Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе образования, расширения возможностей образовательной среды, создания дополнительных пространств самореализации учащихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, в предметных и метапредметных областях. В статье даны основные задачи и этапы КТД. Приведены примеры использования на занятиях и во внеурочной деятельности по предмету.
Просмотр содержимого документа
«"Роль КТД в формировании метапредметных и предметных компетенций школьников"»
«Роль КТД в формировании метапредметных и предметных компетенций школьников».
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе образования, расширения возможностей образовательной среды, создания дополнительных пространств самореализации учащихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, в предметных и метапредметных областях. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, организационно – деятельностные игры, тренинги, социализация учащихся в ходе познавательной деятельности, социализация учащихся средствами общественной и трудовой деятельности.
КТД выполняют две основные задачи: развивают отношения в коллективе, создают условия для развития каждого. По видам деятельности КТД классифицируется как общественно-политические, трудовые, познавательные, художественные, спортивные и др.
Этапы КТД:
1. Предварительная работа учителей – определение воспитательных задач, наметка исходных направляющих действий, стартовая беседа с детьми.
2. Коллективное планирование «Сами придумали» – главная роль принадлежит подросткам. Ответ на поставленные задачи и вопросы ищутся в микроколлективах – каждый высказывает своё мнение. Затем собирается весь коллектив на стартовый сбор. После обсуждения принимается проект КТД. Выбирается совет дела.
3. Подготовка КТД «Сами подготовили» – созданный проект КТД уточняется и конкретизируется сначала советом дела, затем в микроколлективах, которые начинают работы по воплощению отдельных частей общего замысла.
4. Проведение КТД «Сами провели» – выполнение работ, реализация проекта.
5. Подведение итогов «Сами прорефлексировали» – итоговый сбор. Обсуждение, анализ, «плюсы» и «минусы».
6. Стадия ближайшего последствия КТД «Используем в будующем» – практическое использование накопленного опыта в дальнейшей работе.
КТД предполагает: постановка при общении с детьми целей деятельности; право детей на обоснованный выбор; акцентирование внимания на авторстве идей и предложений при коллективном планировании деятельности; подчёркивание ценности всех идей в том числе и непринятых; признание вклада в общее дело; возможность разработки альтернативных проектов и дел; поручения группового и индивидуального характера; максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, введение специальных ролей; акцент на добровольность участия во всех делах; сочетание групповых и индивидуальных конкурсов; публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; анализ КТД.