Современному человеку необходимо владеть очень многими умениями, чтобы жить в ритме современного общества:
процессы глобализации ставят перед человеком задачу формирования и развития умения находить общий язык с другими членами общества, способности ведения конструктивной дискуссии, умения преподнести себя и свою работу, идею, а иногда, и продать ее третьим лицам;
многообразие и неоднозначность сегодняшней жизни требуют от современного человека умения выстраивать различные траектории достижения целей, способности выявлять проблемы без наставничества или помощи; умения задавать вопросы и ставить под сомнение преобладающие стратегии мышления и другое;
необходимо систематические обновлять запас профессиональных знаний и умений, быть способным быстро выделять и усваивать важные данные из массы информации; а частота современных экономических кризисов заставляет человека даже и менять свою профессию.
Именно с учетом этих особенностей и была выстроена поэтапная и планомерная работа с учащимися первого класса. На первом этапе была проведена диагностика возможностей, склонностей, интересов, потребностей, планов каждого ученика. В нашем арсенале следующие возможности: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа. Для тестирования использовала методики: опросник «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой), Венгер А.Л. проективный рисунок «Я в прошлом, настоящем и будущем», методика «Лесенка» В. Г. Щур, методика «Кто я?» (модификация методики Куна), методика «Анализ ситуаций» (по Колмогоровой Л.С.), «Солнце, тучка, дождик», методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин), методика «Рисование по точкам» (А.Л. Венгер), «Образец и правило», методика «Корректурная проба», задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман), опросник «Мотивы учебной деятельности». М.Р. Гинзбург.
Второй этап осуществлялся через анализ материалов диагностики с участием родителей, разработку общих подходов в работе с учениками. Далее разделение учащихся по группам, организация работы и отслеживание результатов этой работы, оценка и самооценка выполнения программы и планов. На последнем этапе - внесение в них корректив, изменений, дополнений, а также подведение итогов.
Большую тревогу вызвали результаты в области так называемых личностных универсальных учебных действий. Это и была первая группа. Среди многих составляющих данного УУД в первом классе считаю важным мотивационную и психологическую составляющие, поэтому мониторингу подверглись именно они. Не секрет, что человек, знающий что он делает и для чего, может горы свернуть. Несмотря на то, что в первом классе безотметочное обучение, которое призвано сформировать мотивацию внутреннюю, чтобы сам процесс учения вызывал интерес и стимулировал познавательную активность человека, для многих детей изначально характерна внешняя мотивация: родители уже рассказали, что учиться надо хорошо, чтобы приносить домой пятерки. Дети зачастую после устного развернутого оценочного суждения об их работе просят поставить «пятерку куда-нибудь», «скажите маме, что я поднимал руку», «а дадут за это грамоту, приз» и т.д. Кроме того большая часть первоклассников на первый план в школе ставит общение с одноклассниками, учителем или вообще желание играться. Результаты исследований в классе показали, что только 20% (четыре человека из 25) первоклассников имеют устойчивую мотивацию к обучению. Большая часть детей приходит в школу, чтобы пообщаться с одноклассниками, поиграть. При этом первоклассники положительно оценивают свое пребывание в школе, преподаваемые предметы, удовлетворены общением с учителями и родителями. 30% детей показали высокую утомляемость, наличие перегрузок. В результате бесед с родителями были откорректированы режимы дня этих школьников. Как показывает практика, если не ведется специальная работа по воспитанию внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением к учению развивается безразличие, равнодушие к работе. Из таких учащихся в лучшем случае выходят исполнители готовых конструкций, лишенных стремления к поиску. Понятно, что у первоклассников необходимо формировать умение и прививать желание учиться, работать. Считаю, что задача учителя и родителей найти баланс между внешним, игровым и осознанным, внутренним мотивом обучения. Учитель может используя весь арсенал современных технологий постепенно сформировать понимание того, что учиться надо, чтобы быть образованным, интересным, современным, свободным.