СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Каждый  человек формируется и развивается в соответствии с  врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма значительную роль.

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

      Развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Каждый  человек формируется и развивается в соответствии с  врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма значительную роль.

      Большое влияние на развитие ребенка, конечно же, оказывает его семья, которая с рождения программирует жизнь маленького человечка. Но сегодня хотелось бы поговорить не о роли семьи в воспитании личности, а о роли классного руководителя и влиянии классного коллектива  на развитие личности.

      Главнейшая роль в формировании этой личности принадлежит учителю, и, в первую очередь, классному руководителю. Преимущества классного руководителя перед большинством родителей: специальные знания, знания педагогики, психологии, которые должны постоянно обновляться. Классный руководитель должен быть яркой личностью, тогда только он сможет воспитать личность.            

Немаловажно, чтобы классный руководитель работал с классом на протяжении нескольких лет. Кроме этого, педагог должен видеть цель воспитания вперед на длительный срок, уметь как можно раньше определить особые способности, склонности ребенка, не столько обучить, сколько развить человеческие черты характера: мягкотелость превратить в доброту, жестокость - в твердость характера, жадность для себя - в бережливость для коллектива, клоунаду на уроке - в выступление на сцене и т.д.    Чтобы «лепить», надо знать свойства «материала», другими словами, «изучить» душу воспитанника.

Пути изучения:

а) наблюдение за учащимися в общих делах: заочные экскурсии и походы в музей, оформление школьных стендов, дежурство по школе;

б) присутствие на уроках других учителей;

в) просмотр ученических сочинений на свободную тему;

г) психологические эксперименты (редко и осторожно).

д ) индивидуальные беседы.

Ниже приведены некоторые методы формирования личности:

  • поручения, их проверка и помощь в выполнении;

  • организация встреч с людьми, могущими стать примером для подражания;

  • беседы, разговоры (не нотации) - не в классе и не при всех;

  • дневники наблюдений.

Классному руководителю необходимо остерегаться ошибок и всегда помнить:

  • одно слово может навсегда убить доверие к классному руководителю;

  • тактичность в обсуждении семьи и в беседах о родителях;

  • не все можно обсуждать в коллективе, лучше выяснить что-то в индивидуальной беседе;

  • не чувствуя меры, можно воспитать качество, противоположное желаемому (тщеславие, индивидуализм, высокомерие, ябедничество, лживость).

 

Человек, хочет он того или нет, всегда входит в какую-либо группу людей, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив.

      Коллектив влияет на каждого ее члена путем установления определенных правил, традиций, стиля поведения. Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Классный руководитель, в свою очередь, поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.

      Чтобы ученику было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнить следующие задачи:

1. Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.

2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.

3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

4. Создать условия для социальной адаптации каждого обучающегося к современному обществу.

     Классный руководитель  играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива  должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.

В настоящее время  выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:

1. «Контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс).

2. «Проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе).

3. «Нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении).

4. «Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на

основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома).

5. «Старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности).

6. «Социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни).

7. «Фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).

     Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность  его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности

Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:

  • организация коллективной деятельности;

  • организация самоуправления;

  • организация перспективы развития коллектива;

  • организация традиций коллектива;

  • воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.

Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. Это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным. Слово «сплотить» означает плотно соединить, добиться единства. Организатор, он же классный руководитель, должен быть дирижером, уметь руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить ребят дружить, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников, - это ему под силу. Формирование и сплочение коллектива сродни восхождению к вершине. Одному туда никак не добраться, только сообща можно дойти до пика, именуемого коллективом.

Можно условно разделить этапы восхождения и представить их в следующем виде: у самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь»; на расстоянии одного перехода – «Мягкая глина»; примерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный, и вершина – «Горящий факел».

Этап «Песчаная россыпь» можно наблюдать в каждом коллективе в самом начале его существования, когда каждый ведет себя как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения тем, кто в нее входит.

«Мягкая глина». В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Отношения самые разные – доброжелательные, прохладные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.

«Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью, но иногда не хватает сил подчиниться коллективным требованиям.

«Алый парус». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее.

И наконец «Горящий факел» - живое пламя, «горючим» материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Доминирующими факторами сплочения коллектива являются общие интересы, стремление каждого приспособиться к специфическим условиям, авторитет лидера, а также наличие моральных и социальных норм.

Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Строя свою работу, классный руководитель должен опираться на принципы  сотрудничества, а именно:

  • безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;

  • беспристрастность в оценке поступков учащихся;

  • терпение в достижении результатов воздействия и терпимость по отношению к членам коллектива;

  • диалогичность в общении;

  • использование чувства юмора;

  • отсутствие страха сделать ошибку и наличие мужества признать её.

Показателями развития коллектива являются:

  • мобильность;

  • товарищеские взаимоотношения;

  • мажорное мироощущение;

  • ответственность за коллективное дело;

  • самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей.


Формы и методы

воспитательного влияния коллектива на личность

Ученический коллектив оказывает серьезное влияние на создание и поведение учащихся, от каждого требует подчинения общественному мнению. Чем более сплочен коллектив, тем сильнее его воздействие на отдельных учащихся. В совместной деятельности легче обнаружить положительные и отрицательные стороны личности, выявить интересы и склонности учащихся, обеспечить развитие их положительных черт.

Опора на общественное мнение определяет ту атмосферу доверия и требовательности, которая характерна для каждого организованного коллектива. Общественное мнение в классе формируется постепенно. В процессе общественно полезного труда и общественной работы школьники приучаются правильно оценивать поведение товарищей, анализировать достижения и недостатки в деятельности коллектива.

Преодолению недостатков в классе способствует организация соревнования. Борясь за высокие показатели в общественной работе и в труде, учащиеся более решительно выступают против всех, кто мешает им в этом. Требовательная товарищеская критика и самокритика помогают преодолеть недостатки в поведении учащихся и формировать у них высокие моральные качества. Если ученик, нарушивший дисциплину и порядок в классе, встречает осуждение со стороны товарищей, он старается в дальнейшем не допускать недостойных поступков. В хорошем коллективе обычно плохие поступки не остаются незамеченными.

В основу критики и самокритики в ученическом коллективе должны быть положены не личные, а общественные, гражданские мотивы, забота об общих интересах коллектива. Недостойное поведение отдельных учащихся осуждается, прежде всего, потому, что оно мешает нормальной жизни и работе коллектива. При помощи критики воспитывается не только тот, кого критикуют, но и тот, кто выступает с критикой. Самокритика, честное признание своих ошибок и недостатков помогают нравственному росту школьников. У них развиваются чувство человеческого достоинства, смелость и мужество.

Классное собрание также является одной из самых мощных массовых форм воспитания школьников в классном коллективе. На собрании каждый может участвовать в обсуждении поставленных вопросов, высказывать свое мнение и выражать свое отношение к обсуждаемым событиям или к поступкам товарищей.

Для того, чтобы повысить воспитательное значение ученических собраний, нужно тщательно к ним готовиться и заранее продумывать все вопросы, подлежащие обсуждению. Темы собраний должны быть актуальными, волнующими классный коллектив. Помимо всего вышеперечисленного, классный руководитель должен уметь прогнозировать развитие коллектива на ближайшие годы.

А.С. Макаренко считал, что движение вперед – закон жизни детского коллектива, остановка – смерть.

Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива. Остановка в жизни коллектива ведет к его распаду. Движение же его вперед – закон развития и жизни всякого коллектива, который тем самым будет способствовать эффективному личностному развитию учащихся.


                             






Список использованной литературы:

  1. Каманин О.Н. Создание детского общественного объединения. Справочник классного руководителя. - 2009. - №12. - с. 33- 40;

  2. Нечаев М.П. Имидж классного руководителя. Справочник классного руководителя. - 2008. - №9. - с. 33 – 35;

  3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения, т. 1. А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1983. - 386 с.;

  4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. - 286 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!