Роль классного руководителя в обеспечении профильного обучения в учреждениях общего среднего образования
Профориентация является одним из самых важных и в то же время одним из самых сложных решений в жизни человека. Важнейшим атрибутом успешного человека является превосходное образование и высокие темпы развития в выбранном профессиональном направлении. С каждым годом выбор профессии становится все сложнее: некоторые из них становятся менее актуальными и востребованными, на смену приходят новые профессии будущего, многообразие которых порой удивляет.
Выбор профессии — это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы. Поэтому профессиональная ориентация учащихся – это не просто классные часы, внеклассные и внешкольные мероприятия, а система мер по оказанию учащимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, разнообразности форм собственности и предпринимательства. В этой системе мер роль классного руководителя имеет первостепенное значение.
Классный руководитель составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся; помогает учащемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений; проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.
Поделюсь опытом профориентационной работы в своѐм классе. Созданная в классе система работы с учащимися и родителями предусматривала начало профессионального самоопределения уже в 5 классе, что позволило осуществить комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа была основана на постоянном взаимодействии классного руководителя, администрации школы, педагога-психолога, педагога социального с учащимися и их родителями. Для создания системы профориентационной работы в классе необходимо было: четко выделить этапы профориентационной работы; подобрать методики для изучения профессиональных интересов и намерений учащихся; разработать систему учета полученных результатов; помочь школьнику в выборе направления и места дальнейшего обучения через систему классных, внеклассных и внешкольных мероприятий.
Была определена цель профориентационной работы и поставлены задачи.
Цель – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.
Задачи: 1. Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
2. Получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения.
3. Обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы.
Профориентация реализовывалась через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися. Решение задач профориентации осуществлялось в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой). С этой целью ежегодно составлялся план работы по профориентации в классе. Профориентационная работа в классе включает три этапа. Каждый этап сопровождался соответствующими содержанием, формами и методами. На всех этапах профориентационная работа с учащимися осуществлялась в тесном сотрудничестве с родителями, а также с различными учреждениями, центрами и предприятиями города, области и республики.
1этап – 5-7 классы (формирование профессиональной направленности). Профориентационная работа в классе нашла свое продолжение после начальной школы через деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволили учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Учащиеся за время учѐбы в 5-7 классах изучили многообразие рабочих профессий, сделали первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы был собран материал о профессиях родителей учащихся. Широкий спектр мероприятий позволил учащимся выявить склонности и раскрыть свои способности в различных видах деятельности, повысить свою самооценку. В 5-7 классах были проведены следующие мероприятия профориентационной направленности: предметные недели; предметные олимпиады; конкурс сочинений «Моя будущая профессия»;; встречи с родителями-представителями различных профессий; тематические классные часы профессиональной направленности «Мир профессий»; цикл бесед «Профессии, которые мы выбираем»; тренинг личностного роста; анкетирование «Что мы любим читать?» (изучение читательских интересов с целью оказания помощи обучающимся в выборе литературы по профориентации).
2 этап – 8-9 классы (формирование профессионального самосознания). Профориентационная работа среди учащихся, направленная на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования. На данном этапе активизировалась диагностическая работа.В этот период провожу тематические классные часы с использованием проектных технологий (учащийся выбирал понравившуюся ему профессию и создавал мультимедийную презентацию или коллаж, с последующей защитой. Все профориентационные мероприятия, проводимые на этом этапе, были направлены на формирование умений учащихся адекватно оценивать свои личные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Для знакомства учащихся с миром профессий, с учебными заведениями среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, для оказания учащимся помощи в выборе профессии проводились тематические классные часы.
3 этап – 10-11 классы (уточнение социально-профессионального статуса). Данный этап является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей. Используются различные формы работы с учащимися: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда.соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
В настоящее время система профориентационной работы на педагогические специальности в классе включает в себя деятельность по следующим направлениям: - профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию на профессию «учитель»; - предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интереса к профессии учителя и педагогических способностей, ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии. Профессиональная диагностика осуществляется посредством интервью, бесед, опросников, наблюдений; - профессиональное консультирование (индивидуальное и групповое), нацеленное в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны преподавателей вуза; - профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у молодежи чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства; - профессиональная адаптация, в процессе которой осуществляется формирование новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными; - психологическая поддержка, включающая в себя методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем. В работе по этим направлениям определился и осуществляется круг форм и методов профориентационной работы, а именно: - беседы о профессии учителя. Такие беседы посвящены ознакомлению с определенной специальностью или группой педагогических специальностей, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед отвечает возрастным особенностям школьников и охватывает круг вопросов, интересующих самих учащихся; - презентации педагогических специальностей.
. Если в образовательном процессе создать условия, направленные на формирования профессиональной ориентации учащихся, то выпускники школы приобретут практико-ориентированные знания, которые сформируют социально-экономические компетенции, необходимые для успешной интеграции в социум и адаптации в нѐм. Эффективность профориентационной работы зависит от индивидуального характера любого профориентационного воздействия (учета индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств) и от направленностипрофориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана). Мы не можем управлять ими, зато можем помочь.
«Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели». О. Уайльд
Кирик Т. А. классный руководитель
8 класса
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» 8 класс
Цели данного внеклассного мероприятия:
-
содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков.
-
формирование профессиональных интересов, склонностей к определенным видам деятельности.
Задачи мероприятия:
-
расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.
-
развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.
Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентационных игр. Участники распределяются на 2-4 команды по 3-5 человек. Заранее приглашается жюри для оценки выступлений, подведения итогов мероприятия и награждения команды-победительницы.
-
Конкурс «Анаграммы-профессионалы».
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.
-
рвач - (медицинский работник)
-
сопло- (дипломат)
-
терка - (театральная и кино-профессия)
-
кулон - (веселая цирковая профессия)
-
марля - (разноцветный рабочий)
-
авдотка - (юридическая профессия)
-
томат + голос - (зубной врач)
-
кредитор - (руководитель предприятия)
-
Конкурс «Начни пословицу».
Задание: назвать начало пословицы.
-
«… не знают скуки» (ответ: умелые руки)
-
«…такие плоды» (какие труды)
-
«… , а лень портит (труд человека кормит)
-
«…, того люди чтут» (кто любит труд)
-
«…, не сиди на печи (хочешь есть калачи)
-
«…, тот не ест» (кто не работает)
-
«…, спать неохота» (если есть работа)
-
«…потехе – час» (делу – время)
-
Конкурс «Чем пахнут ремесла?»
Задание: определить профессию по запаху.
-
тестом и мукой пахнет … (пекарь)
-
стружкой и доской … (столяр)
-
краской и скипидаром … (маляр)
-
бензином … (водитель)
-
рыбой и морем … (рыбак)
-
лекарством … (врач)
-
пирогами и супом … (повар)
-
землей и полем … (пахарь)
-
Конкурс «Самая – самая»
Задание: участникам предлагаются необычные характеристики профессий, а участники игры должны по очереди называть те профессии, которые больше всего подходят данной характеристике.
Предлагается первая характеристика, представители поочереди от каждой команды предлагают свои варианты. Команда дает один ответ после минуты на обсуждение.
Выигрывает та команда, которая дала наиболее точные ответы на заданные характеристики.
-
самая денежная профессия.
-
самая красная профессия.
-
самая сладкая профессия.
-
самая волосатая профессия.
-
самая детская профессия.
-
самая смешная профессия.
-
самая горячая профессия.
-
самая благородная профессия.
-
самая умная профессия.
-
самая современная профессия.
-
самая модная профессия.
-
самая воздушная профессия.
-
самая добрая профессия.
-
самая болезненная (для пациента) профессия.
-
самая опасная профессия.
-
самая утонченная профессия (обоняние).
-
самая фантастическая профессия.
5. Конкурс «Профессии – синонимы»
Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.
-
педагог – (ответ: учитель, преподаватель).
-
врач – (доктор, лекарь).
-
стоматолог – (дантист, зубной врач).
-
портной, портниха – (швец, швея).
-
сторож – (охранник).
-
воспитатель – (наставник).
-
летчик – (пилот).
-
шофер – (водитель).
-
голкипер – (вратарь).
-
солдат – (боец, воин).
-
торговец – (продавец).
-
фокусник – (факир, иллюзионист).
-
экскурсовод – (гид).
-
адвокат – (защитник).
6. Упражнение «Объявление».
Задание: в течение 5 минут команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист.
Вариант 1: дается одна профессия обеим командам (например, программист, продавец, учитель, врач, дрессировщик, парикмахер)
Вариант 2: команда сама выбирает профессию.
Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления.
Команды и жюри могут задавать вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, чье объявление красочнее или профессиональнее, и кого лучше взять на работу из кандидатов.
7. Конкурс «Угадай профессию».
Задание: представители команд невербально показывают друг другу людей разных профессий, конкуренты должны угадать – какая это профессия.
8. Конкурс « Он – Она»
Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.
-
Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)
-
Она - стюардесса, он - … (стюард)
-
Она - медсестра, он - … (медбрат)
-
Он - доктор, она - … (доктор)
-
Он - водолаз, она - … (водолаз)
-
Он - гимнаст, она - … (гимнастка)
-
Он - поэт, она - … (поэтесса)
-
Он - штукатур, она - … (штукатур)
-
Он - повар, она - … (повар)
-
Он - портной, она - … (портниха)
9. Профи – викторина.
Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.
-
Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
-
Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)
-
Назовите орудие труда оперного певца? (голос)
-
Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)
-
Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С.Михалкова? (милиционером)
-
Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)
-
Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
-
Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)
-
Кто использует тонометр в своей работе? (врач)
-
Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (кучеру, сегодня шоферу).
10. Игра «Интервью».
Первая команда становится журналистами, а вторая – дает им интервью. Журналисты готовят 5-10 вопросов по теме занятия, интервьюируемые отвечают. Затем команды меняются ролями.
Примеры вопросов журналистов:
-
Зачем нужно трудиться?
-
Как сложится жизнь человека, который не стремится работать?
-
Может ли человек быть счастливым от своего труда?
-
Какого человека можно назвать успешным в жизни?
-
Как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие? Почему?
Занятие заканчивается подведением итогов, поздравлением и награждением команды - победительницы. Жюри отмечает командные успехи и индивидуальные (особо отличившихся детей при выполнении заданий).
Проверочный тест по теме
"Параллелограмм" (8 класс)
I вариант:
Обязательная часть.
А1. Одна из сторон параллелограмма в 2 раза больше другой, а его периметр равен 36см. Найдите наименьшую сторону параллелограмма.
Варианты ответов:
1) 12см
2) 6см
3) 8см
4) 9см
Ответ: ___
А2. Найдите угол А ( в градусах)параллелограмма АВСД, если
Варианты ответов:
1) 72
2) 90
3) 84
4) 108
Ответ: ___
А3. В параллелограмме АВСД диагональ АС со сторонами АВ и ВС образует углы , равные соответственно 45 и 25. Найдите угол С.
Варианты ответов:
1) 45
2) 25
3) 110
4) 70
Ответ: ___
А4. Дан параллелограмм АВСД. Биссектриса угла А пересекает сторону ВС в точке К так, что ВК = 7см, КС = 3см. Найдите периметр параллелограмма.
Варианты ответов:
1) 26см
2) 20см
3) 30см
4) 34см
Ответ: ___
Дополнительная часть.
В1. Найдите периметр параллелограмма АВСД, если высота, опущенная на сторону СД, делит ее пополам и образует с диагональю ВД угол 30 градусов, АВ = 10см.
Решение:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ответ: ________
В2. В параллелограмме АВСД биссектрисы углов В и Д пересекают стороны АД и ВС в точках М и К соответственно так, что МД =5см, КС =7см. Найдите периметр АВСД.
Решение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:_________
II вариант:
Обязательная часть.
А1. Две из сторон параллелограмма относятся как 3:1, а его периметр равен 32см. Найдите наименьшую сторону параллелограмма.
Варианты ответов:
1) 12см
2) 5см
3) 8см
4) 4см
Ответ: ___
А2. Найдите угол В ( в градусах)параллелограмма АВСД, если
Варианты ответов:
1) 79
2) 57
3) 90
4) 123
Ответ: ___
А3. В параллелограмме АВСД диагональ ВД со сторонами АВ и АД образует углы , равные соответственно 52 и 26. Найдите угол В.
Варианты ответов:
1) 26
2) 52
3) 78
4) 102
Ответ: ___
А4. Дан параллелограмм АВСД. Биссектриса угла В пересекает сторону АД в точке М так, что АМ = 8см, МД = 4см. Найдите периметр параллелограмма.
Варианты ответов:
1) 24см
2) 40см
3) 32см
4) 36см
Ответ: ___
Дополнительная часть.
В1. Найдите периметр параллелограмма АВСД, если высота, опущенная на сторону СД, делит ее пополам и образует со стороной ВС угол 30 градусов, АВ = 12см.
Решение:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ответ: ________
В2. В параллелограмме АВСД биссектрисы углов А и С пересекают стороны ВС и АД в точках М и К соответственно так, что АК =4см, ВМ =6см. Найдите периметр АВСД.
Решение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:_________