Роль куратора в формировании национального самосознания и
формировании межнациональных отношений
Цивилизация вместе со всеми присущими ей благами в то же время несет в себе массу негативных проявлений: разрушение моральных ориентиров, усиление бездуховности, рост преступности и многое другое. Особенно велико воздействие негативных сторон экономического прогресса на подрастающее поколение. Следствием такого влияния часто являются проявления бездуховности среди подростков, скептицизм, забвение национальных чувств, иждивенчество. Подростку и в самом деле трудно сориентироваться в меняющемся мире, трудно ответить на многочисленные вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Кто как не куратор обязан указать ему верные ориентиры в мире, где перемены происходят ежедневно и ежечасно. Задача педагогов непроста, но все-таки, найти верный подход к решению этой проблемы возможно. Ведь как бы ни был изменчив мир - многие нормы и правила поведения людей, выработанные человечеством, дошли до нашего времени и стали общепринятыми, интернациональными.
Так, отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа, любой нации. Она определяет качества человека и мобилизуют его на труд во имя народа, укрепления морально-политического могущества своего государства, на сохранение народного достояния, природы и окружающей среды.
Патриотизм проявляется в гордости за успехи своего народа в области науки, техники, производства, в культуре, уважительном отношении к атрибутам своего государства, к законам. Патриотизм укрепляет чувство долга и ответственности перед народом и государством, нетерпимость к нарушителям общественного порядка, непримиримость к несправедливости в отношениях между народами.
Задачи воспитания у подрастающего поколения патриотизма, любви к родине, её языку и культуре важны для всех стран. Проблемы межнациональных отношений, их специфических особенностей, несомненно, актуальны для нашего полиэтнического общества.
Для национальной системы воспитания возрождение национального самосознания народа является одной из важнейших задач. Без чувства гордости за свою Родину нельзя стать настоящим гражданином своего Отечества. Надо только понимать, что чувство национального самосознания, которое способствует выделению своего этноса из числа других, не означает отчуждения - оно не должно стать фактором противостояния с другими народами. Более того, осмысление исторического прошлого своего народа должно способствовать тому, что народ сможет почувствовать себя равным среди равных в семье народов мира.
Национальное самосознание складывается из осознания человеком своего этногенеза, то есть из знания происхождения своего народа.
Одной из наиболее распространенных форм организации воспитательной работы является проведение классных часов.
К другим формам фронтальной воспитательной работы традиционно относятся: коллективная подготовка и проведение массовых мероприятий, участие в общественно полезном труде, подготовка и выпуск стенгазет. И здесь существуют неограниченные возможности для того, чтобы куратору наполнить эти формы национальным содержанием.
Так массовые мероприятия могут быть связаны с традиционными календарно-обрядовыми праздниками народов. Общественно полезный труд может быть направлен на благоустройство родного города и села и в особенности памятных мест. Прикоснуться к подвигу в трудное время для Родины можно своим трудом и поступками.
Работа куратора по воспитанию культуры
межнациональных отношений
Национальное самосознание, достоинство, гордость иногда деформируют личность, вызывают проявление национального эгоизма, неуважительного отношения к людям другой национальности. Истинный патриот любит свою Родину, не унижая и не оскорбляя другие народы, независимо от их этнической принадлежности. Нация есть исторически сложившаяся общность людей на базе территории, экономических связей, культуры, языка, традиций и обычаев народов. Поэтому определять нацию и Родину только по этническому признаку - это и есть националистический подход к патриотизму. Такой подход ущербен не только для самой личности, но и для общества: в условиях многонациональной страны может привести не к объединению интересов людей, а к разъединению, противопоставлению. Идеальная ситуация, когда специфическое, национальное развивается в гармонии с интернациональным, на его основе.
Для того чтобы добиться этого, куратору необходимо поддерживать и развивать все, что способствует объединению различных национальностей. Важно научиться влиять на процесс формирования качеств, определяющих отношение человека к своей этнической общности. Как установили исследования, проводившиеся сотрудниками Оренбургского университета, «культура межнационального общения учащихся проявляется в испытываемых ими чувствах и эмоциях, в их импульсивных реакциях, наклонностях и переживаниях. Конечно, любой человек может поддаться различным, в том числе и отрицательным, эмоциям, но культура межнационального общения обучающихся проявляется в умении управлять своими эмоциями, сдерживать их и стараться не переносить на других, не заражать ими окружающих». Поэтому наряду и одновременно с патриотическим воспитанием следует прививать обучающимся общечеловеческие ценности: уважение к человеческому достоинству, стремление к интернациональным связям и дружбе между народами.
Кроме того, появлению или усилению разного рода отклонений могут способствовать неуважительные или пренебрежительные отношения к иностранному языку, культуре, добрым традициям, а также ошибки и просчеты, допускаемые в кадровой политике. Недостатки одного человека или неуважительное к нему отношение подчас распространяются на всех людей данной национальности.
Следовательно, куратор должен помочь обрести уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом: каков он человек, а не к какой национальности принадлежит; надо показать обучающимся, убедить их в том, что нет «плохих» и «хороших» национальностей. Есть плохие и хорошие люди. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности — признак бескультурья, невоспитанности. Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже придется идти против своих сородичей, соотечественников. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.
Таким образом, культура межнациональных отношений начинается с культуры отношений межличностных. Поэтому куратору нужно предложить ребятам небольшие сочинения на такие темы: «Круг моего знакомства», «Круг привязанностей», «Зона отчуждения», «Деловое общение». Пусть они определят, на каких правилах базируется их общение с людьми, какие ценности они исповедуют, на что ориентируются.
Кроме того, и дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Поэтому участие студентов в подготовке и проведении международных праздников и знаменательных дат в жизни разных народов и стран помогает им осознать свою причастность к мировому сообществу и понять общечеловеческие ценности, необходимость сотрудничества и взаимной помощи.
Культура межнационального общения предполагает знакомство с национальными семьями, их обычаями и традициями. Поскольку «для «генерирования» у обучающихся интереса к культурам других народов и их представителям необходимо сочетание привлекательности и элементов неопределенности»., классный руководитель может предложить учащимся подготовить беседы по теме: «Чеченская семья», «Армянская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Казахская семья». Ребята изучат праздники и традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру. Исследовательские группы во главе с преподавателем, изучают проблемы «Язык твоего народа», «Национальные традиции». Знать как можно больше о других народах — это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.
Подводя итог, заметим следующее. Задача формирования у обучающихся национального самосознания и формирования культуры межнациональных отношений в условиях становления нашего государства, в условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок важна и актуальна. Решение этой задачи позволит вырастить и воспитать патриотов, настоящих граждан своей родины, и таким образом обеспечить ее будущее, потому что отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа, любой нации. Кроме того, настоящий патриот, гордящийся своим отечеством, не станет добиваться признания, унижая и другие нации и национальности. И, таким образом, оказывается, что развитое национальное самосознание – является своего рода гарантией от проявлений экстремизма и национализма в межнациональных отношениях.
С этой целью оказывается возможным наполнить традиционные формы работы куратора с обучающимися национальным содержанием, что будет способствовать знакомству обучающихся с традициями, культурой, языком. Вместе с тем, куратору необходимо учитывать национальный состав студентов. Хорошо, если работа по изучению культуры своего народа будет вестись параллельно со знакомством с культурой, традициями и обрядами других народов. Это поможет преодолеть чувство национального самомнения, самовозвеличивания, чувства национальной исключительности и позволит почувствовать ребятам место своей культуры, как равной среди равных в ряду других культур народов мира.
4