованием данных хрестоматий, я опираюсь на возрастные особенности учащихся, творчески подхожу к отбору материала, выбираю тот, который будет доступен и интересен для ребёнка, обогатит его духовную сторону личности, культуру. На уроке использую такие приёмы и методы, которые будут наиболее эффективны.
Перед тем как начать знакомство с лирическими произведениями о природе родного края, провожу беседу о том, что такое родина, как понимается детьми это слово. Использую приём кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);
по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. (см. Приложение №1.)
Дети приходят к выводу в ходе рассуждения, что природа (леса, озёра, реки, птицы, животные), которая нас окружает, является частью нашей родины. Читая и анализируя произведения, мы видим, как наши земляки любят, ценят, уважают всё то, о чём пишут.
Восхищается красотой природы Южного Урала Л.К. Татьяничева в стихотворениях «Живу я в глубине России», «Урал» (Изучаем в 5 классе). Дети отмечают, что в данных произведениях автор рассказывает о родной
земле с любовью. Анализируя стихотворения, обращаем внимание на то, что Л.К.Татьяничева не только описывает свой край, но и выражает личное отношение к Уралу. Стихотворение «Живу я в глубине России» «…Милы и дороги до боли, да так, что глаз не оторвать/ Мне брови лиственниц собольи/ И сосен царственная стать… По красоте, по скрытой силе мне не с чем мой Урал сравнить…», стихотворение «Урал» «…Мне нравится, как жёсткий иней ерошит клеточки хвои».
Учащиеся заметили, что в стихотворении «Урал» поэт говорит с родным краем, как с человеком, используя обращение. «Чем опечален / Бор мой сильный / Все ль дети счастливы твои?.. Ну, как твоё здоровье/ Моя шумливая река? »
Дети, прочитав и проанализировав произведения, поняли, что Л.К. Татьяничева – человек, по-настоящему любящий родину, переживающий за неё.
Поэты Южного Урала не только прославляют свой край и признаются ему в любви, но и создают произведения, в которых обращаются к проблеме пагубного влияния человека на природу. Проблемы экологии, загрязнение окружающей среды очень остро стоят перед обществом. В 4 и 5 классах на уроках по окружающему миру дети говорят об экологических проблемах, поэтому учителю, опираясь на их знания, несложно проводить данный урок.
В.В.Сорокин - замечательный поэт, искренний человек, человек слова и долга. Стихотворение «Какая некрасивая вода…» (Изучаем в 6 классе) является ярким примером произведения, которое говорит о проблемах окружающей среды. Автор создаёт образ «некрасивой» воды. Человек «искалечил» её, отравив железом и мазутом.
Ученики сделали вывод о том, что вода предстаёт перед нами, как живой, думающий организм, пострадавший от деятельности человека. При анализе стихотворения были отмечены художественные средства. Автор использует
олицетворение «…За всё, что люди сотворили с нею/ Ей грезится во сне и наяву … Она таит обиду на завод…», сравнение «…она сейчас похожа на вдову, что без детей тоскует одиноко ». Эпитеты (некрасивая вода, боль непримирима, остра). Последние строки « … И ходит возле речки человек/ Трагедии своей не понимая » заставили задуматься ребят, и они пришли к выводу, что человечество, загрязняя воду, уничтожает себя, потому что без воды не может быть жизни на планете. Учащимся предлагается создать рисунки к изучаемым произведениям. (См. Приложение №2)
В.А.Суслов – талантливый поэт уральской земли. Стихотворения «Цветок», «Берёзы» (Изучаем в 5-6 классах) так же, как и произведения В.В.Сорокина, обращают нас к теме бережного отношения человека к природе. Перед чтением произведений вспомнили, какие цветы, растения занесены в Красную книгу. (Опора на материалы уроков «Окружающий мир»).
В произведении «Цветок» учащиеся отмечают, что лирическим героем является хрупкий цветок, который « дрожит на бровочке…/ глядит на узенький мосток / и прячется проказник». Автор через слово передал тревогу растения за свою судьбу «… А вдруг наклонится не тот,…Не тот возьмёт на праздник?.. ». В стихотворении «Берёзы» автор рассказывает о том, как страдает берёзовый лес от рук человека каждую весну. Люди идут в лес за соком, рубят деревья, оставляют их покалеченными. Учащиеся приводят примеры из жизни пагубного отношения человека к природе.
Анализируя стихотворение К.А. Шишова « Подснежники» (6 кл.), мы увидели, что данное произведение рассказывает нам не только о красоте первых весенних цветов, занесённых в Красную книгу, но и заставляет задуматься о хрупком растении, которое не хочет умирать от рук человека. Дети отметили лаконичность произведений, яркость созданных в них образов.
Учащиеся пришли к выводу, что цветы, растения, деревья, вода - это тоже живые, причём беззащитные организмы, человек обязан их беречь.
В 10 классе провожу урок «Я без Урала не могу…», до занятия ставлю перед учащимися задачу - написать небольшое эссе. Тему формулирую так: «Какое значение для меня имеет Родина?», либо «Родина. Родина? Родина!» (Приложение №3)
Перед тем как обратиться к произведениям, читаем работы. После прочтения делаем выводы и переходим к изучению произведений. Класс делится на группы. (Использую работу в группах). Каждой предлагаются стихотворения ( 1 гр. Л. Татьяничева «Я без Урала не могу…», «Родник»; 2 гр. М. Львов «Слово «Урал», 3гр. В. Сорокин «Когда- то мне говаривала мать» ). Задача ребят – определить, в каких ключевых словах (ассоциативный ряд) выражается понятие Родина у разных авторов.
В результате анализа произведений были сделаны выводы: у Л.Татьяничевой родина ассоциируется с такими словами, как родник, лес, снег, грибы, мята - природа; М. Львов – юность, клятва, присяга, фронт, металл – долг перед Отчизной; В. Сорокин – слова матери, луна, цеха, пролетарские ладони – гордость за Урал.
Я думаю, что после знакомства с произведениями поэтов Южного Урала о природе, родине дети станут бережно относиться ко всему, что их окружает. (Примечание: на данных уроках использую фотографии и презентации с пейзажами Южного Урала).
Одной из важных тем в изучении литературы нашего края является тема гражданской войны. К ней обращаюсь в 10 классе. Заранее дети получают задание – вспомнить из уроков истории материал о гражданской войне, о причинах и последствиях. Таким образом, осуществляется межпредметная связь с уроком истории. В учебной хрестоматии для 10-11 кл. представлены на эту тему поэтические и прозаические произведения. Учащимся предоставляется право выбора произведений. Одни выбрали отрывок из романа М. Гроссмана «Годы в огне», другие сопоставительный анализ поэтических текстов
К. Скворцова «Белый вальс» и О. Митяева «Провинциальная история». Чтение и сопоставительный анализ произведений подвели учащихся к выводу, что гражданская война - это страшное, разрушающее явление в жизни общества, когда люди одной страны, имея разные убеждения и взгляды, воюют друг против друга. Это братоубийственная бессмысленная война.
История Урала двадцатого века очень интересна. Размах социалистического строительства в годы первых пятилеток отразился в творчестве многих писателей и поэтов. Индустриальные стройки Южного Урала – особая страница в трудовой биографии нашей страны.
Магнитка - часть судьбы нашего народа. Современные школьники должны знать её историю. Раздел в хрестоматии для 10 -11 кл. называется по первым строчкам стихотворения Б. Ручьёва «Мы жили в палатке с зелёным оконцем… »
Данный урок имеет следующую цель: Изучить произведения авторов, для которых строительство Магнитки стало важным этапом в судьбе.
В начале урока просматриваем презентации о Магнитогорске, о металлургическом комбинате. (На уроках по краеведению учащиеся знакомились с данным материалом, поэтому им будет нетрудно вспомнить ранее изученное).
Предлагается провести анализ стихотворений Б. Ручьёва «Дополнение к анкете», «Канун»; Л. Татьяничевой «Ветеранам Магнитки», «Магнитогорск». Используем приём словесного рисования. Учащиеся рисуют словами то, что прочитали, затем сравнивают Магнитку Б. Ручьёва и Л. Татьяничевой.
В результате получилось следующее: Магнитка Б. Ручьёва видится в образах завода-гиганта, параллельно пролегает широкая дорога, которая является символом человеческой жизни. Магнитка Л. Татьяничевой – большой город, люди с улыбающимися лицами.
Это занятие никого не оставляет равнодушным, учащимся интересно узнать, как и чем жила молодёжь в начале двадцатого века. Они отметили, что это было интересное время в жизни наших земляков, так как они создавали историю.
Тема Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.) является одной из важных тем в творчестве наших земляков. К ней обращались
Г.Л. Занадворов, Л.К. Татьяничева, М.Д. Львов, М.С. Гроссман, А.Б. Горская,
А.В. Куницын, А.Д. Головин, А.Б. Павлов и многие другие.
Главной задачей учителя на уроках литературы, посвящённым теме Великой Отечественной войны, является формирование представления у учащихся о горе, разрушениях, страданиях, которые приносит война, смерти, уничтожающей всё на своём пути, о героизме и патриотизме нашего народа.
Во вступительной беседе вспоминаем дважды Героя Советского Союза С. В. Хохрякова, который сражался на фронте и является для нашей молодёжи ярким примером истинного патриотизма. Говорим о книгах «Комбат Хохряков»,
«Однополчане о легендарном комбате», посвящённых нашему земляку. Их автором является замечательный и удивительный человек И.Д. Рогозин. Встречи с ним в нашей школе стали доброй традицией. (См. фото в приложении №4)
Знакомясь с военными лирическими и эпическими произведениями, дети учатся ценить мирную жизнь, дорожить ею.
Учащимся предлагается сделать презентации по биографиям поэтов –фронтовиков. В начале урока на доске пишем слова- антонимы война и мир и приводим ассоциации к ним. (Война - разруха, голод, смерть, страдание, огромное горе, слёзы; Мир – голубое небо, яркое солнце, радостные люди, счастье…). В сопоставлении данных слов учащиеся видят антитезу. Рассматриваем произведения авторов, их видение войны.
Одним из авторов является М. Д Львов, сражавшийся во время войны в рядах 10 гвардейского Уральского добровольческого корпуса. Он прошёл фронтовые дороги сполна – до Берлина и Праги.
Тема войны тревожила и волновала поэта в мирное время.
На уроках обращаемся ко многим стихотворениям поэта. Одно из них «Фронтовые, погибшие, неживые, поникшие…» (6 кл.) рассказывает о трагедии человека, прошедшего войну. Лирический герой остался жив, но он мучается и страдает от того, что не может вернуть, воскресить своих друзей, товарищей. Он считает, что находится в «неоплатном» долгу перед ними. Ему тяжело смириться с тем, что их уже нет. « Это несправедливо/ То, что нет вас в живых/ Где мне взять это право/ Чтобы вызвать вас в жизнь? / Вам положена Слава!/ Вам положена Жизнь!»
М. С. Гроссман участвовал в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня. Прожил сложную, полную трудностей жизнь. Военная тема является основной в его творчестве.
Произведение «Мальчикам Великой войны » посвящено памяти тех, кто не вернулся из боя. Автор рисует картину беспощадной войны, которая «пожирает» жизни молодых, ещё ничего не видевших в жизни людей. « …И любовь моя – одногодки – умирали в моих руках /Я вас помню в кровавых росах / Где разрыв, а потом – ни зги/ Ваши грязные как колёса / Задубевшие сапоги /… Вас запомнят века другие/ Всей безмерной земли края/ Братаны мои дорогие/ Мои мальчики, кровь моя…»
Учащиеся отмечают, что в строках этого стихотворения звучит и любовь, и боль за товарищей, и уверенность в том, что люди будут помнить тех, кто ценой своей жизни добился мира на земле.
Эффективным приёмом является чтение с остановками.
Подготовительная работа:
1. Подбираю текст для чтения. Критерии для отбора:
- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
- Динамичный, событийный сюжет;
- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делю на смысловые части. Прямо в тексте отмечаю, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Заранее продумываю вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Даю инструкцию и организовываю процесс чтения с остановками, внимательно слежу за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»)
Для данного вида работы использую рассказ Г.Л. Занадворова «Была весна».
Г.Л. Занадворов не дожил до конца войны, погиб весною 1944 года от рук полицаев. Ему было всего 34 года. Находясь почти два с половиной года в оккупированном фашистами украинском селе, он писал главы романа, рассказы, очерки, вёл дневник.
Рассказ «Была весна» читаем и анализируем в 8 классе. В произведении говорится о двух партизанах, молодых людях: раненой девушке и парне. Героиня погибает от рук фашистов, молодому человеку удаётся спастись. Узнав о гибели любимой, он мстит врагам…(Вопросы к тексту произведения:
Стр. 120. 1) Кто является главными героями рассказа? 2) Как вы понимаете лексическое значение слова «партизан»? 3) Опишите героев, как бы вы их изобразили? Стр.120-121. 1) Что вы узнали о Старом Терене? Опишите его внешность. 2) Как фельдшер встретил партизан? 3) Что грозило людям за помощь партизанам? 4) Какое слово взволновало старика? 5) Как вы думаете, почему он решил помочь молодым людям? Стр. 121-122. 1) Что понял фельдшер, осматривая рану девушки? 2) Почему парень хочет забрать девушку из амбулатории? 3) Как вы понимаете смысл фразы: «Старик спорил с обветренным партизаном и в глубине души удивлялся себе: будто рядом с ним он стал твёрже»? и т.д.)
В процессе анализа перед учащимися ставится проблемный вопрос: «Почему автор заканчивает произведение строками: « …В ту пору на Украине была весна… В вербах куковали кукушки, суля кому-то после войны долгие годы. Была война, и всё- таки была весна!»
Несмотря на тему войны, которая является основной в данном повествовании, автор верит в жизнь, в победу над врагом.
Тема войны широко представлена в творчестве южноуральских поэтов и писателей. В хрестоматиях даны подробные биографии, замечательные, яркие произведения, посвящённые этой теме. Учащиеся с интересом изучают творчество наших земляков, обогащая свои знания. Они переживают, сочувствуют героям, у них формируется чувство патриотизма, отрицательное отношение к войне и гордость за свою родину, победившую фашизм.
Формирование нравственных качеств у учащихся таких, как доброта, честность, милосердие, любовь, искренность, сострадание, совесть, благородство является важной задачей учителя литературы.
Одним из главных нравственных качеств личности является совесть.
В.М. Шукшин считал совесть основным мерилом жизни. Он писал: « Я хочу, чтобы наши люди … чаще привлекали бы для решения вопросов в тех или иных ситуациях совесть, силу сердца своего… Совесть, совесть и совесть – вот это не должно исчезать».
Южноуральские поэты, прозаики обращаются в своих произведениях к теме совести.
В. А. Суслов пишет в стихотворении «Муки совести» (10кл.) о том, что совесть приходит к герою по ночам в образе тех людей, которых он когда-то обидел, огорчил. Совесть не даёт ему покоя, мучая душу.
А.Б. Горская тоже обращается к этой теме в произведении «Совесть» (7 кл.)
Она говорит о том, что совесть - это такое качество человеческой личности,
которое нельзя купить, нельзя продать. Совесть является самым строгим критиком и судьёй для человека. Счастлив только тот человек «…Кто с ней в согласии всегда живёт…»
О доброте говорит В.В. Сорокин «Добрым быть…» Учащиеся, прочитав стихотворение, сделали вывод о том, что автор призывает людей быть добрыми, терпимыми друг к другу. (Говорим о толерантности). «Злобным стать – трудов не надо много/ Добрым быть – стремленье не для слабых.»
О милосердии, уважении пишет К.А. Шишов в стихотворении «Будут ли дети беречь стариков…» (6-7кл.)
Читая это небольшое произведение, ученики вспомнили своих бабушек, дедушек, родителей, знакомых. Говорили об уважении, как качестве, которым должен обладать каждый культурный человек.
Об искренности написано произведение Л.К. Татьяничевой «Искренность» (5 – 6 кл.)
Перед знакомством с этим произведением дети попытались самостоятельно
определить лексическое значение слова « искренность». ( Искренность – это такое качество, которое не даёт человеку солгать. Искренний человек всегда говорит то, что думает).
Учащимся понравилось оно тем, что автор сравнила искренность с «…негаснущей искрой сильного и доброго костра!» использовала антитезу, противопоставление (искренности противопоставлены лицемерие и ложь).
Для десятиклассников очень актуальной является тема любви. О любви мечтает каждый человек. Очень важно на уроках литературы, на мой взгляд, говорить на эту тему, чтобы учащиеся могли понять, что любовь – это светлое, доброе, прекрасное, волшебное чувство. Говорить о любви помогают наши уральские поэты.
На данном уроке используем приём синквейна. Составляем два синквейна о любви. Первый – о взаимной Второй – о неразделённой любви.
Любовь 1. Любовь
Прекрасная, нежная 2.несчастная, безответная
Окрыляет, радует, прощает 3. Расстраивает, ранит
Любовь приносит счастье 4. Любовь приносит страдания.
Любовь – смысл жизни 5. Любовь- несчастье
Опираясь на знания детей по данной теме, мы увидели, что любовь бывает разной.
А какой её видят и показывают поэты южного Урала? Ставится следующая задача – выбрать стихотворения о любви, под каждым синквейном написать того автора и название, которое соответствует содержанию синквейна.
При анализе произведений было отмечено, что в стихотворении Р. Дышаленковой «Мысли о любви» есть яркая метафора «любовь – дитя самой Земли, в ней связь времён и первородство». Любовь для автора является самым важным в жизни. Человек, не имеющий любви, сравнивается с сиротой. Для Л. Татьяничевой любовь – это талант, который не каждому дан. Любовь для М. Гроссмана («Нет, не гожусь я в судьи строгие») – это прощение любимого человека.
Особое внимание было обращено на произведение К. Скворцова « Любимый мой, ты из меня растёшь…» стихотворение прочитали по ролям. Оно поразило своей образностью. Построено в форме диалога. Мужчина и женщина в нём представлены как единое целое. Учащиеся отметили силу любви, которая соединяет людей.
О безответной любви пишет Н. Година «Язык любви».
Учащимся было дано задание: Составить историю создания этого произведения. Получилось следующее: лирический герой и его возлюбленная знают друг друга давно, возможно, они женаты. Яркого чувства со стороны женщины уже нет, но в сердце героя любовь живёт.
Автор показывает печаль героя. Его любимая не воспринимает знаки любви (рассказы про звёзды, цветы) как раньше. Стихотворение заставило задуматься, почему уходит любовь, исчезают чувства?
С. Борисов «И вновь о любви не обмолвилась ты… » тоже посвящено теме неразделённой любви.
В итоге занятия учащиеся пришли к выводу, что любовь в творчестве поэтов тоже, как и у обычных людей, бывает разная: счастливая и неразделённая.
Милосердие, доброта, любовь, совесть, искренность, патриотзм, уважение - нравственные качества, к которым обращаются южноуральцы в своём творчестве. Изучая произведения, ученики понимают, как важны в жизни эти понятия. Без данных качеств не может человек быть культурным.
Обобщая всё выше сказанное, хочется сделать вывод о том, что литература Южного Урала играет огромную роль в воспитании нравственных ценностей у молодого поколения. Тот материал, который представлен в обеих книгах, для учителя литературы является бесценным. Изучая произведения, учащиеся получают знания о родном крае, о людях, которые любят и ценят Родину, хотят, чтобы наша молодёжь была образованной и культурной.
Используемая литература:
1. «Литература России. Южный Урал ». Хрестоматия. 5-9 кл./ Сост. Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н., Соловьёва Т.В. – Челябинск: ООО Издательский центр «Взгляд» 2002г.
2. «Литература России. Южный Урал ». Хрестоматия. 10-11 кл./ Сост. Крохалева Т.Н., Соловьёва Т.В., Стрелец Л.И.- Челябинск: «Взгляд» 2004г.
7