Просмотр содержимого документа
«Роль краеведческого материала в духовно-нравственном воспитании обучающихся с ОВЗ»
Роль краеведческого материала в духовно-нравственном в
воспитании обучающихся с ОВЗ
В настоящее время духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого материала приобретает все большее значение у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей Российского государства.Краеведение —научная дисциплина, область гуманитарного знания, занимающаяся изучением природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории («края») или объекта —от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома главным образом силами местного населения.В своем фундаменте краеведение основывается на междисциплинарных связях с археологией, социологией, культурологией и урбанистикой, и учитывает не только теоретические научные положения, но предполагает освоение местного исторического опыта и определение новых тенденций развития исходя из местных условий и традиций.
Участие обучающихся с ОВЗ в историко–краеведческой деятельности способствует более глубокому изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, влияет на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале –фактах местной истории. Они помогают донести до сознания обучающихся с ОВЗ картины героического прошлого, сохранению общественной памяти народа, передаче героических традиций прошлого, осуществлению преемственности поколений.
Главным источником и механизмом воспитательного воздействия выступают традиции, которые в качестве важнейшего средства накопления, хранения и передачи социальной информации выражают жизнь прошлого в настоящем и будущем, оказывают огромное эмоционально –стимулирующее воздействие на них, побуждают к действиям, выступают в качестве образцов поведения.Участвуя в историко–краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, обучающиеся с ОВЗ воспринимают исторические события не как нечто далекое и нереальное, а становятся соучастникамивеликих делземляков, испытываютза нихгордостьирадость, сопереживаютутратам и трагедиям, пытаются понять и анализировать историко-краеведческий материал.
Таким образом, факты местной истории оживляют традиции своей предметностью, событийностью, возможностью раскрытия человеческой сущности, соприкосновение с возвышенным и прекрасным в конкретной человеческой судьбе. Все это влияет на процесс духовно-нравственного
8становления обучающихся с ОВЗ, их личностное самопознание, идентификацию и самоопределен