СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль кукол в воспитании и развитии детей

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается проблема применения игрушек (кукол) в процессе развития и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводятся основные аспекты, на которые оказывает влияние выбор кукол родителями и воспитателями. Также представлена их классификация по назначению и краткая история игрушек в мировой культуре. Обосновывается необходимость внимательного подбора кукол для детей и негативные последствия использования неподходящих игрушек.

Просмотр содержимого документа
«Роль кукол в воспитании и развитии детей»

Яковлева Д.Ф., 3 курс, пед. Образование ИЗО и МХК

Научный руководитель: ст. пр. Чернышева М.М.



Роль кукол в воспитании и развитии детей

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема применения игрушек (кукол) в процессе развития и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводятся основные аспекты, на которые оказывает влияние выбор кукол родителями и воспитателями. Также представлена их классификация по назначению и краткая история игрушек в мировой культуре. Обосновывается необходимость внимательного подбора кукол для детей и негативные последствия использования неподходящих игрушек.

Annotation. The article deals with the problem of using of toys (dolls) in the process of development and teaching of preschool and primary school children. The author analyzes main aspects, on which the choice of dolls by parents and educators influences. Also there is their classification by purpose and a short history of toys in world culture. The necessity for careful selection of dolls for children and negative consequences of using inappropriate toys are justified.

Любой ребенок предпочитает игру другим способам познания: в игровом процессе он изучает все, что его окружает, учится выражать свои мысли и чувства. И в этом ему многие века помогают куклы.

Изучение и изготовление кукол – серьезные увлечения, которым посвящено множество книг и пособий. Это стало весьма популярным хобби как у детей, так и у взрослых.

Цель доклада – раскрыть роль кукол в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • изучение кукол, как средства творческого развития дошкольников;

  • знакомство с традициями русского народа, обычаями, эстетической и религиозной составляющей;

  • изучение роли кукол в развитии мелкой моторики и навыков рукоделия у детей;

  • развитие творческих способностей, художественного вкуса, воспитание интереса и любви к искусству;

  • приобщение к ценностям родной и зарубежной художественной культуры.

Кукла — важный инструмент развития. Но они, как и другие игрушки, интересны также и взрослым. Некоторые люди всю свою жизнь посвящают куклам. Ведь кукла — это словно живое существо, если в нее вложена частичка души художника-изготовителя.[1]

Самым древним египетским куклам около четырех тысяч лет. Они были украшены париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными религиозными обрядами. Древнейшие египетские куклы исполняли роль посмертных даров и были созданы для того, чтобы скрасить одиночество погребенного. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и оказывать влияние на человеческие жизни.[2]

Около двух тысяч лет назад появилась китайская кукольная традиция, которая дошла до наших дней, как “театр теней”. Данное название не совсем уместно, так как зрителю видны не тени, а скорее силуэты. Сами фигурки делались из бумаги, кожи, или картона, а управляли ими с помощью деревянных, бамбуковых или металлических палочек. В начале нашей эры куклы проникли из Китая в Корею. В Средневековье театр теней стал популярным по всей Азии и лишь в начале Нового времени приобрел известность и в Европе.

В эпоху Возрождения куклы обрели наибольшую популярность в Италии. Итальянские театральные куклы имели небольшую свободу движений, однако кукловоды смогли реалистично изобразить точность в повторении человеческих движений и жестов.

Работая с детьми, педагог должен понимать, какова роль игрушек и, в частности, кукол в социализации и развитии детей. Для этого необходимо учитывать особенности психологии развития ребенка и разбираться в истории кукольного дела.

Типы кукол:

  • обрядовые куклы;

  • обережные куклы;

  • игровые куклы;

  • театральные куклы.

Обрядовые куклы были связаны с календарными событиями и праздниками, а также религиозными обрядами. Примером, иллюстрирующим роль обрядовых кукол, дошедших до наших дней, может служить чучело Масленицы и огородные пугала, ранее игравшие роль волшебной защиты для посевов.

Так же куклы делали для обрядов и в качестве оберегов. Им приписывались магические свойства: обереги защищали человека от болезней и чар, помогали в хозяйстве, личных делах.

Примером куклы-оберега может служить старинная славянская тряпичная кукла Бессонница. [4]

Игровые куклы – наиболее распространенная разновидность современных игрушек. Однако и в древности существовали куклы, которые предназначались для детских игр.

На протяжении многих веков игровые куклы были довольно примитивными, так как материалы для изготовления сложных и реалистичных игрушек были очень хрупкими и стоили больших денег. Важную роль играли и суеверия: считалось, что нанеся вред кукле, наносишь его и ее владельцу.

Обыкновенная игровая кукла XX века имела черты лица и пропорции ребенка. Однако в 1959 году компания “Маттел”, находящаяся в США, представила миру первую куклу, выглядящую, как взрослая женщина, ставшую прообразом всемирно известных в наши дни кукол Барби. [5]

Однако, такие куклы, как Барби, отрицательно влияют на самовосприятие и самооценку детей, так как навязывает нереалистичные идеалы внешнего вида.

В наше время большую популярность получили куклы в виде персонажей различных популярных произведений массовой культуры: литературы, видеоигр, кинофильмов, мультипликационных фильмов, комиксов и интернет-культуры (с распространением Интернет-мемов).

Прототипы первых театральных кукол появились еще на заре цивилизации, когда религиозные обряды постепенно становились все более и более театрализованными.

Современные театральные куклы весьма разнообразны, так как в ходе истории театр вобрал в себя традиции многих народов и эпох. Они, в свою очередь, делятся на три основных типа:

  • верховые куклы (перчаточные и тростевые), управляемые снизу (актеры-кукловоды в данных постановках, как правило, спрятаны за ширмой);

  • низовые куклы (марионетки), управляемые с помощью нитей (актер-кукловод находится сверху);

  • серединные куклы, бывшие как ниточными, перчаточными или тростевыми, так и ростовыми; актер-кукловод, как правило, виден зрителям и зачастую является частью постановки, взаимодействуя со своим персонажем.

Культурным достоянием России является Государственный академический Центральный театр кукол им. С.В. Образцова – крупнейший в мире театр кукол, созданный в 1931 году знаменитым кукольником ХХ века, актером и режиссером Сергеем Образцовым. Театр представляет искусство играющих кукол для зрителей любого возраста. «Визитная карточка» театра – кукольные часы над входом.

Театрализованные игры всегда находят отклик у большинства детей. Они с удовольствием участвуют в игре: отвечают на вопросы, заданные куклами, выполняют просьбы, дают советы, вживаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с героями, предупреждают их об опасностях, готовы всегда прийти на помощь.

В наше время существует множество игровых кукол, но, к сожалению, далеко не все из них хорошо влияют на ребенка. Родители должны с умом подходить к вопросу выбора игрушек для своих детей, так как влияние кукол на детей очень велико. Также важно подбирать игрушки в соответствии с возрастом человека.

Одну из главных ролей в процессе обучения могут сыграть куклы, сделанные своими руками. Их изготовление прививает детям навыки рукоделия.

Создание традиционной куклы – это также и внимание к обычаям, традициям, истории русских людей, без которых немыслимо воспитание ребенка. В наше время утеряны многие традиции, передававшиеся нашими предками от отца к сыну и от матери к дочери на протяжении многих веков, и наша задача – постараться не забывать нашу историю и привлечь к народной культуре большее внимание.

Одним из способов создания рукодельных кукол является лепка.

Как говорил В.С.Кузин в своей рабочей программе по ИЗО 1-4 класса: Этот вид художественного творчества (лепка) развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции”.[6]

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что как старинные, так и современные куклы могут выполнять различные задачи. Для ребенка кукла – не только игрушка, но и друг. В играх с ними дети учатся коммуникабельности, фантазии, творчеству, тренируют память. Но главное, что в процессе игры у ребенка возникает эмоциональный контакт с куклой. Дети привязываются к ним, как к людям и болезненно реагируют, когда их разлучают с любимыми игрушками. Создание кукол способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, развитию различных умений и навыков, необходимых для ребенка, а также формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, во всем его многообразии.



Список литературы:



  1. Статья «История возникновения кукол»

https://www.fotovarka.ru/istoriya-vozniknoveniya-kukol/

  1. Статья «История возникновения игрушки» http://www.vmest.ru/nuda/samim-drevnim-egipetskim-kuklam-okolo-4-tis-let-payaca-arheolo/main.html

  2. Статья «куклы и марионетки в истории и литературе»

http://www.nitpa.org/kukly-i-marionetki-v-istorii-i-literature/

  1. Йорик. История марионеток/ Библиотека театра и искусства. - 1913. - кн. 2.

  2.  Статья «Кукла Барби: за и против» (http://ladies.academ.org/articles/deti/2335).

  3. 6. Статья "Рабочая программа по ИЗО (В.С.Кузин) 1-4 кл" http://infourok.ru/rabochaya_programma_po_izo__v.s.kuzin_1-4_kl.-191352.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!