СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль художественной детали в анализе и интерпретации рассказа А.П. Чехова «Дом с мезонином»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль художественной детали в анализе и интерпретации рассказа А.П. Чехова «Дом с мезонином»»

Роль художественной детали в анализе и интерпретации рассказа А.П. Чехова «Дом с мезонином»      Выполнили: ученицы 10 а класса МБОУ «Гимназии №13 имени Э.А.Быкова»       Хомик Дарья Владимировна,       Щекаева Елизавета Андреевна    учитель:   Иванова Людмила Сергеевна,    учитель русского языка и литературы   высшей квалификационной категории

Роль художественной детали в анализе и интерпретации рассказа А.П. Чехова «Дом с мезонином»

Выполнили: ученицы 10 а класса МБОУ «Гимназии №13 имени Э.А.Быкова»

Хомик Дарья Владимировна,

Щекаева Елизавета Андреевна

 

учитель:

Иванова Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Цели и задачи Основная цель анализа и интерпретации - высветить новые смысловые оттенки в тексте, тем самым подойти ближе к авторскому замыслу. Предметом нашего исследования является художественная деталь в рассказе А.П. Чехова «Дом с мезонином». Цель работы – выявление художественной детали в рассказе А.П. Чехова,  осмысление её роли в построении текста. Задачи: - выявить типы художественной детали в рассказе, - определить её семантику и функцию в тексте.

Цели и задачи

  • Основная цель анализа и интерпретации - высветить новые смысловые оттенки в тексте, тем самым подойти ближе к авторскому замыслу.
  • Предметом нашего исследования является художественная деталь в рассказе А.П. Чехова «Дом с мезонином».
  • Цель работы – выявление художественной детали в рассказе А.П. Чехова, осмысление её роли в построении текста.
  • Задачи:
  • - выявить типы художественной детали в рассказе,
  • - определить её семантику и функцию в тексте.
В своем исследовании мы опирались на работы литературоведов: Бердникова Г.П. А.П. Чехов: Жизнь и творчество (с.381-184),  Чудакова А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение (с.26), Егорова Б.Ф. Структура рассказа «Дом с мезонином»/В творческой лаборатории Чехова (с.256),  Туркова А.М. Чехов и его время (с.233-236),  Абиевой Н.М. Поэтика костюма в прозе А.П.Чехова (с.246)…
  • В своем исследовании мы опирались на работы литературоведов:
  • Бердникова Г.П. А.П. Чехов: Жизнь и творчество (с.381-184),
  • Чудакова А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение (с.26),
  • Егорова Б.Ф. Структура рассказа «Дом с мезонином»/В творческой лаборатории Чехова (с.256),
  • Туркова А.М. Чехов и его время (с.233-236),
  • Абиевой Н.М. Поэтика костюма в прозе А.П.Чехова (с.246)…
детали портрета Лиды и Жени, этимология имени Жени, «окна», «зонтик от солнца», «число семь», «книга», «круг», «красный», «бледность», «агнец со львом»
  • детали портрета Лиды и Жени,
  • этимология имени Жени,
  • «окна»,
  • «зонтик от солнца»,
  • «число семь»,
  • «книга»,
  • «круг»,
  • «красный»,
  • «бледность»,
  • «агнец со львом»
Деталь художественная  – выразительная подробность, характерная черта какого-нибудь предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку, характеризующую не только весь предмет, частью которого она является, но и определяющая отношение читателя к происходящему. (Ладыгин М. Б., Нефедова Н. А., Тренина Т. Г. Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. - М.: Дрофа, 2000. – 45 с.)
  • Деталь художественная – выразительная подробность, характерная черта какого-нибудь предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку, характеризующую не только весь предмет, частью которого она является, но и определяющая отношение читателя к происходящему. (Ладыгин М. Б., Нефедова Н. А., Тренина Т. Г. Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. - М.: Дрофа, 2000. – 45 с.)

В своей работе мы выделяем: портретные детали, пейзажные детали, бытовые детали, детали костюма, цветовые детали.

В своей работе мы выделяем:

  • портретные детали,
  • пейзажные детали,
  • бытовые детали,
  • детали костюма,
  • цветовые детали.
ДОМ - это не только стены. К имению Волчаниновых ведут аллеи, в самом имении и сад, и парк, и «широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив». Дом во все времена считали крепостью, куда человек может уйти из внешнего мира в мир малый, частный.
  • ДОМ - это не только стены. К имению Волчаниновых ведут аллеи, в самом имении и сад, и парк, и «широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив».
  • Дом во все времена считали крепостью, куда человек может уйти из внешнего мира в мир малый, частный.
Окна – это и бытовая деталь (« десять окон »), и « глаза дома », и « свет », и картина в картине . «…мотив ОКНА - символ поэтического вдохновения, прорыва в неведомое» В. Н. Топоров. Энциклопедия «Мифы народов мира»

Окна – это и бытовая деталь (« десять окон »),

и « глаза дома »,

и « свет »,

и картина в картине .

«…мотив ОКНА - символ поэтического вдохновения, прорыва в неведомое»

В. Н. Топоров. Энциклопедия «Мифы народов мира»

Лидия « стройная, красивая», « тонкая, очень красивая» , « тонкая, красивая »; «маленький упрямый рот», «с маленьким  упрямым ртом », « с маленьким, изящно очерченным ртом…» , «маленький рот» ; «имела строгое выражение », глядела очень серьезно », «серьезная,  не улыбаясь» , говорила «только о серьезном»; « тонкая, красивая, «неизменно строгая» с маленьким, изящно очерченным ртом…» «говорила много и громко» «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево». Клод Моне, 1886г .

Лидия

  • « стройная, красивая», « тонкая, очень красивая» , « тонкая, красивая »;
  • «маленький упрямый рот», «с маленьким упрямым ртом », « с маленьким, изящно очерченным ртом…» , «маленький рот» ;
  • «имела строгое выражение », глядела очень серьезно », «серьезная, не улыбаясь» , говорила «только о серьезном»;
  • « тонкая, красивая, «неизменно строгая» с маленьким, изящно очерченным ртом…»
  • «говорила много и громко»

«Дама с зонтиком, повернувшаяся налево». Клод Моне, 1886г .

 «Перчатки и хлыст – это атрибуты костюма наездницы , другими словами, костюма амазонки. Как известно, «амазонка» – женское платье для верховой езды с юбкой особой ассиметричной конструкции, получила распространение в XIX веке, когда верховая езда стала обычным времяпрепровождением женщин из дворянских семей». Хлыст Перчатки

  • «Перчатки и хлыст – это атрибуты костюма наездницы , другими словами, костюма амазонки. Как известно, «амазонка» – женское платье для верховой езды с юбкой особой ассиметричной конструкции, получила распространение в XIX веке, когда верховая езда стала обычным времяпрепровождением женщин из дворянских семей».

Хлыст

Перчатки

В словаре Тресиддера одно из толкований «красного цвета» трактуется как «мужское начало», «цвет жизни», «агрессии», «любви, радости», «молодости» (с.167-168)
  • В словаре Тресиддера одно из толкований «красного цвета» трактуется как «мужское начало», «цвет жизни», «агрессии», «любви, радости», «молодости» (с.167-168)
«Школа, аптечки, книжки» -переживает мать. Сравнение героини с адмиралом, который все сидит у себя в каюте»…, ещё более подчеркивает ее футлярность. По комнатам она ходит «с деловым, озабоченным видом, отворяя то один шкап, то другой». И солнечный  зонтик, под которым уходит Лида, тоже своеобразный атрибут футлярности. Через семь лет вокруг Лиды по-прежнему только « кружок симпатичных ей людей» . Иллюстрации к «Дому с мезонином». Дубинский Д.А. Зонтик

«Школа, аптечки, книжки» -переживает мать.

Сравнение героини с адмиралом, который все сидит у себя в каюте»…, ещё более подчеркивает ее футлярность.

По комнатам она ходит «с деловым, озабоченным видом, отворяя то один шкап, то другой».

И солнечный зонтик, под которым уходит Лида, тоже своеобразный атрибут футлярности.

Через семь лет вокруг Лиды по-прежнему только « кружок симпатичных ей людей» .

Иллюстрации к

«Дому с мезонином». Дубинский Д.А.

Зонтик

Мисюсь Д.А. Дубин ский. Иллюстрация к рассказу  А.П. Чехова «Дом с мезонином»

Мисюсь

Д.А. Дубин ский. Иллюстрация к рассказу

А.П. Чехова «Дом с мезонином»

«у белых каменных  ворот» ; «у старинных крепких ворот со львами стояли две девушки»; «у ворот со львами стояла Женя»; «она шла за ворота в поле »; «нас до ворот провожала Женя»; «она побежала к воротам» . Д.А. Дубинский. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
  • «у белых каменных ворот» ; «у старинных крепких ворот со львами стояли две девушки»; «у ворот со львами стояла Женя»; «она шла за ворота в поле »; «нас до ворот провожала Женя»; «она побежала к воротам» .
  • Д.А. Дубинский. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
Художник вспоминает ее тонкую шею, тонкие плечи, ее тонкие, слабые руки, пальчик и трижды –глаза героини. Мисюсь смотрела на художника « большими глазами », в доме Волчаниновых с оживлением глядит в его лицо « своими большими глазами» , во время последней встречи устремляет на него « темные, печальные глаза ». Д.А. Дубинский. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
  • Художник вспоминает ее тонкую шею, тонкие плечи, ее тонкие, слабые руки, пальчик
  • и трижды –глаза героини.
  • Мисюсь смотрела на художника « большими глазами », в доме Волчаниновых с оживлением глядит в его лицо « своими большими глазами» , во время последней встречи устремляет на него « темные, печальные глаза ».
  • Д.А. Дубинский. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»

Глаза умеют говорить, Кричать от счастья или плакать. Глазами можно ободрить, С ума свести, заставить плакать. Словами можно обмануть, Глазами это невозможно. Во взгляде можно утонуть, Если смотреть неосторожно. Омар Хайям Омар Хайям Омар Хайям Омар Хайям Омар Хайям Омар Хайям Омар Хайям Омар Хайям Омар Хайям

Глаза умеют говорить,

Кричать от счастья или плакать.

Глазами можно ободрить,

С ума свести, заставить плакать.

Словами можно обмануть,

Глазами это невозможно.

Во взгляде можно утонуть,

Если смотреть неосторожно.

  • Омар Хайям
  • Омар Хайям
  • Омар Хайям
  • Омар Хайям
  • Омар Хайям
  • Омар Хайям
  • Омар Хайям
  • Омар Хайям
  • Омар Хайям
Трижды акцентируется цветовая деталь «бледная»:  бледное лицо , стояла тонкая и бледная, лицо её сильно бледнело , когда она читала книгу.  (У Пушкина «бледная» Мария Гавриловна, «бледный» Бурмин; «бледным», по мнению Лизы, должен был явиться Алексей Берестов). Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
  • Трижды акцентируется цветовая деталь «бледная»: бледное лицо , стояла тонкая и бледная, лицо её сильно бледнело , когда она читала книгу.

  • (У Пушкина «бледная» Мария Гавриловна, «бледный» Бурмин; «бледным», по мнению Лизы, должен был явиться Алексей Берестов).
  • Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
Женя «читала целый день, с жадностью глядя в книгу …»; «тотчас же бросилась за книгу и читала »; «Женя читала , лежа в глубоком кресле»; « бледная от чтения » Кукрыниксы. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
  • Женя «читала целый день, с жадностью глядя в книгу …»; «тотчас же бросилась за книгу и читала »; «Женя читала , лежа в глубоком кресле»; « бледная от чтения »
  • Кукрыниксы. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»

«Пушкин почти во всех произведениях, где касался культурного быта своего класса, рисовал героев и героинь, воспитанных на романах … Татьяна Ларина целый день в саду или в поле с книгою в руках. В романах находила она «свой тайный жар, свои мечты» Ю.М.Лотман  Л. Тимошенко
  • «Пушкин почти во всех произведениях, где касался культурного быта своего класса, рисовал героев и героинь, воспитанных на романах … Татьяна Ларина целый день в саду или в поле с книгою в руках. В романах находила она «свой тайный жар, свои мечты»
  • Ю.М.Лотман

  • Л. Тимошенко
САД - образ души, невинности, счастья. В древних традициях сад – это образ идеального мира, гармонии, космического порядка, противопоставленного хаосу.  САД – этимологический синоним «рая» (Тресиддер, 1999: с.319). Д.А. Дубинский. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
  • САД - образ души, невинности, счастья. В древних традициях сад – это образ идеального мира, гармонии, космического порядка, противопоставленного хаосу.

  • САД – этимологический синоним «рая» (Тресиддер, 1999: с.319).
  • Д.А. Дубинский. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»

Имя персонажа – одно из средств, создающих художественный образ. «…в художественном произведении нет неговорящих имен…, для художественного произведения имена небезразличны». Ю. Тынянов
  • Имя персонажа – одно из средств, создающих художественный образ.
  • «…в художественном произведении нет неговорящих имен…, для художественного произведения имена небезразличны».
  • Ю. Тынянов
Одним из вариантов имени Женя является имя Оуен, от валийского означает «ягненок» Агнец – ягненок - жертвенное животное.  «Агнец со львом, изображенные вместе, означают рай.» Ягненок в христианстве, символизирует жертву . Владимир Панов. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
  • Одним из вариантов имени Женя является имя Оуен, от валийского означает «ягненок»
  • Агнец – ягненок - жертвенное животное.
  • «Агнец со львом, изображенные вместе, означают рай.»
  • Ягненок в христианстве, символизирует жертву .
  • Владимир Панов. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»

Звезда - один из древнейших общечеловеческих символов. У всех славян падение звезды означает смерть его земного двойника. С. Алимов. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»
  • Звезда - один из древнейших общечеловеческих символов.
  • У всех славян падение звезды означает смерть его земного двойника.
  • С. Алимов. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Дом с мезонином»

Литература

8. Ладыгин М. Б., Нефедова Н. А., Тренина Т. Г. Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. - М.: Дрофа, 2000, с.45.

9. Бердников Г.П. Избранные работы: в 2т. Т.1. «А.П. Чехов: Жизнь и творчество/Г.П. Бердников – М.: Худож. лит,1986. с.381-384.

10.Трессиддер Джек Словарь Символов/Пер. с англ. С. Палько – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999, с.319

11.Ребель Г. Чеховские вариации. Русская литература//2012, с144-170.

12. http://www.kakzovut.ru/names/evgeniy.html

13. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. ООО «Буколика», 2008; РОО «РООССА», 2008, с.13.

14.В.Бауэр в Энциклопедии символики и геральдики. М.1998, с.180

15. http://citaty.socratify.net/omar-khaiiam

1.Чехов А.П. СС в 8-ми томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». М. 1970. Т 6 - с. 86-104.

2. Егоров Б.Ф. Структура рассказа «Дом с мезонином». В творческой лаборатории Чехова. М. Наука, 1974. с. 256.

3.Турков А.М. «Чехов и его время». М.: Худож. лит.,1980. С. 233-236.

4. Федосюк Ю.А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь – 3-е изд., испр. и доп. –М.: Русские словари, 1996, с. 58.

5. Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М.: Советский писатель, 1984, с.26.

6..А.П. Чудаков. Поэтика Чехова. М.: «Наука». 1971, с 167.

7. Катаев В.Б. «Проза Чехова: проблемы интерпретации». М.: Изд-во МГУ, 1979, с.4.

Благодарим за внимание…

Благодарим за внимание…