Федеральное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Белгородской области»
Роль классного руководителя
в духовно-нравственном воспитании школьников.
Подготовила:
учитель иностранных
языков
Гнездилова Л.А.
2017 год
«…Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития».
(П.П. Блонский)
В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.
Общаясь с детьми, считаю, что главное в работе классного коллектива – воспитать духовно-нравственного человека.
Формирование нравственности начинается с малого возраста – в семье, в группе детского сада, в стенах школы. И мы, взрослые, родители, учителя ответственны за то, каким человеком выйдет в жизнь каждый ребенок. Об этом говорил и В.А Сухомлинский: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок».
Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся.
В настоящее время я – классный руководитель 11 класса. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание – одно из важнейших направлений моей работы в школе.
Целью моей программы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить и творить добро
формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
Начиная работать с учащимися 10 класса в качестве классного руководителя занятия строю в системе единения в классе, жизни без конфликтов.
Большое значение в процессе духовно-нравственного воспитания имеют принципы общения между учащимися:
обращение к человеку по имени (такое обращение даёт учащемуся метод укрепления взаимоотношений с близкими и дорогими для него людьми);
доброжелательность (вносится в класс, в первую очередь, мною, учащиеся зеркально отражают такое отношение: мимика и пластика, интонации и лексика – всё это несёт в себе благожелательность и расценивание партнёра как достойного лица);
неприкосновенности личности (неприкосновенность предметного мира другого человека (нельзя трогать чужие вещи), неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во взаимоотношениях), неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай о тайнах души, не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для окружающих без воли другого), запрет на любого порядка ущерб личности (не доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь его в невыгодное для его репутации положение);
уважение личности (подчёркивая индивидуальные особенности, выявляя персональную исключительность каждого ученика класса, тем самым я формирую одно из наивысших ценностных отношений – интерес к другому);
право на ошибку;
безусловная помощь (в будущем эта бескорыстная помощь помогут учащимся понять и принять ценность добра как основания жизни).
Внедрение таких этико-психологических основ на период первоначальной работы с детьми не сразу дает прочные результаты. Приходится терпеливо ждать, сохраняя свои позиции и утверждая внесённые основы взаимоотношений. Как бы ни была груба окружающая среда, я – как классный руководитель, продолжаю отстаивать высокие человеческие нормы общения, акцентируя внимание детей на их ценности, корректируя привычные неряшливые формы общения.
Я стараюсь применять такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем учитываю и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.
Наиболее распространённая форма организации воспитательной работы – классный час. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня
их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. Я провожу беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др.
В начале учебного года был проведён классный час «Толерантность» в форме практикума с элементами дискуссии. На занятии девочки обсудили понятие «толерантность», усвоили основные нравственные принципы ( уважение, терпимость, доброжелательность), учились культуре общения, с помощью анкеты оценили степень своей толерантности. Все это способствовало воспитанию чувства коллективизма, развитию уважительного отношения между учениками.
В течение учебного года мы провели классный час «Дружбой дорожить умейте». В ходе урока учащиеся раскрыли сущность понятий «дружба», «друг», обсудили качества, которыми должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни. Готовясь к классному часу, девочки работали со справочной литературой, подбирали пословицы и поговорки о дружбе, готовили презентации. По итогам теста они смогли оценить свою способность быть настоящим другом. На занятии были созданы условия для формирования нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе, для воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.
В течении двух лет в классе проводились следующие классные часы:
«Азбука общения» – групповая игра;
«Учимся быть культурными» – классный час;
«Добро и зло» – диспут;
«Спешите делать добро» – классный час;
«Азбука нравственности» – классный час;
«Воспитай себя» – психологический тренинг;
«Турнир вежливости» – конкурс.
Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем надо найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации.
Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства учащихся. Я использую примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.
Например, классный час «Путь земной и космический» был посвящен жизни и деятельности нашего земляка, летчика – космонавта Германа Титова. Учащиеся много интересного узнали о семье, детстве, детских мечтах этого знаменитого человека, о его пути в отряд космонавтов, о заслугах перед Родиной.
Очень интересно и познавательно прошел классный час «Екатерина Великая – эпоха русской славы». Такие мероприятия побуждают детей задуматься о высших нравственных качествах человека, понять сущность добра и зла. Формировать положительное отношение к русской культуре, народному творчеству, учить видеть и понимать вокруг себя прекрасное, связанное с русской духовностью, – такие задачи моим ученикам помогают решать мероприятия, посвященные русским традициям, национальным и христианским праздникам. Это классные часы, посвященные Дню Матери, Дню народного единства, Рождеству, Пасхе, Святкам, Масленице и др.
В моей воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Для повышения эффективности этических бесед я стараюсь подавать материал эмоционально, вызывать учащихся на откровенность. В течении данного периода были проведены следующие беседы: «Дружба – это здорово», «Школа самоуважения», «Каждый ли человек достоин уважения», «Человеческие ценности», «Разговор об этикете».
Наряду с систематическими беседами провожу и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор обычно проводится сразу после совершения поступка с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Девочки принимают участие во всех традиционных общешкольных мероприятиях: «День учителя», «День Матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта». Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится большую часть своей жизни и именно родители закладывают основу воспитания будущей личности. К моменту поступления в школу ребёнок уже сформирован. Очень важно, чтобы воспитательные усилия семьи имели своё продолжение в школе. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития. Если родители испытывают положительные эмоции по отношению к школе и хорошо информированы о делах детей, то их ожидания (по отношению к школе) оправданы.
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.
Хочу закончить словами Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».