СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль химии среди наук о природе»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дается представление о месте  и роли химии среди наук о природе.

Просмотр содержимого документа
«"Роль химии среди наук о природе»»

Тема урока: «Место химии среди наук о природе. Значение химии для понимания научной картины мира»

Цель урока: Дать представление о месте химии среди наук о природе, о роли химии в решении биологических, геологических, физических и других задач современности. Объяснить о роли химии в формировании научной картины мира.

Тип урока: Комбинированный



Эпиграф

«В природе ничего иного нет, ни здесь, нн там, в космических глубинах,

От мелкой пыли до больших планет –

Все состоит из атомов единых.»

С. Щипачев



Ход урока

I Организационный момент

I I Основная часть урока

2.1 Проверка домашнего задания

2.2 Актуализация и коррекция знаний учащихся

Фронтальная беседа:

1 Что такое экология?

2. Какие экологические проблемы вам известны и чем они вызваны?

3.Какие химические явления и процессы лежат, по вашему мнению, лежат в основе следующих экологичесих проблем:

а) Озоновая дыра;

б) парниковый эффект;

в) кислотные дожди;

4. Что могут предложить химики для решения этих проблем?

5. Можно ли обойтись в современном мире без продуктов химической промышленности?

I I I Новый материал

3.1Мотивация познавательной деятельности учащихся

3.2 Сообщение темы и задач урока

3.3 Объяснение нового материала

1. Учитель: Природа не знает о делении на науки. Она едина. А это значит, что истинное познание законов ее требует коллективных усилий многих наук, иначе мы будем видеть только одну сторону явлений и ничего не знать о других. Вот почему самые интересные открытия рождаются именно на стыках наук.

Классическим примером влияния одной науки на развитие другой является воздействие революции 20 века в физике на химические науки. В результате этого была понятна сущность периодического закона Д.И. Менделеева, природа химической связи, валентности, механизма химических реакций и т.д. Дальнейшее развитие этих представлений и создало современную теоретическую химию, которая существенно отличается от химии предыдущего века.

В биологии этот процесс проникновения в сущность явлений наступил намного позже, когда стали стараться понять функции организма на физической и химической основе. Так создались современные представления о природе наследственности, сущности генов, механизме синтеза белка в клетке, действие ферментов, мышечной работе, энергетике организма.

Сегодня химия играет все возрастающую роль в изучении и понимании биологических процессов, и поэтому, чем больше физиков и химиков будут заниматься этими вопросами вместе с биологами, тем скорее будут решены многие проблемы.

Участие химиков и биологов может быть двояким. С одной стороны , они должны помогать биологам выяснить в чем существо дела, а другой стороны – сами должны учится у природы как можно быстрее и разнообразнее в интересах химической науки и технологии проводить химические процессы.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Предмет химии. Место Химии среди наук о природе

2. Работа с учебником ( На протяжении 10 минут читать учебник. Сделать на полях пометкки, что известно, что нового, что вызывает сомнение, что непонятно и необходимо спросить у учителя)

3. Обсуждение материала:

3.1 Вопросы:

1) Что изучает хими? ( составление опрного конспекта)

В искусственных условиях

( лаборатории, химические производства)

В природных условиях без участия человека

Природные

Существуют на Земле и в Космосе

Превращение веществ

Искусственные и

синтетические

ВЕЩЕСТВА

Предмет химии



























2 Что изучает физика?

3. Что изучает биология?

4. Что является общим в изучении этих наук?

Составляем диаграмму Вена







ФИЗИКА

Изучает механическое движение и физические явления

БИОЛОГИЯ

Изучает жизнь

(органическую форму движения материи)

ХИМИЯ

Изучает химические реакции

( химическую форму движения материи)

















МАТЕРИЯ МАТЕРИЯ

5. Какое значение химии? ( Составляем схему)

*в промышленности

*в сельском хозяйстве

*в медицине

*в быту

*защите окружающей среды

В познании живой и неживой природы

Практическое

ЗНАЧЕНИЕ ХИМИИ

Теретическое



























6. Более 250 лет тому назад М. В. Ломоносов написал : Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания». Как вы понимаете это выражение?

7. Для чего необходимы химические знания всем людям? (Составляем конспект)

ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ





Формирование научного мировозрения

Решение медицинских проблем



Создание новых материалов

Умение пользоваться химическими веществами в повседневной жизни

Значении химии в решении сырьевой, энергетической проблемы

Использование в различных отраслях производства науки

Сохранение природного сырья (Экологические знания)























IV ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

4.1 Подведение итогов работы

4.2 Выставление оценок учащимся, которые участвовали в обсуждении основных вопросов

4.3 Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!