Роль художественной детали в анализе и интерпретации рассказа А.П. Чехова «Дом с мезонином»
Выполнили: ученицы 10 а класса МБОУ «Гимназии №13 имени Э.А.Быкова»
Хомик Дарья Владимировна,
Щекаева Елизавета Андреевна
учитель:
Иванова Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Цели и задачи
- Основная цель анализа и интерпретации - высветить новые смысловые оттенки в тексте, тем самым подойти ближе к авторскому замыслу.
- Предметом нашего исследования является художественная деталь в рассказе А.П. Чехова «Дом с мезонином».
- Цель работы – выявление художественной детали в рассказе А.П. Чехова, осмысление её роли в построении текста.
- Задачи:
- - выявить типы художественной детали в рассказе,
- - определить её семантику и функцию в тексте.
- В своем исследовании мы опирались на работы литературоведов:
- Бердникова Г.П. А.П. Чехов: Жизнь и творчество (с.381-184),
- Чудакова А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение (с.26),
- Егорова Б.Ф. Структура рассказа «Дом с мезонином»/В творческой лаборатории Чехова (с.256),
- Туркова А.М. Чехов и его время (с.233-236),
- Абиевой Н.М. Поэтика костюма в прозе А.П.Чехова (с.246)…
- детали портрета Лиды и Жени,
- этимология имени Жени,
- «окна»,
- «зонтик от солнца»,
- «число семь»,
- «книга»,
- «круг»,
- «красный»,
- «бледность»,
- «агнец со львом»
- Деталь художественная – выразительная подробность, характерная черта какого-нибудь предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку, характеризующую не только весь предмет, частью которого она является, но и определяющая отношение читателя к происходящему. (Ладыгин М. Б., Нефедова Н. А., Тренина Т. Г. Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. - М.: Дрофа, 2000. – 45 с.)
В своей работе мы выделяем:
- портретные детали,
- пейзажные детали,
- бытовые детали,
- детали костюма,
- цветовые детали.
- ДОМ - это не только стены. К имению Волчаниновых ведут аллеи, в самом имении и сад, и парк, и «широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив».
- Дом во все времена считали крепостью, куда человек может уйти из внешнего мира в мир малый, частный.
Окна – это и бытовая деталь (« десять окон »),
и « глаза дома »,
и « свет »,
и картина в картине .
«…мотив ОКНА - символ поэтического вдохновения, прорыва в неведомое»
В. Н. Топоров. Энциклопедия «Мифы народов мира»
Лидия
- « стройная, красивая», « тонкая, очень красивая» , « тонкая, красивая »;
- «маленький упрямый рот», «с маленьким упрямым ртом », « с маленьким, изящно очерченным ртом…» , «маленький рот» ;
- «имела строгое выражение », глядела очень серьезно », «серьезная, не улыбаясь» , говорила «только о серьезном»;
- « тонкая, красивая, «неизменно строгая» с маленьким, изящно очерченным ртом…»
- «говорила много и громко»
«Дама с зонтиком, повернувшаяся налево». Клод Моне, 1886г .
- «Перчатки и хлыст – это атрибуты костюма наездницы , другими словами, костюма амазонки. Как известно, «амазонка» – женское платье для верховой езды с юбкой особой ассиметричной конструкции, получила распространение в XIX веке, когда верховая езда стала обычным времяпрепровождением женщин из дворянских семей».
Хлыст
Перчатки
- В словаре Тресиддера одно из толкований «красного цвета» трактуется как «мужское начало», «цвет жизни», «агрессии», «любви, радости», «молодости» (с.167-168)
«Школа, аптечки, книжки» -переживает мать.
Сравнение героини с адмиралом, который все сидит у себя в каюте»…, ещё более подчеркивает ее футлярность.
По комнатам она ходит «с деловым, озабоченным видом, отворяя то один шкап, то другой».
И солнечный зонтик, под которым уходит Лида, тоже своеобразный атрибут футлярности.
Через семь лет вокруг Лиды по-прежнему только « кружок симпатичных ей людей» .
Иллюстрации к
«Дому с мезонином». Дубинский Д.А.
Зонтик
Мисюсь
Д.А. Дубин ский. Иллюстрация к рассказу
А.П. Чехова «Дом с мезонином»
- «у белых каменных ворот» ; «у старинных крепких ворот со львами стояли две девушки»; «у ворот со львами стояла Женя»; «она шла за ворота в поле »; «нас до ворот провожала Женя»; «она побежала к воротам» .
- Д.А. Дубинский. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
- Художник вспоминает ее тонкую шею, тонкие плечи, ее тонкие, слабые руки, пальчик
- и трижды –глаза героини.
- Мисюсь смотрела на художника « большими глазами », в доме Волчаниновых с оживлением глядит в его лицо « своими большими глазами» , во время последней встречи устремляет на него « темные, печальные глаза ».
- Д.А. Дубинский. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
Глаза умеют говорить,
Кричать от счастья или плакать.
Глазами можно ободрить,
С ума свести, заставить плакать.
Словами можно обмануть,
Глазами это невозможно.
Во взгляде можно утонуть,
Если смотреть неосторожно.
- Омар Хайям
- Омар Хайям
- Омар Хайям
- Омар Хайям
- Омар Хайям
- Омар Хайям
- Омар Хайям
- Омар Хайям
- Омар Хайям
- Трижды акцентируется цветовая деталь «бледная»: бледное лицо , стояла тонкая и бледная, лицо её сильно бледнело , когда она читала книгу.
- (У Пушкина «бледная» Мария Гавриловна, «бледный» Бурмин; «бледным», по мнению Лизы, должен был явиться Алексей Берестов).
- Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
- Женя «читала целый день, с жадностью глядя в книгу …»; «тотчас же бросилась за книгу и читала »; «Женя читала , лежа в глубоком кресле»; « бледная от чтения »
- Кукрыниксы. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
- «Пушкин почти во всех произведениях, где касался культурного быта своего класса, рисовал героев и героинь, воспитанных на романах … Татьяна Ларина целый день в саду или в поле с книгою в руках. В романах находила она «свой тайный жар, свои мечты»
- Ю.М.Лотман
- САД - образ души, невинности, счастья. В древних традициях сад – это образ идеального мира, гармонии, космического порядка, противопоставленного хаосу.
- САД – этимологический синоним «рая» (Тресиддер, 1999: с.319).
- Д.А. Дубинский. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
- Имя персонажа – одно из средств, создающих художественный образ.
- «…в художественном произведении нет неговорящих имен…, для художественного произведения имена небезразличны».
- Ю. Тынянов
- Одним из вариантов имени Женя является имя Оуен, от валийского означает «ягненок»
- Агнец – ягненок - жертвенное животное.
- «Агнец со львом, изображенные вместе, означают рай.»
- Ягненок в христианстве, символизирует жертву .
- Владимир Панов. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
- Звезда - один из древнейших общечеловеческих символов.
- У всех славян падение звезды означает смерть его земного двойника.
- С. Алимов. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
-
Литература
8. Ладыгин М. Б., Нефедова Н. А., Тренина Т. Г. Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. - М.: Дрофа, 2000, с.45.
9. Бердников Г.П. Избранные работы: в 2т. Т.1. «А.П. Чехов: Жизнь и творчество/Г.П. Бердников – М.: Худож. лит,1986. с.381-384.
10.Трессиддер Джек Словарь Символов/Пер. с англ. С. Палько – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999, с.319
11.Ребель Г. Чеховские вариации. Русская литература//2012, с144-170.
12. http://www.kakzovut.ru/names/evgeniy.html
13. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. ООО «Буколика», 2008; РОО «РООССА», 2008, с.13.
14.В.Бауэр в Энциклопедии символики и геральдики. М.1998, с.180
15. http://citaty.socratify.net/omar-khaiiam
1.Чехов А.П. СС в 8-ми томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». М. 1970. Т 6 - с. 86-104.
2. Егоров Б.Ф. Структура рассказа «Дом с мезонином». В творческой лаборатории Чехова. М. Наука, 1974. с. 256.
3.Турков А.М. «Чехов и его время». М.: Худож. лит.,1980. С. 233-236.
4. Федосюк Ю.А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь – 3-е изд., испр. и доп. –М.: Русские словари, 1996, с. 58.
5. Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М.: Советский писатель, 1984, с.26.
6..А.П. Чудаков. Поэтика Чехова. М.: «Наука». 1971, с 167.
7. Катаев В.Б. «Проза Чехова: проблемы интерпретации». М.: Изд-во МГУ, 1979, с.4.
Благодарим за внимание…