МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Чернухинская школа – интернат»
Методический материал подготовлен учителем технологии
Чечумаева Виктория Валерьевна
«Цветоводство и декоративное садоводство.»
Роль ландшафтного дизайна
в повышении интереса учащихся к изучению предмета
Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, радости побед и горести поражений познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах, в школьном дворе. В нашей школе делается все, чтобы само помещение школы, ее территория были притягательными, в чем-то волшебными. Когда в школе чисто и уютно, а школьному двору позавидуют многие учебные заведения, тогда и учиться будет интереснее.
На территории школьного двора гармонично сочетаются посадки деревьев, кустарников, цветов. Удивительно, но факт – всю эту красоту мы создали сами. Да, приятно гордиться полученными достижениями, но путь к успеху длился не один год.
В современном обществе из года в год растет интерес к ландшафтному искусству.
Содержание “Цветоводство и декоративное садоводство” обеспечивает получение знаний о жизни цветочных и декоративных растений, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Программа данного курса ориентирована на активное познание мира цветочно-декоративных растений. В этой связи в нее включены темы практических работ, опытов и наблюдений. Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность учащихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей. Основными задачами школы-интерната являются формирование у обучающихся практических и социально значимых навыков, которые позволяют им вести самостоятельную жизнь по завершению школьного обучения, правильного осознания перспектив будущей жизни, умения самостоятельно решать возникающие вопросы. Уроки трудового обучения по профилю “Цветоводство и декоративное садоводство” направлены на подготовку обучающихся воспитанников к ручному труду в озеленительном хозяйстве. Специальные коррекционные занятия позволяют обратить внимание на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития, изучение декоративных растений, условия их содержания, элементы ухода за ними.
Существует старая истина: « Если хочешь жить в городе - саде, выйди и посади сад сам. За тебя это не сделает никто другой». Именно этим целям и призвана служить моя работа по приобщению школьников к азам ландшафтного искусства, развитию познавательной активности, воспитанию чувства гармонии с природой.
В ходе учебно-воспитательного процесса в рамках реализации поставленной цели ребята знакомятся с историей садово-паркового искусства, с элементами ландшафтного оформления: «клумба»,«альпийская горка», «водоём», «вертикальное озеленение». Накапливающийся объём информации переносит подростка из одной области знаний в другую. Он как бы «путешествует » то по истории, то по географии, то по живописи, знакомясь при этом с опытом предшествующих поколений, с культурным наследием разных народов ландшафтного и декоративного озеленения дворов, парков, садов, усадеб и т.д.
Желание придать своему школьному двору красивый, облагороженный вид делает каждого ребёнка неравнодушным, стимулирует его активность. Свобода творчества школьников имеет глубокий педагогический смысл. Она расширяет умственный кругозор, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает его активность, его волю к действию, помогает с большой настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. При этом нашей задачей был не только анализ результатов, но также протекание и коррекция самого педагогического процесса. Важно только приучить учащихся к тому, чтобы усилием индивидуальной или коллективной воли задуманный образ был непременно осуществлён и замысел был выполнен до конца.
Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту
Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. На уроках мы учимся разрабатывать эскизы будущих клумб и рабаток с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений. Обсудив эскизы на итоговом уроке , отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного дизайна – рокарии, вертикальное озеленение, использование малых архитектурных форм, красивые клумбы
Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование.
Цветники стали элементами декора пришкольного участка, служат прекрасным украшением для него.
Зимой мы рассчитываем количество и виды растений, которые необходимы для посадки, выращиваем рассаду и производим её высадку согласно рисунку и цветовой схеме.
Выращивание рассады – важный момент :
• во-первых, ребята приобретают знания по биологии и агротехнике выращивания различных растений;
• во-вторых, выращенная своими руками рассада украшает затем территорию пришкольного участка, вызывая особые чувства – желание её сохранить, защитить и приумножить;
• в-третьих, школа ощущает материальный и моральный вклад учащихся в обустройство пространства школы.
Клумба из одних только цветов – все равно что фильм без ролей второго плана или вокальный номер без музыкального сопровождения
Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить необычайное по своему великолепию, а также длительное цветение нашего сада. Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты.
Красота мимолетна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе. Однако наши насаждения хорошо спланированы и привлекательны на протяжении всего года и являются в полном смысле слова произведениями искусства
В заключение хочется привести слова выдающегося русского педагога
К. Д. Ушинского «…Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». И это замечание справедливо по отношению к ландшафту участка школы. Мы проделали огромную работу по благоустройству школы, сделали красивым свой двор, но останавливаться на достигнутом не намерены. Мы в начале интересного творческого пути. Много идей и замыслов, которые ещё предстоит воплотить в жизнь.