СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в системе воспитания в условиях реализации ГОС. Новые воспитательные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель воспитательной работы современной школы - помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, самостоятельную выработку идей

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в системе воспитания в условиях реализации ГОС. Новые воспитательные технологии»

   Роль классного руководителя в системе воспитания в условиях реализации ГОС. Новые воспитательные технологии Сидоренко Владимир Викторович, заместитель директора по УВР МОУ «Шахтерская СШ с. Малоорловка»

Роль классного руководителя в системе воспитания в условиях реализации ГОС. Новые воспитательные технологии

Сидоренко Владимир Викторович,

заместитель директора по УВР

МОУ «Шахтерская СШ с. Малоорловка»

     «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…» А.А. Захаренко

     «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»

А.А. Захаренко

Нормативно-правовая компетентность знание законодательства о современном образовании; нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя; умение применять правовую базу о защите детства; применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Нормативно-правовая компетентность

  • знание законодательства о современном образовании;
  • нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;
  • умение применять правовую базу о защите детства;
  • применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.
Согласно ГОС успешность современного человека определяют • ориентированность на знания и использование новых технологий; • активная жизненная позиция; • установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего; • активное финансовое поведение; • эффективное социальное сотрудничество; • здоровый и безопасный образ жизни.

Согласно ГОС успешность современного человека определяют

• ориентированность на знания и использование новых технологий;

• активная жизненная позиция;

• установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего;

• активное финансовое поведение;

• эффективное социальное сотрудничество;

• здоровый и безопасный образ жизни.

 При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание

При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание

Цель воспитательной работы современной школы  помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей

Цель воспитательной работы современной школы

помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.

Ориентируясь на формирование

личности обучающегося, признание

ее ценности и необходимости

для современного общества,

нам нужно помнить,

что она формируется личностью

самого классного руководителя.

 Новые роли классного руководителя  Контролёр - успешное освоение образовательного процесса  Информатор-эксперт   Наставник - нравственное воспитание  Носитель культуры - помощь в освоении культурных ценностей  Социальный педагог - помощь в решении соц. проблем  Старший товарищ – организация коллективной жизни в классе, воспитание лидерских качеств  Психотерапевт - создание доброжелательной атмосферы, помощь в решении проблем  Валеолог – воспитание потребностей к здоровому образу жизни  Организатор досуга – воспитание культуры поведения свободного времени  Фасилитатор – создание условий для самоопределения и самореализации

Новые роли классного руководителя

Контролёр - успешное освоение образовательного процесса

Информатор-эксперт

Наставник - нравственное воспитание

Носитель культуры - помощь в освоении культурных ценностей

Социальный педагог - помощь в решении соц. проблем

Старший товарищ – организация коллективной жизни в классе, воспитание лидерских качеств

Психотерапевт - создание доброжелательной атмосферы, помощь в решении проблем

Валеолог – воспитание потребностей к здоровому образу жизни

Организатор досуга – воспитание культуры поведения свободного времени

Фасилитатор – создание условий для самоопределения и самореализации

ТЬЮТОР - наставник, воспитатель, советчик, помощник сопровождает процесс формирования личности ФУНКЦИИ проводит индивидуальную работу по формированию познавательных интересов координирует поиск информации обучающимися для самообразования

ТЬЮТОР - наставник, воспитатель, советчик, помощник

сопровождает

процесс

формирования

личности

ФУНКЦИИ

проводит

индивидуальную

работу по формированию познавательных интересов

координирует

поиск информации

обучающимися

для самообразования

 Цель деятельности классного руководителя создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе

Цель деятельности классного руководителя

создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе

Изменение функционала классных руководителей • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Изменение функционала классных руководителей

• взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

• организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

• организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

 Необходимо учитывать • уровень воспитанности обучающихся, • социальные и материальные условия их жизни

Необходимо учитывать

• уровень воспитанности обучающихся,

• социальные и материальные условия их жизни

Изменение функционала классных руководителей : • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Изменение функционала классных руководителей :

• взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

• организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

• организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Организационно- координирующие  Коммуникативные  Функции классного руководителя Аналитико-  прогностические   Контрольные

Организационно-

координирующие

Коммуникативные

Функции

классного руководителя

Аналитико-

прогностические

Контрольные

Организационно-координирующие  функции • обеспечение связи ОУ с семьей; • установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО); • проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся; • взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;

Организационно-координирующие функции

• обеспечение связи ОУ с семьей;

• установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО);

• проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;

• взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;

• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом; • ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

Коммуникативные функции • регулирование межличностных отношений между обучающимися; • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Коммуникативные функции

• регулирование межличностных отношений между обучающимися;

• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Аналитико-прогностические функции • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

Аналитико-прогностические функции

• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

• определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

Контрольные функции • контроль за успеваемостью каждого обучающегося; • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Контрольные функции

• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Формы работы классного руководителя

индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя    Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии  деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, родителями (представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Критерии деятельности

  • позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися;
  • взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, родителями (представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
 Внутришкольный круг • Учителя-предметники • Педагог-психолог • Педагоги дополнительного образования • Социальный педагог • Педагог-организатор • Вожатая • Библиотекарь • Медицинский работник

Внутришкольный круг

• Учителя-предметники

• Педагог-психолог

• Педагоги дополнительного образования

• Социальный педагог

• Педагог-организатор

• Вожатая

• Библиотекарь

• Медицинский работник

Внешний  круг  • Семьи обучающихся. • Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие

Внешний круг

• Семьи обучающихся.

• Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие

Организация внеурочной деятельности Инвариантные (обязательные) модули Вариативные (по выбору обучающегося) модули Дополнительное образование вне школы

Организация внеурочной деятельности

Инвариантные (обязательные) модули

Вариативные (по выбору обучающегося) модули

Дополнительное образование вне школы

Коллективные творческие дела (КТД)  Эта технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первым коллективом, так и на весь большой ученическо- учительский коллектив школы. КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Коллективные творческие дела (КТД)

Эта технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первым коллективом, так и на весь большой ученическо- учительский коллектив школы. КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Технология дифференцированного обучения и воспитания  Уровневая дифференциация несет в себе не только дидактическую, но и тесно связанные с ней воспитательную и развивающую функции. Их взаимосвязь позволяет в полной мере реализовать идею развития личности как субъекта образовательного процесса. Система работы по уровневой дифференциации способствует саморазвитию не только личности школьника, но и педагога.

Технология дифференцированного обучения и воспитания

Уровневая дифференциация несет в себе не только дидактическую, но и тесно связанные с ней воспитательную и развивающую функции. Их взаимосвязь позволяет в полной мере реализовать идею развития личности как субъекта образовательного процесса. Система работы по уровневой дифференциации способствует саморазвитию не только личности школьника, но и педагога.

Технология проблемного обучения и воспитания  Под технологией проблемного обучения и воспитания понимается такая организация  занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения и воспитания

Под технологией проблемного обучения и воспитания понимается такая организация  занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Личностно-ориентированное воспитание  Это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне района, области, федерации, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов учителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

Личностно-ориентированное воспитание

Это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне района, области, федерации, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов учителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

Технология интерактивного воспитания    Это диалоговое воспитание, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя в качестве воспитателя и обучающегося. При интерактивном воспитании педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Технология интерактивного воспитания  

Это диалоговое воспитание, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя в качестве воспитателя и обучающегося. При интерактивном воспитании педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Технология игрового обучения    Включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком   – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Технология игрового обучения  

Включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком   – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Технология сотрудничества     состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Технология сотрудничества 

состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Результат внеурочной деятельности и деятельности классного руководителя. Портрет обучающегося Опыт самореализации, опыт выбора действий в правильном направлении Опыт ответственного отношения к жизни, к себе, к окружающим людям Опыт выбора представлений о жизни, о самом себе Опыт определения нравственных ценностей Ученик как личность Опыт организации досуга Опыт ценностных представлений

Результат внеурочной деятельности и деятельности классного руководителя. Портрет обучающегося

Опыт самореализации, опыт выбора действий в правильном направлении

Опыт ответственного отношения к жизни, к себе, к окружающим людям

Опыт выбора представлений о жизни, о самом себе

Опыт определения нравственных ценностей

Ученик как личность

Опыт организации досуга

Опыт ценностных представлений

 «Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.» Януш Корчак

«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.»

Януш Корчак