Просмотр содержимого документа
«Роль кино в современной школе»
Роль кино в современной школе
Разные виды искусства, обладая каждый своим языком,
воссоздают разные образы мира, но только два из них-
искусство слова и кинематограф пользуются целым
набором языков, позволяющих воссоздать предельно
полный образ реальности. Это делает их особенно
значимыми в истории культуры.
Ю. Лотман.
День 28 декабря является Международным днем кино. Кроме Международного дня кино, в разных странах отмечают День национального кино: в России – 27 августа. Важно, что 2016 год Указом президента В. В. Путина в России был объявлен Годом российского кино. Это сделано для того, чтобы поднять авторитет и значимость этой культурной отрасли, так как телевидение и кино прочно вошли в нашу повседневную жизнь и оказывают большое влияние на современного человека. Дело в том, что кино может оказать влияние на формирование мировоззрения человека, обогащает его духовно, насыщает полезной информацией, хотя нельзя исключать и негативное его влияние. Кино может оказывать психологическое воздействие, так как возникает самая разнообразная гамма чувств: фильм может вызвать улыбку или слезы, радость или грусть, сочувствие или сопереживание, возбуждение или ощущение покоя, умиротворения.
Нельзя не сказать о колоссальном влиянии кино на ребенка, школьника. Существуют фильмы разных жанров и направлений: исторические, документальные, учебные. Они воссоздают историю, рассказывают о важных научных исследованиях и открытиях, способствуют развитию культуры и образования. Благодаря ТСО и Интернету в современной школе открываются большие возможности использования учебных, исторических, научных, документальных фильмов на уроках гуманитарного цикла, прежде всего литературы, а также во внеурочной деятельности. Учебный кинофильм по литературе призван оживить уроки литературы, углубить представление учащихся о писателе и его произведениях, о творческой лаборатории художника, его стиле и мастерстве. Эмоциональный подъем, возникающий после просмотра фильма, стремление к передаче впечатлений, вызываемых «эффектом присутствия», позволяют использовать кино на уроке как очень серьезный побудитель словесного творчества, как источник разнообразных самостоятельных работ по развитию речи. Фильмы о писателях и их творческом пути содержат материал обзорного характера, сведения о жизни писателя, фрагменты экранизаций. Содержание и композиция данных фильмов позволяют их использовать на уроках фрагментарно (в отрывках) при объяснении нового материала или целиком на уроках повторения, а также на внеклассных занятиях. Многие фильмы позволяют проникнуть в творческую лабораторию писателя, где средствами кино раскрывается работа писателя над произведением. Назначение фильмов по отдельным произведениям различно: ими можно иллюстрировать текст, вести беседу с целью развития речи, знакомить учащихся с элементами искусства кино. Формы и виды внеклассной работы по предмету тоже самые разнообразные. Это просмотр и обсуждение художественного или документального фильма; проведение уроков доброты - просмотр сказок; тематические кинопоказы; циклы познавательных программ и т. д. Все это развивает положительную мотивацию к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию материала. Кино для учащихся в этом случае – источник знаний о мире и человеке. Также Министерство культуры РФ обнародовало список «100 фильмов для школьников», рекомендуемых для просмотра учащимися.
Цели и задачи современной школы неразрывно связаны с требованиями общества, которое уже немыслимо вне современных компьютерных технологий. Учитель сегодня не является единственным источником знаний для учащихся. Он – помощник, сопровождающий детей в мир информации, помогающий и направляющий их. Следовательно, умение разрабатывать и применять на уроках электронно-образовательные ресурсы для учителя сегодня актуально, оно является требованием времени.
Общение с художественным экраном во всем его объеме – внешкольная деятельность во время досуга. Школа не может подчинить педагогическому контролю кино репертуар, но она может подготовить учащихся к постоянным контактам с кинематографом – сформировать у них нравственную и эстетическую установку, ценностные ориентации, потребности и интересы, идеалы и вкусы, критерии оценки фильма.
Татьяна Ипполитова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Курташкинская СОШ».