Выступление на педагогическом совете
«Роль классного руководителя в выпускном классе»
(Классный руководитель 9 класса Пченушай С.А.)
Роль классного руководителя в выпускном классе, как и в любом другом классе очень значимая, очень многогранная, очень многофункциональная. Классный руководитель – это не просто организатор, это дирижёр всей жизни детского коллектива.
Притча: Старик позвал к себе трёх своих сыновей и сказал, что оставил им в наследство 17 своих верблюдов. Старшему сыну он завещал одну вторую всех верблюдов, среднему – одну треть, и, наконец, младшему – одну девятую часть этих 17 верблюдов. Братья никак не могли поделить наследство. В то время мимо их селения ехал старец на верблюде. Узнав причину их спора, он сказал: “ Возьмите себе моего верблюда, и вы сможете поделить наследство”. Братья так и поступили. Верблюдов стало 18. И старший брат отвёл в свой сарай 9 верблюдов, средний – 6, а младший – двоих. После этого в стороне остался стоять один верблюд… “Вам уже не нужен мой верблюд? – спросил старец. – Пожалуйста, верните мне его обратно, может, он послужит ещё и мне, и другим…” И старец поехал дальше…
Эта притча отражает суть деятельности классного руководителя:
присоединиться;
помочь;
вовремя отойти в сторону, позволяя детям идти своим путём;
следовать дальше, чтобы помочь другим.
Для эффективного выполнения своей роли классный руководитель должен уметь решать следующие задачи:
- организация и гармонизация системы межличностных отношений внутри классного коллектива через разнообразные виды совместной деятельности;
- создание благоприятной социальной ситуации развития, необходимой для успешной жизнедеятельности, индивидуального самовыражения и разностороннего развития каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирования у него нравственных смыслов и духовных ценностей;
- организация учебно-воспитательной деятельности с учетом основных тенденций общественной жизни и актуальной ситуации в обществе;
- формирование толерантной, поликультурной личности учащихся;
- организация конкретных видов совместной деятельности в классе в ходе обучения и внеклассной работы.
Основные стремления классного руководителя - обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребёнка, поддержка в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав.
Классный руководитель
изучает индивидуальные проблемы и особенности развития и становления каждого ученика;
стремится выстроить со школьниками доверительные отношения;
регулирует их контакты с одноклассниками и учителями;
помогает в решении учебных и жизненных проблем;
принимает на себя ответственность за то, чтобы ученик состоялся: не был унижен, понял каковы его возможности, что он умеет и хочет;
оказывает педагогическую помощь родителям;
стремится организовать свободное время школьников, вовлекая их в кружки, секции, общественно полезную деятельность.
Воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:
здоровый образ жизни;
духовно-нравственное воспитание;
художественно-эстетическое воспитание;
экологическое и трудовое воспитание.
И главная роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса отводится классному руководителю. Для того, чтобы учащиеся класса отличались активностью и самостоятельностью, я как классный руководитель должна занимать активную жизненную и педагогическую позицию. Мои жизненные ценностные ориентации:
Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в своем классе. На мой взгляд, «мерилом» эффективности функционирования воспитательной системы должны быть следующие критерии:
Воспитанность учащихся;
Защищенность и комфортность ребенка в классе;
Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
Соответствие реального образа школьника - модели выпускника школы.
Самой значительной и безусловно важной составной частью всей воспитательной системы в целом являются учащиеся класса. Я, как классный руководитель, должна увидеть и понять специфические черты классного коллектива, определить уровень развития ученического коллектива, сформированность межличностных отношений и совместной деятельности.
Мои действия:
Дать психолого-педагогическую характеристику ученика (краткая характеристика семьи, отношения к знаниям, функции в школе и классе, положительные качества личности, взаимоотношения в классном коллективе, влияние семьи на воспитание, отношение к замечаниям);
Веду индивидуальную работу с учащимися:
(профилактическую работу: беседы, классные часы, встречи на дому);
Организую самоуправление в классе;
Провожу классные часы по профориентации;
Ежедневно контролирую пропуски и опоздания, самочувствие учащихся;
Один раз в неделю с учащимися подводим итог успеваемости; проверяю дневники.
Контролирую занятость учащихся во внеурочное время;
Организую досуг учащихся.
Проблемы создания и функционирования воспитательной системы класса не могут не волновать родителей. Родительское слово, как правило, имеет большую значимость в формировании личности сына или дочери. Следовательно, родители не должны оставаться вне процесса воспитательной системы.
Я веду работу с родителями:
Собираю общие сведения о семье учащихся;
Повышаю психолого-педагогические знания родителей;
Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс;
Приглашаю родителей участвовать в управлении классом;
Провожу тематические родительские собрания;
Встречи на дому; беседы по телефону;
Беседы-консультации.
Одним из главных вопросов является вопрос о роли классных руководителей выпускных классов в системе работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ГИА. Безусловно, эта роль значительна, поскольку именно классный руководитель является главным связующим звеном цепочки: учителя-предметники – обучающиеся – родители выпускников. Именно перед классным руководителем стоят важные задачи:
свести воедино деятельность участников образовательного процесса, направленную на подготовку к такому серьезному для всех испытанию, как единый государственный экзамен;
сделать все для создания у родителей положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса;
продумать социально-психологическое сопровождение ребенка;
постараться выстроить и скоординировать такую систему взаимодействия семьи и школы, в которой каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя защищенным.
Участники образовательного процесса, задействованные в итоговой аттестации:
Слагаемыми работы классного руководителя являются ученики, учителя предметники, родители, психологическая атмосфера.
Действия направленные на подготовку обучающихся к ОГЕ должны быть согласованными. Поэтому организованно профессиональное сотрудничество учителей предметников. В случае затруднений, связанных с обучением класса, классный руководитель совместно с коллегами ищет пути их преодоления, регулирует отношения учителей и родителей. ГИА как новая форма проведения аттестации школьников пугает родителей, у них возникает много вопросов, их беспокоит то, как помочь собственному ребёнку в период подготовки и сдачи этого ответственного испытания. Именно к классному руководителю они идут со своими вопросами, тревогами, опасениями, и моя задача как классного руководителя - снять напряжение, вовремя информировать коллег о состоянии воспитанников, особенностях семей, организовать встречи родителей с учителями, беседы, консультации, наладить постоянный обмен информацией, оказывать помощь родителям в организации домашней самостоятельной работы школьников по подготовке к ГИА. Я как классный руководитель стараюсь установить партнерские отношения с семьёй каждого воспитанника, любой родитель должен быть встречен доброжелательно, с уважением и вниманием, получить ответы на все волнующие вопросы.
С начала учебного года по подготовке учащихся 9 б класса к итоговой аттестации была проведена очень большая работа, которая является обязанностью классного руководителя выпускных классов.
Были подготовлены документы для формирования базы данных выпускников
Мониторинг учащихся 9 классов по распределению предметов по итоговой аттестации.
Ознакомлены учащиеся, родители с нормативными документами по итоговой аттестации. Проведены общешкольные и классные тематические собрания на которых были рассмотрены следующие вопросы: положение о проведении ГИА и инструкции по проведению ГИА; перечень предметов, проводимых в форме ОГЭ, сроки проведения экзаменов, организация приема и рассмотрения апелляций, о порядке окончания учебного года., планы на дальнейшее обучение.
Осуществляется постоянный контроль за посещаемостью учащимися консультаций по подготовке к итоговой аттестации. Ученики 9 б класса активно посещают консультации учителей предметников, большая часть учащихся класса посещает занятия в рамках действия Центра работы с одаренными детьми. Родители ознакомлены с расписанием консультаций и индивидуальных занятий с учащимися
Проведены индивидуальные консультации с учащимися и их родителями. Были рассмотрены конкретные вопросы подготовки данного учащегося, его пробелы в знаниях и рекомендации по их ликвидации.
Взаимодействие с психологической службой школы. Одна из главных забот родителей и педагогов – здоровье детей. С тем чтобы подготовить детей и родителей к достойному выходу из стрессовой ситуации, каковой является экзамен, были даны конкретные рекомендации родителям по оказании помощи детям. Проводилось анкетирование учащихся «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний». Содержание психологической помощи включает психологическую профилактику, коррекцию, консультирование.
Всё это позволяет качественно повышать результаты подготовки учащихся к итоговой аттестации. Вся наша работа направлена на помощь нашим выпускникам успешно сдать итоговую аттестацию и выбрать дальнейший путь.