СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль хорового пения в музыкально-эстетическом воспитании учащихся"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Роль хорового пения в музыкально-эстетическом воспитании учащихся".

Просмотр содержимого документа
«"Роль хорового пения в музыкально-эстетическом воспитании учащихся"»


Роль хорового пения в музыкально-эстетическом воспитании учащихся


Хоровое пение – искусство истинно народное

А.В.Свешников


Хоровое пение является одним из видов коллективной музыкально- исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры и музыкальной грамотности, воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения и, в конечном итоге, формированию личности учащегося. Хор, по словам В.Попова – это организованный коллектив певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.

В системе дополнительного музыкального образования значительное место занимают детские хоровые коллективы. Они могут состоять из дошкольников, учащихся младшего, среднего либо старшего возраста, петь одноголосно либо на несколько голосов, включать в состав юношеские группы.

Но какими бы хоровые коллективы ни были по составу, прежде всего, они решают задачу музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения, способствуют адаптации учащихся к социуму, толерантности, коммуникабельности. Именно хоровое пение как коллективный вид творчества, воспитывает в учащихся патриотизм, помогает выявить и раскрыть их творческие способности.

Неоценима роль хорового пения в формировании личности учащегося, ведь в хоровом искусстве соединены воедино музыка и слово. Музыка, обогащённая поэзией, оказывает более глубокое воздействие на психику учащегося, его художественное восприятие и развитие, воображение и чуткость.

Решение задач музыкального развития учащихся возможно только при условии достижения ими художественного исполнения музыкального репертуара. Выразительное, музыкально грамотное, эмоционально осознанное исполнение произведений непременно требует владения основными вокально-хоровыми навыками (певческое дыхание и звукообразование, вокальная артикуляция и дикция, ансамбль, строй). Формирование этих навыков не самоцель, а необходимая составляющая для раскрытия содержания исполняемого произведения. В этой связи хотелось бы привести высказывание известного педагога Н.Л.Гродзенской: «Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведений, но и качестве исполнения… работа над песней – не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, - это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент; это процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней надо много работать…»


Процесс освоения хорового произведения связан с кропотливой работой, благодаря которой преодолеваются художественно-исполнительские и технические трудности, это воспитывает в учащихся трудолюбие, умение подчинить личные интересы интересам коллектива.

Хоровое пение является наиболее доступной формой музыкально-исполнительской деятельности учащихся. Певческий голос может быть развит практически у всех ( необходим индивидуальный подход). Правильное вокальное развитие учащихся с учётом их возрастных особенностей и закономерностей становления голоса – залог формирования здорового голосового аппарата.

Успех работы руководителя хорового коллектива во многом зависит от того, насколько глубоко он осознаёт воспитательное значение хорового пения, владеет методикой и приёмами для грамотного музыкально-певческого развития учащихся, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу, связанную с художественно-исполнительским творчеством учащихся. Педагог, беззаветно любящий профессию, который в своей работе руководствуется принципами, выраженными в следующих высказываниях: «Русский народ – народ певец, песнетворец. Он сложил беспредельное множество прекрасных песен, которые способствовали ему в труде, в горе и радости; пение, в особенности хоровое один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране. Традиции хорового пения уходят далеко вглубь русской истории» добивается более высоких результатов. Сохранить в нынешних условиях певческие традиции без таких педагогов практически невозможно.


Александр Владимирович Коробейников -

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

музыкально-художественного отдела

2