СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль категории целостности в аспекте диалектики вечности и времени в античной философии.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

категория целостности является сущностной характеристикой категории вечности и времени в античной философской традиции

Просмотр содержимого документа
«Роль категории целостности в аспекте диалектики вечности и времени в античной философии.»

Роль категории целостности в аспекте диалектики вечности и времени в античной философии.

Слово вечность в греческом языке произносится как айон или более привычно как эон. В классической греческой литературе у Гомера, Гесиода, Софокла термин айон тесно связан с понятием «жизнь», «жизненная сила», что раскрыто в работах лингвиста Э.Бенвениста (1937). Важным является понимание, что вечность – это бесконечно юная жизнь, целостная и полнокровная жизнь, а время это краткая часть жизни, убывание ее, угасание жизненных сил. Категория целостности в отношении проблемы вечности и времени раскрывается относительно понятия «жизни». У Еврипида диалектика вечности и времени связана с пониманием взаимосвязи категорий судьба (неизбежность) и свобода. «Многое порождает судьба (мойра) и айон, дитя времени» (Гераклит, 900). Судьба как неизбежность связана с временем; вечность, порождаемая временем, связана со свободой, неподвластностью судьбе. Диалектика времени и вечности порождает здесь целостность понимания всего происходящего в мире. Вечность как абсолютно целостное явление неподвластно судьбе, которая властвует во времени. В обыденном сознании понятия вечность и судьба могут сливаться, как это подмечает Лосев А.Ф. (ИАЭ, т. 7, ч.2., с.79), но в философско-теоретическом сознании они разделены. Судьба имеет функцию нецелостности, она разрывает вечность неизбежностью времени в различных частях прошлого, настоящего и будущего. У Эмпедокла «неизрекаемая вечность» содержит в себе оба космогонических начала - Любовь и Вражду. Диалектика вечности и времени здесь углубляется борьбой этих двух начал. Вечность выступает как целостная космическая жизнь, источником движения которой являются эти два начала. Во времени происходит борьба и господство этих двух начал, но гармония их и целостность выражается через категорию вечности. Сущность вечности выражается у досократиков через категорию субстанции. Вечность – это первозданная субстанция (вода у Фалеса, огонь у Гераклита, воздух у Диогена Апполонийского) в полноте всех космических проявлений. Во времени происходит изменение и гибель производных от субстанции форм. Гераклит сравнивает вечность с играющим ребенком, который расставляет шашки. Вечность у него отождествляется с демиургом -ребенком, а принципом жизни в космосе является игра, свободная жизненная сила, диалектически связанная с судьбой. Диалектика вечности и времени у Гераклита является наиболее яркой в античности. Время – серьезно, поэтому Гераклит и плачет во времени, вечность – несерьезна, свободна от страдания, она цель временной жизни. Категория целостности выражается у Гераклита через понятие единства. «Все едино: делимое - неделимое, рожденное – нерожденное, смертное-бессмертное, логос-айон, отец-сын, бог- справедливость) (Гераклит, 50). В ассоциативном ряду Гераклита время и вечность видны как разведенные понятия, где время есть демиург отец, а вечность – демиург ребенок, неделимый (целостный в своем бытии), нерожденный, бессмертный, справедливый. Вечность у Гераклита превышает разум, логос. Айон, вечность у него представляет собою единство всех возможных противоположностей. Такое же понимание диалектики вечности и времени у Платона, где айон – совпадение начала и конца времени. Вечность пребывает в едином, то есть сущность вечность – целостность, а время – «образ, движущийся от числа к числу (Тимей, 37сд). Также и для Аристотеля текучая вещественность во времени диалектично целостна в совершенном космосе с вечностью, айоном как совершенном пределе всякой текучести («О небе»). В неоплатонизме роль категории целостности еще более возрастает в диалектике времени и вечности, что раскрывается Лосевым А.Ф. (там же, с.72). «Вечность и есть такое мгновение, которое содержит всю бесконечную текучесть времени как одну точку», то есть как абсолютная целостность. Время же есть относительная целостность, целостность каждой точки в их множестве. Вечность- целостность всех точек в одной, всего со всем. Таким образом, категория целостности является сущностной характеристикой категории вечности и времени в античной философской традиции.