Роль классного руководителя в воспитании подростков с девиантным поведением
В наше время в общеобразовательных школах у учителей все чаще встает вопрос о социализации детей с девиантным поведением. Если несколько лет назад больший процент девиантных детей составляли подростки, то в наше время уже в начальных классах проявляются признаки девиантного поведения.
Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе. Это общее название для различных нарушений правил поведения.
Признаки девиантного поведения:
1) Отклоняющееся поведение личности - поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).
3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Каждому учителю в той или иной степени приходится работать с детьми с девиантным поведением. Чаще всего обычные педагогические подходы перестают работать, так как учитель-предметник работает с такими детьми стихийно, методом проб и ошибок. Он видит ученика только на своих уроках и, организуя педагогическое воздействие, не всегда знает истинных причин трудного поведения ребенка. Таким образом, учитель убирает только внешние признаки этого явления, но самого перевоспитания не происходит.
В рамках своего урока учителю-предметнику достаточно сложно понять, в чем именно заключается причина девиантного поведения ребенка, поэтому в данной ситуации посредником между девиантным учеником и школой выступает классный руководитель. Его роль здесь сложно переоценить.
Классный руководитель выступает в роли руководителя детского коллектива. Он реализует свои функции в отношении как всего класса, так и в отношении каждого отдельного ученика. Решает задачи с учетом возрастных особенностей учеников и взаимоотношений, сложившихся в коллективе. Выстраивая отношения с каждым учащимся, классный руководитель должен учитывать его индивидуальные особенности. Ведь только от него зависит донесет он эти особенности и потребности ребенка до учителей-предметников, получит ли ученик нужную ему педагогическую помощь.
Ученики с девиантным поведением требуют к себе повышенного внимания. Как правило, такие дети обделены вниманием в семье, поэтому в школе они могут добиваться его всеми доступными им средствами и способами. И очень часто эти средства носят негативный характер.
Конечно, классному руководителю необходимо работать в тесном контакте с родителями (законными представителями) ребенка, социальным педагогом, педагогом-психологом, администрацией. Только сообща можно добиться более значимых результатов, чем работая по отдельности.
При работе с такими детьми не стоит забывать о последовательности. Здесь важна твердость, контроль выполнения установленных правил. В то же время лучше обходить острые углы, сглаживать конфликты, проявлять чуткость и понимание. При этом ребенок не должен чувствовать, что может безнаказанно делать все что захочет. Существует английская поговорка о воспитании детей “You should to be cruel to be kind”. Что в переводе гласит: «Вам следует быть жесткими, чтобы быть добрыми». К сожалению, очень часто учителю приходится слышать: «а мне за это все равно ничего не будет». В таких ситуациях важно осуществить хоть какое-то доступное учителю наказание, например, провести беседу в присутствии родителей или социального педагога.
В отношениях с девиантными детьми любой разговор, обсуждение лучше закончить на позитивной ноте, оставляя ребенку возможность сделать выводы и проявить себя с лучшей стороны. Самооценка у таких детей, как правило, занижена. Очень часто кроме учителя им больше и не на кого надеяться.
Не расстраивайтесь, если при работе с трудными учениками вы не видите быстрых результатов. Важно помнить, что воспитание положительных качеств занимает большое количество времени и систематической работы.
Дайте детям почувствовать, что мы, несмотря ни на что верим в них, и все наши усилия сводятся лишь к искреннему желанию помочь и поддержать.
Литература:
Статья "Роль классного руководителя в профилактике девиантного поведения" (infourok.ru)
Роль классных руководителей в предупреждении отклонений в поведении учащихся (multiurok.ru)
Работа классного руководителя с детьми девиантного поведения - классному руководителю, прочее (kopilkaurokov.ru)
Практические советы по работе с детьми с девиантным поведением | Статья на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)