Роль классного руководителя
в становление самостоятельной личности школьников
в условиях реализации ФГОС
второго поколения.
В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы.
При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Главная цель воспитательной работы современной школы: помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выборку идей, т.е. само актуализацию личности растущего человека.
Главными задачами являются:
1.Раскрытие способностей каждого ученика.
2.Воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.
Итак, каковы же функциональные обязанности и взаимодействия классного руководителя в процессе воспитания личности обучающихся.
Главной целью классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Основные задачи классного руководителя:
формирование и развитие коллектива класса;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в классе;
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой, творческой деятельности.
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава школы.
Анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся, с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в коллективе класса.
Классному руководителю необходимо знать психолого – педагогические основы работы с детьми конкретного возраста; быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности; владеть современными технологиями воспитания. Также необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Основными функциями классного руководителя являются: организационно – координирующие, коммуникативные, аналитико – прогностические и контрольные. Рассмотрим задачи каждой функции.
Организационно – координирующие функции:
обеспечение связи школы с семьей;
установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога);
проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативные функции:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Аналитико – прогностические функции:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
Контрольные функции:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
контроль внеурочной занятости обучающихся.
Классный руководитель в своей деятельности должен использовать разные формы работы:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
и групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
и коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Ребёнок, в первую очередь, (конечно, не считая семью) взаимодействует с классным руководителем, потом уже с учителями – предметниками,педагогом – психологом, а также с семьями друзей и во внешкольных учреждениях культуры, спорта, здравоохранения и др..
Только при взаимодействии всех участников образовательного процесса возможно успешное решение задач обучения, воспитания и развития личности в целом.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию.
Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
На протяжении семи лет я работаю классным руководителем моего класса, с 5 по 11 класс и выпускаю в этом году свой третий 11 класс.
Из опыта работы знаю что окончив школу ученик должен самостоятельно уметь жить в современном обществе.
Цель моей воспитательной работы заключается в подготовки ребёнка к самостоятельной жизни, умением вести себя грамотно в любой жизненной ситуации, быть морально и психологически подготовленным к разным жизненным явлениям. В учебе в высшие учебном заведении, не потерять себя в новом коллективе , иметь активную жизненную позицию, участвовать в общественной жизни. Строить личную жизнь и не теряться в трудных житейских ситуациях, уметь постоять за себя и защитить, оказать помощь в различных ситуациях.
С пятого класса приучала детей участвовать в общественных мероприятиях начиная с классных часов, предлагая им участвовать в рассуждениях над темой классного часа, в 7-8 классах предлагала темы классных часов готовить самостоятельно оставляя себе заключительное слово либо вступительное слово.
9 и 10 классы привлекала детей к организации и проведении классных и школьных мероприятий: выступления с концертами в в/ч15540,проведение открытого классного час «День воинской славы» в в/ч 15540в рамках городского семинара классных руководителей. Учащиеся класса на протяжении четырёх лет являются юнармейцами команды школы в военно-спортивной игре «Орлёнок». Провели общешкольный праздник «Масленица»
В 11 классе приняли участие в общешкольных мероприятиях: спортивном празднике «День здоровья», 1 место, «А ну-ка парни!» 1 место.
Провели общешкольные мероприятия «Зимняя сказка» для учащихся 1-4 классов, День самоуправления и концерт «С праздником весны», составлением сценариев и организацией подготовки занимались сами дети я осуществляла контроль и общее руководство. Во всех мероприятиях ( с разной активностью) приняли учащиеся всего класса, все 28 человек.
И в заключении хочется процитировать слова Л.Н.Толстого.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель»