Роль классных проектов в формировании метапредметных результатов
Ревтова С.В. – учитель начальных классов
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. А это предполагает использование в работе учителяновых форм и методов обучения. В связи с этим, в начальной школе стали использовать организацию проектной деятельности.
Хочу поделиться с коллегами опытом проведения классного проекта в первом классе.Идея проведения классного проекта «Моя малая Родина» возникла при изучении данной темы по окружающему миру. Так как опыта работы над проектами у моих первоклассников ещё не было, на собрании с родителями было решено включиться в работу над проектом вместе с детьми. Все дети были распределены по группам:
Темы для групп | Участники групп |
История моего города | Кристина Б., Валерия В., Катя Л., Диана М., Ульяна Н., Ксения Т. |
Население моего города | Кристина Г., Лена М., Коля Н., Карина У. |
Достопримечательности моего города | Милана Б., Карина Б., Вероника К., Артём Ш. |
Знаменитые люди моего города | Амалия Г., Саша Л., Лиза Л., Миша Ч. |
Культурные заведения моего города | Настя В., Ваня Г., Владислава К., Ксения П., Ярослав Т. |
Заводы и фабрики моего города | Иван Д., Костя М., Хынг Н., Дима Н. |
Для каждой группы были определены задачи:
собрать материал (иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.);
оформить собранный материал в виде презентации;
подготовить тексты для выступлений;
защитить тему.
Между детьми в группе также распределили задания. В процессе подготовки между участниками группы шли споры, долго не могли определиться с формой представления темы. А некоторых родителей приходилось убеждать о необходимости включения в совместную деятельность. Конечно, легче всего было бы каждому участнику проекта подготовиться по теме и выступить на защите. Но цель данного проекта заключалась не только в том, чтобы расширить знания детей о своей малой родине и воспитать чувство гордости за неё, а ещё и в том, чтобы научить одноклассников сотрудничать друг с другом, при этом формировать чувство сопереживания за общее дело. А привлечение родителей способствовало бы сплочению детского и родительского коллектива.
В результате все смогли между собой договориться и подготовиться к защите. В каждой группе был назначен ответственный родитель, который организовывал работу группы, назначал время для встреч и репетиций. Мне, как классному руководителю, оставалось только вдохновлять и консультировать.
Итогом работы была защита проекта, которая проходила в классе с приглашением родителей. Мебель была расставлена так, чтобы дети смогли находиться в своих группах, а для родителей было бы удобно смотреть на своих детей. Во время выступлений родители смогли вести видеосъёмку и фотографировать. Ответственный родитель во время выступления группы находился у компьютера и переключал слайды презентации. Все были задействованы. Нашему вниманию были представлены разные формы защиты.
Группа детей, которая рассказывала о знаменитых людях нашего города,выступала на фоне слайдов подготовленной презентации.
Группа, которая отвечала за культурные заведения города, продемонстрировали отснятый видеофильм, где дети на фоне объекта рассказывали о данном сооружении.
У
частники, которые рассказывали о населении нашего города, представили блюда коренного народа.
А группа, которая рассказывала о достопримечательностях, инсценировали сказку. Кроме этого, родители помогли детям сделать карту, которая будет полезна туристам, приехавшим в наш город. И ещё, были представлены макеты некоторых сооружений.
В конце мероприятия желающие имели возможность высказать своё мнение. Так, мама Ульяны Н. сказала, что работа над проектом сблизила детей, они стали дружить, с большей охотой ходить в школу. Многие родители изменили своё мнение о проектной деятельности. Мама Ксюши Т. сказала, что такие мероприятия очень нужны и полезны их детям.
Во время выступления дети пользовались микрофоном, что для некоторых такой опыт был впервые. Тексты старались рассказывать по памяти. Все участники проекта проявили активность, получили эмоциональный заряд от проделанной работы. Через проектную деятельность в начальной школе формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные умения. Используя поисковую, исследовательскую деятельность, ученики расширили знания о родном городе, научились добывать информацию, презентовать её, сотрудничать с одноклассниками.
В конце первого года обучения мы хотим выпустить газету, которая будет посвящена нашему первому классному проекту «Моя малая Родина».