Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
МКОУ «Никольская ОШ №28»
Учитель: Г.А. Давыдова
Ребенок - росток человеческий.
В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию.
Цель становящейся личности –
утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение.
А цель педагога помочь ему в этом.
В условиях модернизации
российского образования, реализации
Национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа»,
Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности
гражданина России,
введения Федеральных государственных
образовательных стандартов второго
поколения, возрастают
воспитательные функции школы
При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС
- помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей
Главные задачи современной школы по ФГОС
- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
«Наша новая школа»
Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель . От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.
Цель деятельности классного руководителя по ФГОС
создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя по ФГОС
- формирование здорового образа жизни;
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом .
Классному руководителю необходимо знать
- психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;
- быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;
- владеть современными технологиями воспитания.
Коммуникативные
Организационно-
координирующие
Функции
Классного
руководителя
Аналитико-
прогностические
Контрольные
1. Организационно-координирующие
- обеспечение связи ОУ с семьей;
- установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО);
- проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- Организация внеурочной деятельности;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, воспитательный план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
- Ежедневный контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
- Контроль за внеурочной деятельностью.
Взаимодействия классного руководителя
Внутришкольный круг
- Учителя-предметники
- Педагог-психолог
- Педагоги дополнительного образования (внеурочной деятельности)
- Социальный педагог
- Библиотекарь
- Медицинский работник
Внешний круг
- Семьи обучающихся;
- Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация
педагогического труда в едином
образовательном пространстве и
социокультурной среде.
Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.
Януш Корчак