В последнее время в образовательных учреждениях резко возник интерес к изучению родного края. Это обусловлено рядом причин: деидеологизацией общества и стремлением заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского движения вакуум; желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).
Актуальность исследования определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Культурной традицией любого народа является изучение природы, истории, экономики, быта своего края. В этом отношении значение краеведческого материала в преподавании истории, географии, мировой культуры и других учебных предметов общеобразовательной школы трудно переоценить. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьных музеев и т.д.) краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности. Воспитательная работа становится наиболее эффективной, если она носит поисковый, исследовательский характер, который и есть суть краеведения в целом (Иванов, Матрусов, Сейненский 1993).
Д.С. Лихачев писал о том, что "краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки"
Понятие « краеведение» означает всестороннее изучение определенной части страны, города, деревни, улицы, поселения местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
Всестороннее изучение родного края, на которое направлена работа в системе школьного краеведения, в настоящее время немыслимо без познания культуры и достояния современного края, которое способствует расширению общеобразовательного и мировоззренческого кругозора школьников, повышает их общую и эстетическую культуру, воспитывает патриотизм и бережное отношение к прошлому и настоящему.
Таким образом, прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать
Таким образом, организация краеведческой деятельности учащихся способствует решению больших и сложных задач нравственного, патриотического, толерантного воспитания подрастающего поколения. Школьное краеведение создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, формирования и развития общественных интересов учащихся.
Традиционной формой массовой краеведческой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, событиям, связанным с прошлым и настоящим своего края. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны и края, стимулируют детскую активность, развивают инициативу.
Фольклор – это мудрость, которой народ поделился при помощи песен, сказок, поговорок и др. Фольклор собирали ученые, уходя в экспедиции по селам и деревням края. Дети тоже «ходят в экспедиции», собирают материал народов своего края, участвуют в праздниках.Фольклорные праздники вносят разнообразие, вызывают познавательный интерес учащихся, фольклор способствует воспитанию любви к родному краю.
Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии в природу, к историческим памятникам и памятным местам, экскурсии в краеведческие музеи. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес (Родин, Соколовский 1974: 67).
Широкое распространение среди школьников получили: конкурсы, викторины по краеведению. Они проводятся с целью выявления и развития интересов и способностей учащихся, стимулирования их познавательной активности, поэтому в условиях специальной школы эти формы внеклассной работы приобретают коррекционное значение
Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа по краеведению может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере.
Развития работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся. Изучение краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе в исследовательском кружке. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.
Город - герой Волгоград… Это имя вписано в героическую летопись во всемирной истории. Здесь каждая улица, каждый дом овеяны дыханием беспримерного подвига. За свою более чем четырехвековую историю город часто оказывался в центре крупнейших событий, с которыми необходимо познакомить обучающихся, чтобы они смогли узнать и полюбить свой город, научиться гордиться им и людьми, которые многое сделали, чтобы он стал процветающим, героическим, красивым…
Краеведение отражает ощущения интереса и любви к своему краю — его природе, особенностям, историко-культурному наследию. Интерес к краеведению в большей мере формируется не разумом, а душой, сердечной привязанностью.
Не оставляет равнодушными наша работа по краеведению и наших родителей. Они ездят с нами на экскурсии, присутствуют на наших отчётах и праздниках, помогают найти и оформить нужный материал. Презентацию, поддерживают все наши начинания.
Тематика родительских собраний:
Как научить ребёнка любить родной край.
Почему нам надо посещать памятные места и памятники Волгограда.
Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края.
Родословное древо семьи.
Как помочь ребёнку стать исследователем истории родного края.
Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований.
Привлечение родителей учащихся к реализации программы
способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.
Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:
Помощь в получении знаний
Оценка результатов деятельности
Родительские собрания
Выставки работ
Презентации
Организация и проведение экскурсий и праздников.